Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи взрослеющего подростка




К выполнению заданий нас, кажется, приучать не надо. И что такое за­дачи и задания мы прекрасно усваиваем со школьной скамьи. Как только слышатся слова «домашнее задание», так у подрастающего поколения «му­раши по коже», будто их сейчас поведут в кабинет прививки от дифтерита делать. Противнее нет, говоря словами из делового лексикона учащегося.

9 Тинейджеры заставят коммерсантов попотеть // Московская правда. 18 октября 1995.

Но существуют другие задачи, которые решать каждому из нас приходится по жизни. Их так и зовут — жизненные задачи. Их выявил американский пси­холог Роберт Хэвигхерст. В своей книге «Задачи развития и образование» он выделил задачи развития в юности, которые посчитал всенепременнейшими.

1. Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом.

2. Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обо­его пола.

3. Принятие мужской или женской социально-сексуальной роли.

4. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

5. Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость.

6. Подготовка к вступлению в брак и семейной жизни.

7. Появление желания нести социальную ответственность и развитие соответствующего поведения.

8. Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни, те. формирование собственной идеологии.

От решения этих задач, в отличие от школьных, никому не отвертеться. Чуть запоздал, отложил напоследок, как это мы привыкли делать, пиши пропало. Не выполнил восемь задач, считай что не успел на поезд с назва­нием «Взрослая жизнь». Какой же ты взрослый, если не умеешь устанавли­вать со сверстниками серьезных, мужских отношений, если повзрослевшие друзья держат тебя за малолетнего?

Все задачи жизни надо решать в свое время. Таково неписаное правило об­щественной жизни. Тебе под два метра, а ведешь себя как ребенок. А сколько «шестерок» юлит вокруг лидеров бандитских групп? Кто они? Тоже не выпол­нившие домашнего задания. Главари уже давно во взрослых, даже заматерев­ших, а ты — всего лишь на подхвате: что изволите приказать. Да и в армии не­легко. Над салагами издеваются до тех пор, пока не встречают достойный от­пор — не обязательно физический. В такого рода учреждениях, как в армейской казарме или на тюремных нарах, — слабака чувствуют за версту. В годы сталин­ских репрессий, когда политических заключенных сажали в одну камеру вмес­те с уголовниками, чтобы те поиздевались над ними, возникала интересная ситуация. Здоровенные урки ходили в «шестерках», а хилые интеллигенты — в уважаемых и неприкосновенных. Почему? Твердость духа читалась зеками по глазам. Это качество уважалось всеми и всегда. Оно — признак нравственной зрелости человека. Как ты не лютуешь над ним, а сломить его волю нельзя.

Но вернемся к оставленному Р. Хэвигхерсту. Он предупреждал: продви­гаться к решению более сложной задачи можно только после решения бо­лее легкой. Шесть задач подростковой жизни образуют строгую последова­тельность и иерархию10. Одно наступает после другого. И неудивительно. Навыки, которыми ты овладел при решении предыдущей задачи, понадо­бятся для решения последующей.

Результатом решения всех задач юности является наступление зрелости. Если кому-то не удалось справиться с задачами юности, он будет испыты­вать постоянную тревогу и осложнения в отношениях с другими людьми.

В чем же конкретно заключается выполнение очерченных задач?

10 Раис Ф. Указ. соч. С. 77-78.

Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом. В под­ростковом возрасте человеку свойственно, такова уж его природа, чрезмер­но беспокоиться по поводу своих физических данных. То рост слишком мал, то веснушек слишком мало, то что-нибудь на носу выскочило. Забот хвата­ет. Подростку необходимо принять свой физический облик и изменения, происходящие в его организме, а также научиться заботиться о своем теле и эффективно владеть им в таких видах деятельности, как физкультура и спорт, отдых и развлечения, работа и повседневные дела.

Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Детские интересы и дружба между сверстниками одного пола должны сме­ниться разнополой дружбой. Вы все еще толкаете девчонок, дергаете их за косич­ки, плюетесь на них вместо того, чтобы подать им пальто, угостить мороженым или пригласить в кино? Значит, вы еще не повзрослели. Пора призадуматься. Чтобы стать взрослым, необходимо на­учиться искусству общения и поведе­нию с представителями другого пола. Принятие мужской или женской роли. Что означает быть мужчиной? Что означает быть женщиной? Как должен выглядеть мужчина, а как — женщи­на? Как они должны себя вести? Кем должны стать в жизни? Недостаточно мальчикам играть в войну, а девочкам — в куклы. Конечно, это разные игры — мальчишечьи и девчачьи. Но может быть этого мало. Надо научить­ся более взрослым отношениям между мужчиной и женщиной. Подумать, например, о том, что такое роль мужчины как кормильца семьи. Посоветуй­тесь с родителями. Они вам точно укажут кто есть кто и что есть что в мире взрослых.

Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подросток должен сформировать отношения, основанные на взаимопони­мании, привязанности и уважении, но свободные от эмоциональной зави­симости. Подростки, восстающие против родителей и других взрослых и вступающие с ними в конфликт, должны научиться лучше понимать самих себя и старших, уметь разбираться в причинах конфликта.

Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить эко­номическую независимость. Одной из первейших задач юности считается выбор профессии, подготовка к профессиональной деятельности и дости­жение экономической независимости, когда юноша или девушка способны самостоятельно обеспечивать себя. Первая часть этой задачи заключается в том, чтобы выяснить, чего вы хотите от жизни. Вторая часть — выбор про­фессии, обучение и начало профессиональной деятельности.

Подготовка к вступлению в брак и семейной жизни. Большинство юношей и девушек стремятся создать счастливую семью и детей, считая ее важной жизненной целью. Уже на школьной скамье должны постепенно вырабаты­ваться навыки дружелюбного обращения с представителями противополож­ного пола, умение не только ухаживать, но и строить долговременные и прочные межличностные отношения. Девушкам рекомендуется присмот­реться к жизненному опыту матерей, навыкам решения межличностных конфликтов в семье, уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства, а

юношам — к жизненному и социальному опыту отцов, умению зарабатывать деньги, содержать семью, брать на себя всю ответственность за принимае­мые решения, быть сострадательным и великодушным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...