Неравномерность развития подростков
Подростки развиваются неравномерно. Не все из них укладываются в средние стандарты. Одни их опережают и называются рано созревающими, а другие отстают и относятся к поздно созревающим. Любое отклонение, как правило, создает дополнительные проблемы. Раннее созревание у мальчиков приветствуется и обычно связано с положительной самооценкой. У девочек происходит обратное. Позднее развитие мальчиков огорчает, а у девочек проходит незаметно. Рано созревающие мальчики выглядят старше своих лет, у них выше рост, лучше развита мускулатура и координация движений. Отцы видят в них помощников себе, доверяют им взрослые проблемы, посвящают в профессиональные тайны, доверяют вождение автомобиля или управление иной техникой. Превосходство в телосложении позволяет им побеждать в спорте и в драке, становиться лидерами и вожаками, свысока поглядывать на сверстников и пытаться строить отношения на равных со взрослыми, иногда не чувствуя меры и переходя на «ты». Поскольку они выглядят старше и обладают более сложными социальными интересами, «переростки» проявляют повышенное внимание к девочкам и хотят им нравиться. Окружающие, признавая их желание играть роль взрослого, нагружают их дополнительными обязанностями и предоставляют им ряд привилегий, которыми обычно пользуются люди старшего возраста. Естественно, что общество ожидает от рано созревающих подростков больше, чем от их ровесников. Оно спрашивает с них как со взрослых. Но вправе ли взрослые требовать взрослого поведения от тех, кто только по виду является взрослым? У таких подростков меньше времени на то, чтобы радоваться той свободе, которую по праву предоставляет детство. Когда они, забыв о мнимой взрослости, дурачатся и паясничают, окружающие наставляют: не ребенок уже, веди себя по возрасту. У них меньше времени на развлечения, чем у других ребят того же возраста.
В целом же рано созревающие мальчики проявляют более благоприятные личностные качества. Они, как правило, более уравновешены, добродушны и чаще пользуются уважением у сверстников. Поздно созревающие мальчики страдают от чувства неполноценности. 15-летний мальчик может быть на 20 см ниже ростом и на 13,5 кг легче, чем его друзья с ранним развитием. У него еще детское телосложение, не появился юношеский пушок, не изменился голос на более мужественный. Кроме того, он физически слабее и хуже координирует движения. Обычно они менее привлекательны и непопулярны среди ровесников. Они более беспокойны, любят командовать, восстают против родителей и постоянно испытывают чувство собственной зависимости. Часто они становятся застенчивы. Многие замыкаются в себе, испытывая внутреннее напряжение. Как компенсация этой напряженности у них развивается чрезмерная зависимость или обостренная чувствительность к обидам или покушению на их свободу. Пытаясь компенсировать свой недостаток, они иногда унижают, преследуют или высмеивают других. Главное для поздно созревающих подростков — привлечь к себе внимание. Типичным примером является шумное, вызывающее поведение, когда подросток рисуется, ищет причину для ссоры. Такие подростки уклоняются от спортивных соревнований, зато с удовольствием и весьма успешно участвуют в интеллектуальных беседах и математических олимпиадах. Проявляют большой интерес к самообразованию, стараясь на этом поприще компенсировать то, чем их обделила природа. Родители, как правило, поощряют интеллектуальные и художественные увлечения своих чад. Раннее созревание девочек в 6—7 классах оказывает на них отрицательное влияние. По сравнению с одноклассницами они выше ростом, более развиты сексуально и часто стесняются того, что отличаются от других.
