Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неравномерность развития подростков




Подростки развиваются неравномерно. Не все из них укладываются в средние стандарты. Одни их опережают и называются рано созревающими, а другие отстают и относятся к поздно созревающим. Любое отклонение, как правило, создает дополнительные проблемы.

Раннее созревание у мальчиков приветствуется и обычно связано с по­ложительной самооценкой. У девочек происходит обратное. Позднее разви­тие мальчиков огорчает, а у девочек проходит незаметно.

Рано созревающие мальчики выгля­дят старше своих лет, у них выше рост, лучше развита мускулатура и коорди­нация движений. Отцы видят в них помощников себе, доверяют им взрос­лые проблемы, посвящают в профес­сиональные тайны, доверяют вожде­ние автомобиля или управление иной техникой.

Превосходство в телосложении по­зволяет им побеждать в спорте и в дра­ке, становиться лидерами и вожаками, свысока поглядывать на сверстников и пытаться строить отношения на равных со взрослыми, иногда не чувствуя меры и переходя на «ты».

Поскольку они выглядят старше и обладают более сложными социальны­ми интересами, «переростки» проявляют повышенное внимание к девочкам и хотят им нравиться. Окружающие, признавая их желание играть роль взрослого, нагружают их дополнительными обязанностями и предоставля­ют им ряд привилегий, которыми обычно пользуются люди старшего воз­раста. Естественно, что общество ожидает от рано созревающих подростков больше, чем от их ровесников. Оно спрашивает с них как со взрослых. Но вправе ли взрослые требовать взрослого поведения от тех, кто только по виду является взрослым?

У таких подростков меньше времени на то, чтобы радоваться той свобо­де, которую по праву предоставляет детство. Когда они, забыв о мнимой взрослости, дурачатся и паясничают, окружающие наставляют: не ребенок уже, веди себя по возрасту. У них меньше времени на развлечения, чем у других ребят того же возраста.

В целом же рано созревающие мальчики проявляют более благоприятные личностные качества. Они, как правило, более уравновешены, добродуш­ны и чаще пользуются уважением у сверстников.

Поздно созревающие мальчики страдают от чувства неполноценности. 15-летний мальчик может быть на 20 см ниже ростом и на 13,5 кг легче, чем его друзья с ранним развитием. У него еще детское телосложение, не появил­ся юношеский пушок, не изменился голос на более мужественный. Кроме того, он физически слабее и хуже координирует движения.

Обычно они менее привлекательны и непопулярны среди ровесников. Они более беспокойны, любят командовать, восстают против родителей и постоянно испытывают чувство собственной зависимости. Часто они ста­новятся застенчивы. Многие замыкаются в себе, испытывая внутреннее напряжение. Как компенсация этой напряженности у них развивается чрез­мерная зависимость или обостренная чувствительность к обидам или поку­шению на их свободу.

Пытаясь компенсировать свой недостаток, они иногда унижают, пресле­дуют или высмеивают других. Главное для поздно созревающих подростков — привлечь к себе внимание. Типичным примером является шумное, вызыва­ющее поведение, когда подросток рисуется, ищет причину для ссоры.

Такие подростки уклоняются от спортивных соревнований, зато с удо­вольствием и весьма успешно участвуют в интеллектуальных беседах и ма­тематических олимпиадах. Проявляют большой интерес к самообразованию, стараясь на этом поприще компенсировать то, чем их обделила природа. Родители, как правило, поощряют интеллектуальные и художественные увлечения своих чад.

Раннее созревание девочек в 6—7 классах оказывает на них отрицатель­ное влияние. По сравнению с одноклассницами они выше ростом, более развиты сексуально и часто стесняются того, что отличаются от других.

Врезка

А. Жаворонков

Кто для ребенка идеал?

Редакция «Аргументы и факты» и студия «Ласко­вый май» провели анкетный опрос 600 ребят (в возрасте от 12 до 14 лет), собравшихся со всех концов страны осенью 1990 г. на слет в «Артеке». Вопрос: «Чего ты больше всего боишься?» выяснял степень детской неуверенности и чувства опасно­сти. Оказалось, что страх детей можно сгруппиро­вать вокруг ситуаций, связанных с собственной ги­белью (смерть и война), 20% и ситуаций, делающих существование личности ущербным и мучительным (обман, предательство, одиночество, потеря близ­ких, насилие), — около 47%. Характерен такой от­вет: «Я боюсь стать взрослой. Меня пугает их мир, я никогда не смогу понять его законов». С чувством страха у детей тесно связано и чув­ство одиночества, которое в общем и целом ис­пытывают 55%.

