Миф о собственной исключительности
Вместе с развитием способностей анализировать свои мысли у подростков возникает повышенное внимание к самим себе, собственной личности и идеям. В результате они становятся эгоцентриками, постоянно занятыми самоанализом. Их мысли направлены скорее на самих себя, чем на окружающих. Юные так озабочены собой, что могут заключить, что других в такой же степени волнует их внешность и поведение. Эгоцентризм подростков основан именно на их вере в то, что других чрезвычайно интересует их внешность и поведение. В результате почти все время подростки чувствуют себя «как на сцене». Они привлекают к себе повышенное внимание шумным или буйным поведением, агрессией, всплеском эмоций, даже вандализмом. Но так они ведут себя только тогда, когда находятся в группе. Товарищество придает им сме- лости. Когда же они остаются одни, поведение резко меняется. Многие превращаются в крайне застенчивых, неумелых, стесняющихся. Им кажется, что все обращают на них внимание, тщательно оценивают и готовы вот-вот критиковать. На самом деле взрослые заняты только собой. Уставшие они возвращаются с работы или, занятые своими заботами, не обращают внимания ровным счетом ни на кого. Только подросткам мерещится, что их действия всегда на виду. Подростки часто не только эгоцентричны, но и склонны к самолюбованию. Наглое и шумное поведение, эксцентричная одежда отражают их представления о том, что должно нравиться другим. Мальчик, который два часа проводит перед зеркалом, сооружая себе прическу, вероятно, воображает, что все его одноклассницы упадут от восторга. Миф о собственной исключительности — убежденность подростка в собственной неуязвимости, в уникальности своих личных переживаний. Ему кажется, что до него таких чувств никто не переживал, а такие как у него мысли еще никому не приходили в голову.
Причиной большинства случаев подростковых самоубийств являются или неразделенные, или оскорбленные чувства. В этом возрасте чувства нежны, обострены и незащищены. Кроме того, они, как правило, максималистские: уж если любить, то до гроба, а ненавидеть, так навсегда. Он не позвонил ей, она уже считает, что разлюбил. Приятель разболтал какую-то тайну — обида на всю жизнь. Миф о своей исключительности предполагает убежденность подростка в том, что он уникален и в сфере чувств, и в сфере интеллекта. В это время мы считаем себя непризнанными гениями, настоящими рыцарями и романтиками. Мы свято верим в добро и обижаемся, если оно чуть с горчинкой. Как и везде, здесь подросткам присуща противоречивость. С одной стороны, подростки считают, что все наблюдают только за ними, с другой — чувствуют полное одиночество своей уникальной личности. С одной стороны, ты всегда на виду, под пристальными взглядами взрослых, с другой — несмотря на такое внимание никто тебя либо не понимает, либо не принимает всерьез. Это огромная эмоциональная нагрузка. В результате юные ведут себя кто цинично, кто застенчиво, в какой-то степени старясь защитить мир своих чувств, приглушить комплекс неполноценности. Природа позаботилась о психологических механизмах для защиты нашего хрупкого «Я». К примеру, те, у кого низкая самооценка, склонны пускать пыль в глаза окружающим. МОЛОДЕЖЬ В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ Процесс вхождения молодежи в современное общество, обретение своего места в нем представляет довольно противоречивый процесс. С одной стороны, представители молодого поколения составляют значительную долю в составе новых социальных слоев — предпринимателей, менеджеров, банковских работников. Увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения и политические партии. С другой стороны, молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, значительно ухудшилось ее материальное положение, замедлилось социальное продвижение, наблюдается глубокое противоречие, вызванное несоответствием новых требований и старых качеств, которые сформировали в человеке традиционные институты российского общества1.
