С.Н. Щеглова Молодежная комната
Сегодня многие молодые люди живут в общежитии или снимают (часто сообща) комнату в частном секторе. Но и в тех случаях, когда они проживают вместе с родителями, комната превращается в особый мир, артефакт молодежной субкультуры. Своими действиями по обустройству комнаты молодой человек определяет границу между «своим» и «чужим», персонализирует пространство и превращает его в значимое, обладающее для него особым смыслом место. Не только в комнате, но и в других местах молодежь символически отгораживается от других сообществ. Во внешнем облике — это предметы одежды, украшения, прически, особые пристрастия в музыке, видах досуга. Еще больше возможностей предоставляет собственная комната. Она может многое сказать о своих обитателях. При исследовании применялся метод «устной фотографии». Студенты-социологи изучали комнаты ровесников, проживающих в квартирах с родительскими семьями и не имеющих собственных семей. Наблюдатели посетили друзей и знакомых, получили разрешение осмотреть их личные комнаты в обычном виде. Согласно инструкции, исследователи должны были зафиксировать дату, время и продолжительность проведения осмотра комнаты, ее об- щие параметры (площадь, форма, наличие лоджии, балкона, окон, ниш и т.п.), пол, возраст, род занятий хозяина или хозяйки. Осмотр проходил по следующей схеме: исследователь вставал лицом к входу в комнату, затем, двигаясь взглядом по часовой стрелке, внимательно рассматривал все элементы, предметы в комнате и тут же записывал все увиденное. Проанализированы тексты с описанием 41 комнаты молодых москвичей по итогам проведенных в феврале 2001 г. «устных фотографий». Осмотрены и описаны комнаты 22 девушек и 19 юношей в возрасте 18-23 лет. Ка-чественный анализ полученной информации позволил зафиксировать маркеры молодежного стиля жизни, некоторые убеждения, наклонности и интересы не только хозяев комнат, но и самих молодых исследователей. Исследование показало, что деятельность молодых горожан по обустройству своей комнаты определяется несколькими факторами: собственно реальным пространством (конфигурацией, площадью, наличием архитектурных элементов); социокультурными нормами (общества, семьи, возрастной группы); ролью других людей и их осознанной и неосознанной деятельностью. Необходимо рассмотрение этих факторов во взаимосвязи друг с другом. При разных условиях они могут выступать как катализаторами, так и ограничителями деятельности по обустройству комнаты.
плане возрастные интервалы? Можно ли быть до конца уверенными, что ценностные ориентации, образ и стиль жизни респондентов, отметивших позицию 23 года, существенно отличаются от тех, кто назвал свой возраст в 26 лет. В статистической таблице они пойдут в разных столбцах, им припишут разное социальное содержание, но будет ли оно различным на самом деле?
Молодежная комната — особый мир, артефакт молодежной субкультуры Анализ свидетельствует: как правило, для молодежи в семьях выделяются не самые большие в квартире комнаты (средняя площадь 13 кв. м); часть из них переходит «во владение» из детской или, например, после умерших бабушек и дедушек, переехавших старших братьев и сестер. Большинство обследованных комнат располагается в стандартных домах и не имеет осо- бых архитектурных элементов. При небольших размерах комнат молодыми, тем не менее, созданы условия для реализации основных потребностей. Во всех комнатах есть необходимые бытовые вещи: место для сна (кровать, софа, Диван или раскладушка), стол, стулья, шкаф для личных вещей. Обязательным атрибутом являются книжный шкаф или полки для книг. Во многих случаях присутствует также компьютерный или письменный стол. Наличие компьютера, те-