Подавляющее большинство детей жалеет «убогих»: калек, проституток, преступников (убийц, воров, маньяков). Только 5% никого вообще не жалеют. Социальная реальность, порождающая страх Детей, заставляет их искать защиты у самих себя и родителей. 43% из них надеются только на себя, 40% — на родителей, 9% — на друзей. Надеяться в этом мире на кого-либо — дело, по Детскому разумению, «дохлое». И такой настрой подтверждают ответы на вопрос: «Во что ты ве­ришь?» 30% - «только в себя», 9% - «в друзей»,


9% — «в себя и в других» (всего по этим позици­ям — 48%), 19% верит «только в бога», 12% — «в себя и в бога» (всего с верой во всемогущее су­щество — 43%).

«Кто для тебя является идеалом?» У 17% опро­шенных детей идеалов нет, у 24% — эстрадный

певец, популярный спортсмен, супермен; у 22% — родители; у 7% — учитель, у 5% — исто­рическая личность; у 2% — друзья, у 2% —лите­ратурный герой.

Любопытно отметить, как мало детей, идеалом для которых являлся бы литературный герой. 15 лет назад наши исследования выявляли большую долю детей, для которых идеалом были литературные герои из произведений о событиях революции, Гражданской и Отечественной войн. Сокращено по источнику: Аргументы и факты. 1991. №28.

Поэтому они пользуется меньшим авторитетом в классе, чем мальчики с ранним созреванием.

Вместе с тем они могут стать объектом тайной зависти со стороны под­ружек. Рано созревающая девочка похожа на взрослую женщину. Сверстни­цы завидуют ее взрослой внешности и одежде, она начинает привлекать внимание старших мальчиков и встречаться с ними.

Преждевременные сексуальные интересы, в которых виновата природа, начинают волновать родителей, которые стремятся наложить больше чем нужно запретов на свободу действий. Переживания родителей часто оказы­ваются небеспочвенными. Девочка может оказаться эмоционально не подго­товлена к тому, чтобы справиться со своей новой социальной ролью и сексу­альными соблазнами. Из-за этого мо­жет возникнуть стресс, который напол­няет жизнь тревогами и огорчениями. В 6—7 классе рано созревающие девоч­ки начинают хуже учиться. Возможно, из-за того, что их внимание переключается на посторонние предметы.

Несмотря на это, когда девочки-переростки достигают 17-летнего возра­ста, у них, по сравнению с поздно созревающими ровесницами, в целом выше самооценка, лучшее врастание в социальную среду, гармоничнее лич­ные взаимоотношения.

Поздно созревающие девочки находятся в явно невыгодном положении. Они выглядят, как «маленькие девочки». Их редко приглашают на вечерин­ки, где присутствуют и мальчики и девочки. Они завидуют своим ровесни­цам, которые лучше развиты. Зато они находятся на одном уровне развития с нормально созревающими сверстниками-мальчиками, поэтому имеют с ними много общего и часто дружат.

САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА

Самооценка это представление о собственной ценности в восприятии индивида. Уровень самооценки влияет на психическое здоровье, межлично­стные отношения и социальную адаптацию, успехи в учебе, профессиональ­ные стремления и противоправное поведение (рис. 40).

В самооценке ребенка отражается родительская оценка его достоинств. Когда родители поддерживают ребенка, внимательны и добры к нему, вы­ражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет мелких дости­жений, похвал и успехов.

Низкая самооценка. Обнаружено, что низкая самооценка способствует употреблению наркотиков, она связана с расстройствами аппетита, способ­ствует возникновению юношеской депрессии (подавленность). Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы.

Когда над ними смеются, в чем-либо обвиняют или когда у других людей складывается о них плохое мнение, они глубоко страдают. Чем более они уяз­вимы, тем выше уровень их тревожности. Такие подростки говорят: «Крити­ка страшно меня обижает», «Я не могу вынести, когда надо мной смеются или

обвиняют меня, если что-то не так». В результате они стесняются и ощущают неловкость в обществе и всеми силами стараются не оконфузиться.