ВОЗРАСТНЫЕ ГРАНИЦЫ Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества. Ее возрастные границы разными авторами понимаются неодинаково. К примеру, американский социолог Карл Тейлор относит к молодежи людей от 7—8 до 23 лет2. Ш. Бюлер и Э. Шпрангер определяют границы юношеского возраста от 13 до 19 лет у девушек и от 14 до 20 лет у юношей, выделяет в этих рамках две фазы: подростковую (до 17 лет) и собственно юность3. В российской традиции с начала XX в. до наших дней границы собственно молодежного возраста в социальной статистике и в переписях населения 1 Сергейчик СИ. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социологические исследо 2 Taylor С. Youth Culture and Youth Violence // Family and Child Ecology. 1999. May 18. 3 Shranger E. Psychologie der Jugendalters. 25. Aufl. Heidelberg, 1957. варьировали от 10— 12 до 20 лет в начале века, от 17 до 28—30 лет в конце XX в.4 В монографиях одни исследователи определяют молодежный возраст с 11 до 25 лет, другие с 14 до 28 (30), третьи выделяют особые этапы, например, позднее детство (9—11), ранняя подростковость (11 — 13), поздняя подростко-вость (14-17), собственно молодежь (18-22), молодые взрослые (23—25/28). Точек зрения и предложений очень много. Среди советских ученых наблюдался явный разнобой в определении такого основополагающего показателя, как возрастные границы группы молодежи5. До сих пор он не преодолен. В общем и целом сегодня специалисты договорились считать границы молодежи в интервале от 14 до 30 лет. Нижняя граница молодежного возраста связывается с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения, т.е. за нижнюю границу молодежного возраста принят возраст в 14 лет. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребенка, а это возраст до 30 лет.
Это значит, что молодежь, как демографическая категория, объединяет население в пределах 16-летнего возрастного интервала. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. За столь относительно короткий отрезок жизни молодежь переживает смену своего социально-демографического статуса несколько раз. Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) — находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак). Средняя группа: молодежь 18—24 года (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей. Старшая группа: молодые взрослые 25—30 лет — это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков. Социологи в качестве социального признака верхней границы молодежного возраста, на которой он заканчивается, нередко выбирают образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина — это уже как бы не молодые, а вполне взрослые люди. И это правильно, поскольку семья накладывает на человека совершенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия «молодежь». Но дело в том, что в разные исторические эпохи, в разных культурах и в разные общественно-экономи-
Семенова В.В. Социология молодежи // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. М., 1996. С. 323. Решетов П.Н. Некоторые вопросы теории и практики исследований молодежного движения в капиталистических странах // Социологические исследования. 1980. № 2. С. 183. ческие формации люди женятся в разное время: в одном случае распространены ранние браки (16—18 лет), в других — поздние (27—30 лет). Стало быть, установить единые возрастные параметры на все случаи жизни невозможно. В этом случае надо учитывать культурную специфику общества. Вот почему социологический подход к возрасту тесно соединен с культурологическим. Молодежь социально неоднородна и различные ее отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская) имеют свои специфические особенности. Они касаются ценностных ориентации, материального достатка, образа и стиля жизни. Рабочая молодежь раньше начинает трудовую жизнь и раньше обзаводится семьей, чем представители среднего класса, которые пять лет учатся в вузе, а затем в течение двух-трех лет ищут подходящую работу для того, чтобы материально обеспечить будущую семью. Стало быть, молодость у одних заканчивается раньше, чем у других. Возраст молодого ученого, которому разрешается участвовать по своей категории в конкурсе научных проектов или публикаций, не должен превышать 35 лет. Таким образом, к культурно-историческим критериям приходится добавлять социально-классовые. Не очень точными являются и формальные критерии, которые принято считать строгими. Допустим в «паспортичке» социологической анкеты стоит вопрос о возрасте респондента, где ему предлагается список альтернатив: до 16, 16—24, 25—35, 36—45 и т.д. Можно заменить его на другой, где бы учитывался критический возраст в 30 лет как верхняя граница молодежи, а именно: до 18 лет, 18—24 года, 25—30 лет и т.д. Спрашивается, так ли уж точны в содержательном Врезка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|