Что отличает и различает подростков?
Отличают подростков от других возрастов одни черты, а различают их между собой — совсем другие. Вы поняли, что я сказал? Чем вы отличаетесь от взрослых? А чем различаетесь друг от друга? Ясное дело, это не одно и то же. Подростки отличаются от взрослых и детей по характеру и поведению. Они, с одной стороны, чрезвычайно сконцентрированы на самих себе, с другой — способны на неординарные поступки, яркое проявление альтруизма. АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter — другой) — бескорыстная забота о благе других людей. Противоположность эгоизму. Их внимание так же легко переключается с предмета на предмет, как мотылек порхает с цветка на цветок. В то же время они могут сидеть часами, сосредоточившись на том, что им действительно интересно. Они иногда кажутся бесчувственными и невнимательными к другим, но, когда вы меньше всего ожидаете этого, они могут продемонстрировать свою любовь и готовность помочь. Они сосредоточены и непоследовательны, осторожны и непредусмотрительны одновременно. Короче говоря, они противоречивы и непредсказуемы. И в этой непредсказуемости, в этом бросании из огня да в полымя, выражается суть подросткового возраста. В 13 лет многие подростки переживают так называемый гебоидный период". Это время, когда растормаживаются все подростковые влечения. Именно тогда вчерашние дети начинают курить, выпивать, пробовать наркотики, вливаться в «плохие компании» и развлекаться, к примеру, прокалывая шины у чужих автомашин. Это возраст контрастов, перемен, экспериментирования и роста. Подобные колебания помогают уже не ребенку, но еще не взрослому выбрать собственный путь в жизни, приблизившись к миру взрослых. А подобный выбор, быть может, и есть самая важная задача на данном этапе жизни. В подростковом (или, как говорят специалисты, пубертатном) периоде становится особенно отчетливой разница в темпах созревания у ребят одного и того же возраста (один в 14 лет почти мужчина, другой — еще совсем мальчик). К этому возрасту особенно выраженной становится разница по уровню общей адаптированное™ внутри группы ребят.
На фоне таких важных физиологических перестроек происходят и значительные психологические изменения. Прежде всего, по сравнению с периодом младших классов, начинает преобладать ориентация на среду ровесников, общение с которыми становится важнейшей потребностью и самой значимой частью жизни подростка. Часто близкие отмечают, насколько резко подросток стремится к своей жизни, отдельной от жизни родителей; по- Геба — это древнегреческая богиня юности рой он даже начинает противопоставлять себя семье. Ценности, кумиры, манера поведения могут формироваться у подростка в первую очередь в общении с такими же, как он, ребятами, а не в семье. В подростковом возрасте мы начинаем выбирать образ взрослого себя. Пора безоблачного детства вроде бы прошла, и самое время всерьез заняться решением нравственных и профессиональных проблем. Если семья не бедствует и не нужно протирать ветровые окна автомобилей, зарабатывая себе и семье на жизнь, то можно остановиться, призадуматься, оглядеться в этой жизни. Одним словом, разобраться в себе и в окружающем мире. Подросток всеми фибрами души впитывает новую информацию о мире. Иногда даже не сортируя ее, проглатывает целиком, как есть. Но чаще он разборчив, внимателен и иногда недоверчив. Он начинает критически относиться не только (добавлю: часто не столько) к себе, сколько к людям. Стоит ли им доверять, как спрашивает он себя. И не всегда ответ в пользу взрослых.