Они стараются быть как можно более незаметными. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной, клубной или обще­ственной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обыч­ного развивается чувство изоляции и одиночества. Один мужчина вспоми­нал: «Я был так застенчив, что в первый раз назначил свидание девушке, когда мне исполнился 21 год. Невозможно описать словами, какое мучитель­ное и отчаянное одиночество я испытывал в те годы».

Рис. 40. Самооценка у всех бывает самой разной. Одни думают о себе как о великом ученом, а на самом деле не могут правильно дроби сложить. Другие думают о себе гораздо хуже,

чем есть на самом деле

Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряже­ние, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят нра­виться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими. Они все время спрашивают у друзей совета, даже в интимных вопросах, двадцать раз поду­мают, прежде чем что-то сделают. А то, что они делают, об этом часто жалеют. От неуверенности в себе им кажется, что можно было поступить лучше.

Неуверенные и застенчивые люди позволяют другим принимать за себя решения. Из них вырастают маменькины сынки. Даже став взрослым чело­веком, такой сынок во всем советуется с мамочкой. Одна женщина мне по секрету сказала: «Я уже не могу терпеть своего мужа. Как только услышу или увижу его, так перед глазами встает моя свекровь — он ее полная копия».

Однако те, кто, сам того не желая, подчиняется другим, редко верят им и испытывают к ним любовь. Если подросток глубоко презирает самого себя, он будет презирать и ненавидеть других, но если он испытывает к себе ува­жение и доверие, то будет так же доверять другим и уважать их.

А другие, испытывая чувство собственной незначимости, притворяются, что у них все о'кей. Они изо всех сил стараются произвести благоприятное впечатление на людей. Возможно, это и хорошо. Кому приятно видеть по­стную физиономию? А этот все время улыбается.

Но притворство ведет к внутреннему напряжению. Изображать уверен­ного в себе, дружелюбного и веселого человека, испытывая при этом про­тивоположные чувства, — это значит постоянно бороться с собой. Человек испытывает сильное напряжение из-за того, что боится сделать неверный шаг и сбросить защитную маску.

Оказывается, самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто достаточно высокого мнения о себе, кто уважает и ценит себя, тот хорошо или отлично успевает в учебе. А тот, кто успевает в учебе, имеет высокую самооценку. Вот такой замкнутый круг получается. Одно поддер­живает и стимулирует другое.

Когда ученые стали разбираться в причинах, выяснилось буквально следую­щее. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стиму­лов к тому, чтобы не упасть в глазах дру­гих людей, поддержать высокую репута­ цию. Кроме того, они собираются под­твердить то, что они сами о себе думают.

Неуверенные в себе отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования — слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности. Они ду­мают, что их либо вовсе нет, либо их слишком мало. Им чудится, что «никак не могут этого сделать» или что они «недостаточно способны».

Неблагоприятное отношение к себе может выработаться еще до того, как ребенок начнет учиться в первом классе. Такие дети приступают к учебе с убеждением, что у них ничего не получится, и в результате действительно не добиваются успеха.

По результатам одного исследования оказалось, что у девочек самооценка выше, чем у мальчиков одного с ними возраста; самооценка у младших под­ростков выше, чем у старших, влияние «значимых других» на самооценку юношей с возрастом уменьшалось, влияние «значимых других» на самооцен­ку девушек с возрастом усиливалось, а на самооценку юношей — ослабева­ло. Самое большое влияние на самооценку девушек оказывали друзья, а на самооценку юношей — отцы16.

Для формирования позитивной самооценки не столь важно, является ли семья полной, вновь созданной или разведенной. Главное значение имеет то, счастливая это семья или несчастливая, дружная или конфликтная.

На самооценку подростков влияет количество и характер стоящих перед ними проблем. По результатам одного исследования учеба оказалась проблем­ной областью как для мальчиков, так и для девочек подросткового возраста. Девочки озабочены проблемами здоровья и отношениями с родителями, а мальчиков больше волнуют социальные и психологические отношения.

Самооценка подростков зависит от готовности родителей предоставить им самостоятельность, принять их, от гибкости родителей, характера обще­ния с ними и удовлетворения от совместной деятельности, а также от роди­тельской поддержки, участия и руководства.

Низкая самооценка подростка необязательно зависит от материального положения родителей. В бедной семье, принадлежащей к низкому классу,

16 Райе Ф. Указ. соч. С. 239.

может вырасти ребенок с высокой самооценкой, если высока самооценка его родителей.