Врезка А. Жаворонков Кто для ребенка идеал? Редакция «Аргументы и факты» и студия «Ласковый май» провели анкетный опрос 600 ребят (в возрасте от 12 до 14 лет), собравшихся со всех концов страны осенью 1990 г. на слет в «Артеке». Вопрос: «Чего ты больше всего боишься?» выяснял степень детской неуверенности и чувства опасности. Оказалось, что страх детей можно сгруппировать вокруг ситуаций, связанных с собственной гибелью (смерть и война), 20% и ситуаций, делающих существование личности ущербным и мучительным (обман, предательство, одиночество, потеря близких, насилие), — около 47%. Характерен такой ответ: «Я боюсь стать взрослой. Меня пугает их мир, я никогда не смогу понять его законов». С чувством страха у детей тесно связано и чувство одиночества, которое в общем и целом испытывают 55%. Подавляющее большинство детей жалеет «убогих»: калек, проституток, преступников (убийц, воров, маньяков). Только 5% никого вообще не жалеют. Социальная реальность, порождающая страх Детей, заставляет их искать защиты у самих себя и родителей. 43% из них надеются только на себя, 40% — на родителей, 9% — на друзей. Надеяться в этом мире на кого-либо — дело, по Детскому разумению, «дохлое». И такой настрой подтверждают ответы на вопрос: «Во что ты веришь?» 30% - «только в себя», 9% - «в друзей», 9% — «в себя и в других» (всего по этим позициям — 48%), 19% верит «только в бога», 12% — «в себя и в бога» (всего с верой во всемогущее существо — 43%). «Кто для тебя является идеалом?» У 17% опрошенных детей идеалов нет, у 24% — эстрадный певец, популярный спортсмен, супермен; у 22% — родители; у 7% — учитель, у 5% — историческая личность; у 2% — друзья, у 2% —литературный герой. Любопытно отметить, как мало детей, идеалом для которых являлся бы литературный герой. 15 лет назад наши исследования выявляли большую долю детей, для которых идеалом были литературные герои из произведений о событиях революции, Гражданской и Отечественной войн. Сокращено по источнику: Аргументы и факты. 1991. №28. Поэтому они пользуется меньшим авторитетом в классе, чем мальчики с ранним созреванием.
Вместе с тем они могут стать объектом тайной зависти со стороны подружек. Рано созревающая девочка похожа на взрослую женщину. Сверстницы завидуют ее взрослой внешности и одежде, она начинает привлекать внимание старших мальчиков и встречаться с ними. Преждевременные сексуальные интересы, в которых виновата природа, начинают волновать родителей, которые стремятся наложить больше чем нужно запретов на свободу действий. Переживания родителей часто оказываются небеспочвенными. Девочка может оказаться эмоционально не подготовлена к тому, чтобы справиться со своей новой социальной ролью и сексуальными соблазнами. Из-за этого может возникнуть стресс, который наполняет жизнь тревогами и огорчениями. В 6—7 классе рано созревающие девочки начинают хуже учиться. Возможно, из-за того, что их внимание переключается на посторонние предметы. Несмотря на это, когда девочки-переростки достигают 17-летнего возраста, у них, по сравнению с поздно созревающими ровесницами, в целом выше самооценка, лучшее врастание в социальную среду, гармоничнее личные взаимоотношения. Поздно созревающие девочки находятся в явно невыгодном положении. Они выглядят, как «маленькие девочки». Их редко приглашают на вечеринки, где присутствуют и мальчики и девочки. Они завидуют своим ровесницам, которые лучше развиты. Зато они находятся на одном уровне развития с нормально созревающими сверстниками-мальчиками, поэтому имеют с ними много общего и часто дружат. САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА Самооценка — это представление о собственной ценности в восприятии индивида. Уровень самооценки влияет на психическое здоровье, межличностные отношения и социальную адаптацию, успехи в учебе, профессиональные стремления и противоправное поведение (рис. 40). В самооценке ребенка отражается родительская оценка его достоинств. Когда родители поддерживают ребенка, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет мелких достижений, похвал и успехов.