Оказывается, некоторые подростки циничны и подозрительны по отношению к другим людям. В одном из исследований только четверть старшеклассников средней школы заявили, что людям можно верить, еще четверть затруднялись дать ответ, а половина школьников придерживалась мнения, что «всегда лучше подстраховаться». Имеются серьезные причины для такой недоверчивости: каждый шестой подросток сообщил, что ему угрожали с применением оружия, также каждому шестому угрожали без применения оружия, каждый четвертый подвергался оскорблениям12. Если подростки циничны и недоверчивы, то кто тому виной? Не мы ли, взрослые? Не в нашем ли окружении они существуют? Не мы ли их обделяем своим теплом и защитой? Или они такими родились? Но, простите, кто их родил? Выходит дело, кругом виноваты взрослые. Так что вы от них тогда хотите? Подростковый возраст, возможно, самый противоречивый. Подростки могут не верить взрослым и вместе с тем больше чем надо доверять своим ровесникам. Если взрослые говорят «наркотики — зло», а друзья внушают «наркота — это кайф», то высока гарантия того, что подросток поверит вторым, а не первым. Так же безотчетно подросток склонен доверять себе. Хотя людям в целом он может и не верить. Подростки могут смотреть на будущее своего общества с большим пессимизмом и вместе с тем быть весьма оптимистичными относительно своего будущего. На этом противоречии их и поймали американские социологи. Американская молодежь, как они установили, действительно смотрит в будущее без особого оптимизма. Сегодня пессимизм даже более распространен, чем десятилетие назад. Больше половины выпускников школ соглашались с мнением, что в ближайшие пять лет положение дел на планете будет только ухудшаться, треть пророчили подобный спад именно США. Однако 12 Раис Ф. Указ. соч. С. 25. в отношении своей собственной жизни подростки более оптимистичны. Девять из десяти старшеклассников считали, что их жизнь изменится к лучшему. Такое отношение ярко характеризует подростков. Как правило, они убеждены: если что плохое и случится, то не с ними. Для подростков весьма характерно относиться оптимистично к своему будущему и пессимистично — по отношению ко всему остальному13.
ВНЕШНЯЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ В биологическом отношении именно в подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка, развертывается процесс полового созревания, происходят процессы морфологической и физиологической перестройки организма, наиболее интенсивно протекающие в возрасте 11 — 13 лет у девочек и 13—15 лет у мальчиков. За счет акселерации физического развития наблюдается сдвиг этих сроков на 2—3 года раньше. Происходит рост в длину, увеличивается вес тела и размер окружности грудной клетки, появляются вторичные половые признаки. Увеличение массы мышц и мышечной силы наиболее интенсивно идет в конце периода полового созревания. Развитие мускулатуры и у мальчиков и мягких тканей у девочек приводит к появлению соответственно черт мужественности и женственности. Однако перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движении, появлением неловкости, угловатости. В результате подростки часто испытывают недовольство своим внешним видом, иногда принимающее патологические формы. Одна из них дисморфофобия — хроническая неудовлетворенность своим внешним обликом. Несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития кровеносных сосудов от роста сердца) может вызывать временные расстройства кровообращения, повышение давления, головные боли, учащенное сердцебиение и др. Начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции также приводит к временным нарушениям в деятельности нервной системы (повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, склонность к аффектам). Эмоциональная реакция подростка на изменение своего тела и внешнего облика играет в его жизни не меньшую роль, чем сами эти изменения. Иногда и поводов для волнения нет. Подумаешь, веснушки или прыщи!? С возрастом они пройдут. Но сколько переживаний по этому поводу. Подростки начинают усиленно заботиться о своей внешности. Их волнуют такие вопросы, как собственная привлекательность, телосложение, вес. Они внимательно следят за тем, нормально ли развиваются.