Сравнение индийских, американских, австралийских и ирландских под­ростков показало, что у американской молодежи уровень «Я-концепции» и самооценки выше, чем у их сверстников из других стран: после них в порядке убывания следуют австралийские, индийские и ирландские подростки17.

У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки боль­ше, чем у имеющего братьев и сестер. Кроме того, несколько выше самооценка первого ребенка данного пола в семье. Например, первый сын в семье, где до его рождения были только девочки, обычно склонен оценивать себя более высоко, так же как и первая дочь в семье, где были только мальчики.

Одно исследование показало, что подростки, считающие, что они «слиш­ком маленького роста» или «слишком много весят», имеют более негатив­ное представление о себе и низкую самооценку18.

При обследовании 2 154 старшеклассников из штата Северная Дакота в возрасте от 14 до 19 лет обнаружилось, что чем больше в жизни подростка было отрицательных событий, тем ниже уровень его самооценки. К отри­цательным жизненным событиям относились смерть близкого родственни­ка, провал на экзамене, переход в другую школу или переезд, болезнь, про­блемы на работе и в общении, изменения в семье (такие как трудности в отношениях с новым членом семьи или развод)19.

Врезка

Личный опыт

Человек взрослеет благодаря преодолению пре­пятствий, даже несчастий. Конечно, они не дол­жны быть настолько сильны, чтобы сломить его личность. Они должны его закалить и многому научить. Вот что пишет о своей юности известный специалист в области педагогики Дж. Добсон: «На собственном опыте я понял, какое значение имеют небольшие напряжения. Мое детство было удивительно счастливым и беззаботным. Я рос в атмосфере любви, у меня никогда не возникало неприятностей из-за учебы в школе. Н наслаж­дался счастьем, мои желания, как мне кажется, исполнялись в течение всей моей жизни, за ис­ключением двух лет, с которыми связаны тяже­лые переживания. Эти годы приходятся на пери­од учебы в седьмом и восьмом классах, когда мне было соответственно 13-14 лет. В то время я оказался в каком-то двойственном с социальной точки зрения положении, что дало толчок возникновению сильных ощущений непол­ноценности и сомнений в самом себе. Однако, как ни странно, именно социальный опыт двух этих лет, по сравнению с любым другим периодом моей


жизни, внес наибольший положительный вклад в формирование моего характера и индивидуаль­ности. Моя способность к сопереживанию, жела­ние добиться успеха в жизни, подавление чувства неполноценности, моя способность устанавли­вать контакты с подростками — все эти качества

сформировались в период, полный юношеских переживаний. Кто бы мог подумать, что те двад­цать четыре месяца могут принести хоть что-то полезное? Оказалось, что неудобства, испытан­ные в то время, помогли мне многому научиться». Источник: Добсон Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М., 1993. С. 295.

 

17 Райе Ф. Указ. соч. С. 236.

18 Райе Ф. Там же. С. 237.
Райе Ф. Там же.


Оказывается, чем большее количество проблем, которые стоят перед под­ростками, тем ниже их самооценка. Исследование 200 подростков в возра­сте от 14 до 16 лет показало, что на самооценку девочек оказывали влияние четыре проблемы: здоровье, физическое развитие, дом и семья.

Влияние на самооценку девочек семейных, домашних трудностей объяс­няется тем, что родители гораздо сильнее ограничивают их свободу по срав­нению с мальчиками. Самооценка мальчиков зависела только от социальных и психологических отношений.

Чем чаще совершались переезды и чем меньше времени прошло после последнего из них, тем сильнее снижается самооценка. Подростки, попавшие

в дурную компанию, могут проявлять меньше самоуважения и повышенную склонность к самоуничижению.

Одно исследование показало, что самооценка обычно минимальна в воз­расте примерно 12 лет. Самооценка подростков зависит от готовности ро­дителей предоставить им самостоя­тельность, принять их,от гибкости ро­дителей, характера общения с ними и удовлетворения от совместной дея­тельности, а также от родительской поддержки, участия и руководства.

Главным фактором, определяющим наличие или отсутствие положительно­го влияния родителей на формирование у подростка здоровой личности, являют­ся теплота, забота и интерес, проявляе­мые ими по отношению к подростку. Он будет, скорее всего, иметь высокую само­оценку, если родители заботятся о нем и проявляют к нему интерес. Кроме того, родители детей с высокой самооценкой используют демократические, а не авторитарные и попустительские стили вос­питания по сравнению с родителями подростков, у которых низкая самооцен­ка. У подростков с высокой самооценкой родители строги, но последователь­ны, они требуют соответствия высоким стандартам, но в то же время проявля­ют достаточную гибкость, допуская определенные исключения из правил. В таких семьях теплота отношений сочетается со строгой дисциплиной, силь­ны взаимопонимание и узы привязанности20.