Низкая самооценка. Обнаружено, что низкая самооценка способствует употреблению наркотиков, она связана с расстройствами аппетита, способствует возникновению юношеской депрессии (подавленность). Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы. Когда над ними смеются, в чем-либо обвиняют или когда у других людей складывается о них плохое мнение, они глубоко страдают. Чем более они уязвимы, тем выше уровень их тревожности. Такие подростки говорят: «Критика страшно меня обижает», «Я не могу вынести, когда надо мной смеются или обвиняют меня, если что-то не так». В результате они стесняются и ощущают неловкость в обществе и всеми силами стараются не оконфузиться. Они стараются быть как можно более незаметными. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной, клубной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развивается чувство изоляции и одиночества. Один мужчина вспоминал: «Я был так застенчив, что в первый раз назначил свидание девушке, когда мне исполнился 21 год. Невозможно описать словами, какое мучительное и отчаянное одиночество я испытывал в те годы». Рис. 40. Самооценка у всех бывает самой разной. Одни думают о себе как о великом ученом, а на самом деле не могут правильно дроби сложить. Другие думают о себе гораздо хуже, чем есть на самом деле Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими. Они все время спрашивают у друзей совета, даже в интимных вопросах, двадцать раз подумают, прежде чем что-то сделают. А то, что они делают, об этом часто жалеют. От неуверенности в себе им кажется, что можно было поступить лучше. Неуверенные и застенчивые люди позволяют другим принимать за себя решения. Из них вырастают маменькины сынки. Даже став взрослым человеком, такой сынок во всем советуется с мамочкой. Одна женщина мне по секрету сказала: «Я уже не могу терпеть своего мужа. Как только услышу или увижу его, так перед глазами встает моя свекровь — он ее полная копия». Однако те, кто, сам того не желая, подчиняется другим, редко верят им и испытывают к ним любовь. Если подросток глубоко презирает самого себя, он будет презирать и ненавидеть других, но если он испытывает к себе уважение и доверие, то будет так же доверять другим и уважать их.
А другие, испытывая чувство собственной незначимости, притворяются, что у них все о'кей. Они изо всех сил стараются произвести благоприятное впечатление на людей. Возможно, это и хорошо. Кому приятно видеть постную физиономию? А этот все время улыбается. Но притворство ведет к внутреннему напряжению. Изображать уверенного в себе, дружелюбного и веселого человека, испытывая при этом противоположные чувства, — это значит постоянно бороться с собой. Человек испытывает сильное напряжение из-за того, что боится сделать неверный шаг и сбросить защитную маску. Оказывается, самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто достаточно высокого мнения о себе, кто уважает и ценит себя, тот хорошо или отлично успевает в учебе. А тот, кто успевает в учебе, имеет высокую самооценку. Вот такой замкнутый круг получается. Одно поддерживает и стимулирует другое. Когда ученые стали разбираться в причинах, выяснилось буквально следующее. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы не упасть в глазах других людей, поддержать высокую репута цию. Кроме того, они собираются подтвердить то, что они сами о себе думают. Неуверенные в себе отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования — слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности. Они думают, что их либо вовсе нет, либо их слишком мало. Им чудится, что «никак не могут этого сделать» или что они «недостаточно способны». Неблагоприятное отношение к себе может выработаться еще до того, как ребенок начнет учиться в первом классе. Такие дети приступают к учебе с убеждением, что у них ничего не получится, и в результате действительно не добиваются успеха. По результатам одного исследования оказалось, что у девочек самооценка выше, чем у мальчиков одного с ними возраста; самооценка у младших подростков выше, чем у старших, влияние «значимых других» на самооценку юношей с возрастом уменьшалось, влияние «значимых других» на самооценку девушек с возрастом усиливалось, а на самооценку юношей — ослабевало. Самое большое влияние на самооценку девушек оказывали друзья, а на самооценку юношей — отцы16. Для формирования позитивной самооценки не столь важно, является ли семья полной, вновь созданной или разведенной. Главное значение имеет то, счастливая это семья или несчастливая, дружная или конфликтная. На самооценку подростков влияет количество и характер стоящих перед ними проблем. По результатам одного исследования учеба оказалась проблемной областью как для мальчиков, так и для девочек подросткового возраста. Девочки озабочены проблемами здоровья и отношениями с родителями, а мальчиков больше волнуют