Задачи взрослеющего подростка
К выполнению заданий нас, кажется, приучать не надо. И что такое задачи и задания мы прекрасно усваиваем со школьной скамьи. Как только слышатся слова «домашнее задание», так у подрастающего поколения «мураши по коже», будто их сейчас поведут в кабинет прививки от дифтерита делать. Противнее нет, говоря словами из делового лексикона учащегося. 9 Тинейджеры заставят коммерсантов попотеть // Московская правда. 18 октября 1995. Но существуют другие задачи, которые решать каждому из нас приходится по жизни. Их так и зовут — жизненные задачи. Их выявил американский психолог Роберт Хэвигхерст. В своей книге «Задачи развития и образование» он выделил задачи развития в юности, которые посчитал всенепременнейшими. 1. Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом. 2. Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. 3. Принятие мужской или женской социально-сексуальной роли. 4. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. 5. Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость. 6. Подготовка к вступлению в брак и семейной жизни. 7. Появление желания нести социальную ответственность и развитие соответствующего поведения. 8. Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни, те. формирование собственной идеологии. От решения этих задач, в отличие от школьных, никому не отвертеться. Чуть запоздал, отложил напоследок, как это мы привыкли делать, пиши пропало. Не выполнил восемь задач, считай что не успел на поезд с названием «Взрослая жизнь». Какой же ты взрослый, если не умеешь устанавливать со сверстниками серьезных, мужских отношений, если повзрослевшие друзья держат тебя за малолетнего?
Все задачи жизни надо решать в свое время. Таково неписаное правило общественной жизни. Тебе под два метра, а ведешь себя как ребенок. А сколько «шестерок» юлит вокруг лидеров бандитских групп? Кто они? Тоже не выполнившие домашнего задания. Главари уже давно во взрослых, даже заматеревших, а ты — всего лишь на подхвате: что изволите приказать. Да и в армии нелегко. Над салагами издеваются до тех пор, пока не встречают достойный отпор — не обязательно физический. В такого рода учреждениях, как в армейской казарме или на тюремных нарах, — слабака чувствуют за версту. В годы сталинских репрессий, когда политических заключенных сажали в одну камеру вместе с уголовниками, чтобы те поиздевались над ними, возникала интересная ситуация. Здоровенные урки ходили в «шестерках», а хилые интеллигенты — в уважаемых и неприкосновенных. Почему? Твердость духа читалась зеками по глазам. Это качество уважалось всеми и всегда. Оно — признак нравственной зрелости человека. Как ты не лютуешь над ним, а сломить его волю нельзя. Но вернемся к оставленному Р. Хэвигхерсту. Он предупреждал: продвигаться к решению более сложной задачи можно только после решения более легкой. Шесть задач подростковой жизни образуют строгую последовательность и иерархию10. Одно наступает после другого. И неудивительно. Навыки, которыми ты овладел при решении предыдущей задачи, понадобятся для решения последующей. Результатом решения всех задач юности является наступление зрелости. Если кому-то не удалось справиться с задачами юности, он будет испытывать постоянную тревогу и осложнения в отношениях с другими людьми. В чем же конкретно заключается выполнение очерченных задач? 10 Раис Ф. Указ. соч. С. 77-78. Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом. В подростковом возрасте человеку свойственно, такова уж его природа, чрезмерно беспокоиться по поводу своих физических данных. То рост слишком мал, то веснушек слишком мало, то что-нибудь на носу выскочило. Забот хватает. Подростку необходимо принять свой физический облик и изменения, происходящие в его организме, а также научиться заботиться о своем теле и эффективно владеть им в таких видах деятельности, как физкультура и спорт, отдых и развлечения, работа и повседневные дела.
Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Детские интересы и дружба между сверстниками одного пола должны смениться разнополой дружбой. Вы все еще толкаете девчонок, дергаете их за косички, плюетесь на них вместо того, чтобы подать им пальто, угостить мороженым или пригласить в кино? Значит, вы еще не повзрослели. Пора призадуматься. Чтобы стать взрослым, необходимо научиться искусству общения и поведению с представителями другого пола. Принятие мужской или женской роли. Что означает быть мужчиной? Что означает быть женщиной? Как должен выглядеть мужчина, а как — женщина? Как они должны себя вести? Кем должны стать в жизни? Недостаточно мальчикам играть в войну, а девочкам — в куклы. Конечно, это разные игры — мальчишечьи и девчачьи. Но может быть этого мало. Надо научиться более взрослым отношениям между мужчиной и женщиной. Подумать, например, о том, что такое роль мужчины как кормильца семьи. Посоветуйтесь с родителями. Они вам точно укажут кто есть кто и что есть что в мире взрослых. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подросток должен сформировать отношения, основанные на взаимопонимании, привязанности и уважении, но свободные от эмоциональной зависимости. Подростки, восстающие против родителей и других взрослых и вступающие с ними в конфликт, должны научиться лучше понимать самих себя и старших, уметь разбираться в причинах конфликта. Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость. Одной из первейших задач юности считается выбор профессии, подготовка к профессиональной деятельности и достижение экономической независимости, когда юноша или девушка способны самостоятельно обеспечивать себя. Первая часть этой задачи заключается в том, чтобы выяснить, чего вы хотите от жизни. Вторая часть — выбор профессии, обучение и начало профессиональной деятельности.
Подготовка к вступлению в брак и семейной жизни. Большинство юношей и девушек стремятся создать счастливую семью и детей, считая ее важной жизненной целью. Уже на школьной скамье должны постепенно вырабатываться навыки дружелюбного обращения с представителями противоположного пола, умение не только ухаживать, но и строить долговременные и прочные межличностные отношения. Девушкам рекомендуется присмотреться к жизненному опыту матерей, навыкам решения межличностных конфликтов в семье, уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства, а юношам — к жизненному и социальному опыту отцов, умению зарабатывать деньги, содержать семью, брать на себя всю ответственность за принимаемые решения, быть сострадательным и великодушным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|