Родители подростков с низкой самооценкой часто бывают непоследова­тельны в методах воспитания. Иногда родители слишком многое запреща­ют или чрезмерно критично относятся к детям, вплоть до полного неприя­тия. Например, подростки, на которых оказывают сильное давление, что­бы они достигли успехов в учебе, как правило, имеют низкую самооценку и ощущают себя неспособными достичь целей, поставленных для них роди­телями.

20 Райе Ф. Указ. соч. С. 232.

На образ «Я» неблагоприятно влияет переход из привычной и защищен­ной начальной школы, где у ребенка было мало учителей и постоянная груп­па одноклассников, в большую обезличенную среднюю школу, где педаго­ги, одноклассники и даже классные комнаты постоянно меняются.

Приятные события, например воспоминания о пребывании в летнем лагере, могут вызывать повышение самооценки. Этому помогают также осо­бые тренинги уверенности для тех, кто страдает робостью, замкнутостью, не способен поддерживать отношения с другими учащимися, преподавателя­ми и родственниками.

В ходе тренинга юноши и девушки обучаются смотреть в глаза собеседни­ку, начинать разговор, задавать вопро­сы, отказывать в некоторых просьбах, выражать свои чувства. Таким образом им удавалось преодолеть репутацию нерешительного человека и изменить мнение других о себе. Самые сложные тренинги проводятся в течение 8—10 недель, простые — за 14—20 ч, наконец, есть и совсем облегченные варианты, когда улучшений удается добиться в обстановке обычных классных занятий (но по особой системе).

Обобщая, можно сказать, что образ «Я» в юности еще не полностью ус­тоялся. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отри­цательные) становятся более устойчивыми. Помочь подростку перейти от негативного к позитивному образу «Я» весьма непросто, но в некоторых случаях задачу можно решить. Конечно, в юности изменить образ «Я» лег­че, чем во взрослом возрасте.

Когда родители поддерживают ребенка, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение и другие положительные чувства, подросток ут­верждается в мысли, что родители принимают его в качестве способного, продуктивного и достойного индивида. Таким образом, поддержка отца и матери положительно сказывается на самооценке подростка.

Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятель­ности. Она возникает в тех случаях, когда подросток выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов — заниженная самооценка, человек начинает на­ходить непреодолимые препятствия, когда берется за то или иное дело. Он теряет уверенность в себе.

Нелишне вспомнить совет И.В. Гете. Он говорил, что, общаясь с ближ­ними, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Общаясь же с ними так, как будто они лучше того, что представляют собой в действитель­ности, мы заставляем их становиться лучше. Поэтому детей целесообразно авансировать похвалой.

Индивид с низкой самооценкой, как удалось установить М.И. Станкину21, часто бывает несправедлив, окружающих считает удачливее, умнее себя. Он, как правило, мнителен и отрицательно относится к тем, кто, как ему кажет-

Станкин М.И. Самовоспитание дает больше, чем природное дарование // Управление персона­лом. 1998. № 7. С. 62-63.

ся, его не любит, не уважает. Он склонен к автократическому стилю, установ­лению жесткой дисциплины. Если это руководитель, то он считает, что каж­дый подчиненный старается его обмануть, за глаза посмеяться над ним, а от­сюда появляется подозрительность, неверие в честность тружеников.

Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, зазнайству, не страшна. Она обязательно способствует дос­тижению успехов в любом виде деятельности. Вот пример: через два года после поступления в спортивную школу в ней остались только молодые люди, имевшие при поступлении завышенную самооценку.

Вырабатывая объективную самооценку, необходимо учитывать обстанов­ку, в которой осуществляется эта работа. В эксперименте студенты ставили себе оценку за каждое из заданных экспериментатором качеств. В комнату входил элегантный, безупречно одетый, чисто выбритый, с дорогим дипло­матом в руках человек. Оценка своего внешнего вида испытуемыми снижа­лась. Но когда в комнату входил небрежно, неаккуратно одетый, с нечище­ной обувью и неглажеными брюками гражданин, самооценка этих показа­телей испытуемыми становилась значительно более высокой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...