социальные и психологические отношения. Самооценка подростков зависит от готовности родителей предоставить им самостоятельность, принять их, от гибкости родителей, характера общения с ними и удовлетворения от совместной деятельности, а также от родительской поддержки, участия и руководства. Низкая самооценка подростка необязательно зависит от материального положения родителей. В бедной семье, принадлежащей к низкому классу, 16 Райе Ф. Указ. соч. С. 239. может вырасти ребенок с высокой самооценкой, если высока самооценка его родителей. Сравнение индийских, американских, австралийских и ирландских подростков показало, что у американской молодежи уровень «Я-концепции» и самооценки выше, чем у их сверстников из других стран: после них в порядке убывания следуют австралийские, индийские и ирландские подростки17. У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки больше, чем у имеющего братьев и сестер. Кроме того, несколько выше самооценка первого ребенка данного пола в семье. Например, первый сын в семье, где до его рождения были только девочки, обычно склонен оценивать себя более высоко, так же как и первая дочь в семье, где были только мальчики. Одно исследование показало, что подростки, считающие, что они «слишком маленького роста» или «слишком много весят», имеют более негативное представление о себе и низкую самооценку18. При обследовании 2 154 старшеклассников из штата Северная Дакота в возрасте от 14 до 19 лет обнаружилось, что чем больше в жизни подростка было отрицательных событий, тем ниже уровень его самооценки. К отрицательным жизненным событиям относились смерть близкого родственника, провал на экзамене, переход в другую школу или переезд, болезнь, проблемы на работе и в общении, изменения в семье (такие как трудности в отношениях с новым членом семьи или развод)19. Врезка Личный опыт Человек взрослеет благодаря преодолению препятствий, даже несчастий. Конечно, они не должны быть настолько сильны, чтобы сломить его личность. Они должны его закалить и многому научить. Вот что пишет о своей юности известный специалист в области педагогики Дж. Добсон: «На собственном опыте я понял, какое значение имеют небольшие напряжения. Мое детство было удивительно счастливым и беззаботным. Я рос в атмосфере любви, у меня никогда не возникало неприятностей из-за учебы в школе. Н наслаждался счастьем, мои желания, как мне кажется, исполнялись в течение всей моей жизни, за исключением двух лет, с которыми связаны тяжелые переживания. Эти годы приходятся на период учебы в седьмом и восьмом классах, когда мне было соответственно 13-14 лет. В то время я оказался в каком-то двойственном с социальной точки зрения положении, что дало толчок возникновению сильных ощущений неполноценности и сомнений в самом себе. Однако, как ни странно, именно социальный опыт двух этих лет, по сравнению с любым другим периодом моей жизни, внес наибольший положительный вклад в формирование моего характера и индивидуальности. Моя способность к сопереживанию, желание добиться успеха в жизни, подавление чувства неполноценности, моя способность устанавливать контакты с подростками — все эти качества сформировались в период, полный юношеских переживаний. Кто бы мог подумать, что те двадцать четыре месяца могут принести хоть что-то полезное? Оказалось, что неудобства, испытанные в то время, помогли мне многому научиться». Источник: Добсон Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М., 1993. С. 295.
17 Райе Ф. Указ. соч. С. 236. 18 Райе Ф. Там же. С. 237. Оказывается, чем большее количество проблем, которые стоят перед подростками, тем ниже их самооценка. Исследование 200 подростков в возрасте от 14 до 16 лет показало, что на самооценку девочек оказывали влияние четыре проблемы: здоровье, физическое развитие, дом и семья. Влияние на самооценку девочек семейных, домашних трудностей объясняется тем, что родители гораздо сильнее ограничивают их свободу по сравнению с мальчиками. Самооценка мальчиков зависела только от социальных и психологических отношений. Чем чаще совершались переезды и чем меньше времени прошло после последнего из них, тем сильнее снижается самооценка. Подростки, попавшие в дурную компанию, могут проявлять меньше самоуважения и повышенную склонность к самоуничижению. Одно исследование показало, что самооценка обычно минимальна в возрасте примерно 12 лет. Самооценка подростков зависит от готовности родителей предоставить им самостоятельность, принять их,от гибкости родителей, характера общения с ними и удовлетворения от совместной деятельности, а также от родительской поддержки, участия и руководства. Главным фактором, определяющим наличие или отсутствие положительного влияния родителей на формирование у подростка здоровой личности, являются теплота, забота и интерес, проявляемые ими по отношению к подростку. Он будет, скорее всего, иметь