13 Райе Ф. Там же. Подросток полагает, что другие люди озабочены его поведением и внешним видом так же, как и он сам. Именно это убеждение американский психолог Д. Элкинд14 обозначает термином «воображаемая аудитория» (imaginary audience). Он рассматривает этот феномен как один из основных компонентов эгоцентризма в подростковом возрасте. Мысленно подросток пытается настойчиво предвосхитить реакции других людей на себя. Эти предвосхищения зависят от того, как подросток относится к себе. Подросток считает, что другие будут относиться к нему точно так же, как и он сам. Таким образом, подросток постоянно конструирует «воображаемую аудиторию», центром внимания которой он сам и является. Стремление к уединению и нежелание подростка раскрываться в некоторой степени может быть реакцией на ощущение, что он постоянно находится под критическим взором других людей. Наличие «воображаемой аудитории» также помогает понять, что наиболее сильный аффект, особенно характерный для подростка, это — стыд как проявление реакции на постоянное внимание с ее стороны. От того, как ты внешне выглядишь, зависит не только самооценка, но и оценка тебя друзьями и знакомыми. Иногда случается так, что с мальчиком не водятся сверстники только потому, что он тучный или заикается. Подростки, обладающие внешней привлекательностью, как правило, вызывают у окружающих положительное отношение к себе. Их считают чуткими, доброжелательными, умными и преуспевающими. Красивые и стройные, как магнит притягивают к себе людей. Особенно в том возрасте, когда мы еще не научились понимать, что главное в человеке — душа, а не внешний облик. У красивых и стройных лучше завязываются межличностные отношения. САМООЦЕНКА — оценка человеком самого себя, своего внешнего вида и внутреннего мира; она может быть высокой, средней и низкой. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — устойчивое ощущение своей ущербности в чем-либо или неспособности к чему-либо (к сексуальным отношениям, отважным поступкам, занятиям музыкой или математикой и т.д.), которое превратилось в навязчивую идею. Исследование показало, что у привлекательных, по общему мнению, подростков отношения с родителями и сверстниками были лучше (по словам учителей и самих подростков), чем у тех, кого не считали привлекательными. Если взаимоотношения с другими людьми зависят от вашего внешнего вида, то, конечно, есть повод задуматься. Внешний облик человека влияет на развитие его личности, а не только социальных связей. Тот, кто стесняется своей внешности, нередко вырастает более замкнутым, раздражительным, неспокойным. С годами у него накапливается недовольство собой. Он не может избавиться от него, недовольство превращается в то, что психологи именуют комплексом неполноценности.
Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют важное значение в возникновении у подростка новых психологических образований, делают его более взрослым, стимулируют развитие интереса к противопо- 14 Elkind D. Children and adolescents: Interpretative essays on Jean Piaget. Oxford, 1981. ложному полу. Девочки-подростки примерно в 6—7 классе начинают замечать некоторые признаки созревания, например развитие груди. Половое созревание у мальчиков проходит примерно от 12 до 19 лет, а у девочек — в период от 10 до 17 лет. Из медицинских источников прошлого века известно, что начало менструального цикла у девочек приходилось на 17—18 лет, а у нынешних — на 13. У современных подростков 15 лет — время активного ухаживания, 80% современных школьников уже целовались, а начало половой жизни приходится у юношей на 16—17 лет, у девушек — на 16—18 лет15. Ни для кого не секрет, что современные подростки нередко живут половой жизнью больше и разнообразнее, чем их родители. Влюбленность для подростка — нормальный и очень нужный этап взросления, без него невозможно полноценное эмоциональное развитие личности. Многих подростков к половым контактам подталкивает влюбленность, но наряду с ней существуют и другие причины: самоутверждение (ведь к 13—14 годам прежних форм — быть хорошим учеником, сыном, товарищем и т.д. — уже мало, нужны другие), которое прежде всего связывается с собственной сексуальной принадлежностью. Именно под этим углом зрения молодые люди начинают переоценивать и себя, и окружающих. К другим причинам относится любопытство, желание не отстать от сверстников, возможность снять половое напряжение. Сексуальное влечение, активизирующееся в подростковом возрасте, само по себе проблемой не является, а представляет собой нормальный и очень важный этап становления личности. Реальный сексуальный опыт подростки приобретают легче, чем опыт эмоционально-любовный, эротический: тебя выбирают, ты выбираешь. Робкая нежность, встречи, поцелуи, разговоры и объятия, восторги и огорчения — вот в чем остро нуждается юный человек. Формирование сексуального влечения к лицам своего пола во многих случаях происходит именно в подростковом возрасте путем фиксации в фантазиях случайных эротических переживаний. У девочек степень выраженности сексуального влечения связана с проблемными переживаниями в области собственной персоны, восприятия будущего, отношений с мальчиками. Взрослея, подростки начинают обращать внимание на другие элементы своей внешности: бедра, ягодицы, нос, глаза и зубы. В одном из исследований студентам и студенткам колледжа предложили оценить свою физическую привлекательность по пятибалльной шкале, где высшая оценка равнялась 1. Оказалось, что как женщины, так и мужчины считают самым важным общий внешний вид, лицо, телосложение и зубы. Женщины обращают больше внимание на глаза, стройность ног, бедер, талии и груди. Мужчины придают значение очертаниям профиля, росту, шее и ширине плеч. Ситникова В. У моей дочери — роман // Аргументы и факты. 1994. № 36.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|