высокую самооценку, если родители заботятся о нем и проявляют к нему интерес. Кроме того, родители детей с высокой самооценкой используют демократические, а не авторитарные и попустительские стили воспитания по сравнению с родителями подростков, у которых низкая самооценка. У подростков с высокой самооценкой родители строги, но последовательны, они требуют соответствия высоким стандартам, но в то же время проявляют достаточную гибкость, допуская определенные исключения из правил. В таких семьях теплота отношений сочетается со строгой дисциплиной, сильны взаимопонимание и узы привязанности20. Родители подростков с низкой самооценкой часто бывают непоследовательны в методах воспитания. Иногда родители слишком многое запрещают или чрезмерно критично относятся к детям, вплоть до полного неприятия. Например, подростки, на которых оказывают сильное давление, чтобы они достигли успехов в учебе, как правило, имеют низкую самооценку и ощущают себя неспособными достичь целей, поставленных для них родителями. 20 Райе Ф. Указ. соч. С. 232. На образ «Я» неблагоприятно влияет переход из привычной и защищенной начальной школы, где у ребенка было мало учителей и постоянная группа одноклассников, в большую обезличенную среднюю школу, где педагоги, одноклассники и даже классные комнаты постоянно меняются. Приятные события, например воспоминания о пребывании в летнем лагере, могут вызывать повышение самооценки. Этому помогают также особые тренинги уверенности для тех, кто страдает робостью, замкнутостью, не способен поддерживать отношения с другими учащимися, преподавателями и родственниками. В ходе тренинга юноши и девушки обучаются смотреть в глаза собеседнику, начинать разговор, задавать вопросы, отказывать в некоторых просьбах, выражать свои чувства. Таким образом им удавалось преодолеть репутацию нерешительного человека и изменить мнение других о себе. Самые сложные тренинги проводятся в течение 8—10 недель, простые — за 14—20 ч, наконец, есть и совсем облегченные варианты, когда улучшений удается добиться в обстановке обычных классных занятий (но по особой системе). Обобщая, можно сказать, что образ «Я» в юности еще не полностью устоялся. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. Помочь подростку перейти от негативного к позитивному образу «Я» весьма непросто, но в некоторых случаях задачу можно решить. Конечно, в юности изменить образ «Я» легче, чем во взрослом возрасте. Когда родители поддерживают ребенка, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение и другие положительные чувства, подросток утверждается в мысли, что родители принимают его в качестве способного, продуктивного и достойного индивида. Таким образом, поддержка отца и матери положительно сказывается на самооценке подростка. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Она возникает в тех случаях, когда подросток выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов — заниженная самооценка, человек начинает находить непреодолимые препятствия, когда берется за то или иное дело. Он теряет уверенность в себе. Нелишне вспомнить совет И.В. Гете. Он говорил, что, общаясь с ближними, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Общаясь же с ними так, как будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше. Поэтому детей целесообразно авансировать похвалой. Индивид с низкой самооценкой, как удалось установить М.И. Станкину21, часто бывает несправедлив, окружающих считает удачливее, умнее себя. Он, как правило, мнителен и отрицательно относится к тем, кто, как ему кажет- Станкин М.И. Самовоспитание дает больше, чем природное дарование // Управление персоналом. 1998. № 7. С. 62-63. ся, его не любит, не уважает. Он склонен к автократическому стилю, установлению жесткой дисциплины. Если это руководитель, то он считает, что каждый подчиненный старается его обмануть, за глаза посмеяться над ним, а отсюда появляется подозрительность, неверие в честность тружеников. Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, зазнайству, не страшна. Она обязательно способствует достижению успехов в любом виде деятельности. Вот пример: через два года после поступления в спортивную школу в ней остались только молодые люди, имевшие при поступлении завышенную самооценку. Вырабатывая объективную самооценку, необходимо учитывать обстановку, в которой осуществляется эта работа. В эксперименте студенты ставили себе оценку за каждое из заданных экспериментатором качеств. В комнату входил элегантный, безупречно одетый, чисто выбритый, с дорогим дипломатом в руках человек. Оценка своего внешнего вида испытуемыми снижалась. Но когда в комнату входил небрежно, неаккуратно одетый, с нечищеной обувью и неглажеными брюками гражданин, самооценка этих показателей испытуемыми становилась значительно более высокой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|