левизора, музыкального центра, телефона позволяет молодым работать, отдыхать, общаться, не выходя за пределы своей территории. Зафиксированные в ходе описания комнат остатки еды и оборудование для ее приготовления свидетельствуют о том, что часть молодых людей предпочитает и питаться в своих комнатах. Еще одной особенностью является мобильность, взаимозаменяемость и дополняемость предметов мебели в комнатах. Довольно часто роль рабочего стола в комнатах выполняет кровать, на которой выполняются учебные задания, в ногах укладываются стопки книг. Мы попробовали выделить своеобразные маркеры комнат молодых горожан — символические указания на стиль жизни: коммуникации, музыкальные вкусы, виды досуга. Главным маркером современной комнаты молодых москвичей, на наш взгляд, являются постеры, или плакаты. Они располагаются на стенах, дверях, стенках шкафов и столов, висят на шторах и даже на люстре. Постеры находятся во всех комнатах: у девушек — преимущественно актеры и актрисы (большинство играет а сериалах), музыкальные группы, животные, романтические пары, у юношей — музыкальные группы, компьютерная тематика, атлеты, культуристы, фотомодели, флаги на стенах (Россия и США). Количество постеров различно, самое большое — 24 зафиксировано у девушки-студентки 19 лет в комнате площадью 15 кв. м. Таким образом, социолог рискует всегда: учитывает ли он только культурные, исторические и социально-классовые спецификации возраста или доверяется формальным интервалам. Социологи всегда помнят о подобных ограничениях, всегда оговариваются о них и тем самым как бы извиняются перед читателем за условность своих суждений и приблизительность своих выводов. Такова любая наука, и поделать с этим ничего уже нельзя. Приблизительность оценок каждый человек может почувствовать на собственном опыте, стоит провести мысленный эксперимент, вписав в три столбца — ребенок, молодой человек, взрослый — характерные черты, отличающие одну колонку от другой. В ходе проведенных экспериментов удалось установить, что достаточно просто отделить характеристики ребенка от взрослого, но намного труднее (а подчас просто невозможно) разделить возрастные характеристики молодого человека и других (как ребенка, так и взрослого). Человеку свойственно четко идентифицировать полярные позиции, но он всегда путается в характеристиках, тем более отличительных, двух соседних градаций. Попробуйте мысленно вставить в наш ряд еще один возраст — подростков, и картина совершенно расплывется. О них, подростках, большинство испытуемых могло сказать только одно: это уже не дети, но еще не взрослые.
Молодость — это время, наиболее благоприятное для выбора профессии и супруга. Прежде чем найти себя и закрепиться в профессии, молодежь должна многое испробовать. Именно поэтому она часто меняет работу и Вторым маркером является звуковоспроизводящая техника, аудиокассеты, CD-диски. Число аудиокассет — не менее 30 шт., собрание компакт-дисков — от 10 до 50 шт. Спортивные принадлежности имеются во многих комнатах: у 70% юношей — гантели, гири, дартс, мячи, теннисные ракетки, скейты, ролики, перекладины, лыжи и др., у девушек — лишь в семи случаях (менее трети) замечены гантели и велотренажеры. В каждой комнате имеются книги, их количество составляет от нескольких десятков до нескольких сотен. У всех — учебники, классическая литература по школьной программе. Во всех без исключения комнатах на видных местах выставлены фото или лежат фотоальбомы с фотографиями хозяев, их друзей и любимых животных. В нескольких случаях замечены фотографии родителей. О религиозности хозяев гостям сообщают иконы у каждой пятой девушки; у трех юношей — четки и деревянные кресты. Однако в комнатах мы находим и прямые формы словесной коммуникации: зеркало с пожеланиями, написанными губной помадой, кельтский орнамент на зеркале, также нанесенный губной помадой, надписи на дверях («Закрывайте дверь, please, приходите еще»). У трети хозяев-юношей в комнатах имеются телефоны, лишь две комнаты девушек не телефонизированы. Сегодня у каждой пятой девушки в комнате есть ПК. Освоение новых технологий продолжает происходить в муж-
ской среде опережающими темпами: из обследованных 19 комнат юношей лишь в двух нет компьютера. Об отгораживании от мира взрослых и постепенном приобретении новой степени самостоятельности можно судить по ряду признаков. Так, нами зафиксировано, что только в комнатах молодежи старше 19 лет открыто выставляются пепельницы, лежат сигареты и зажигалки. Молодежь активно курит и в более юном возрасте, но, вероятно, после определенного возрастного рубежа молодые получают или завоевывают право открыто демонстрировать это в своем жилище. Комната как социальное пространство полна текстов, смыслов и символов, содержащих информацию культурного, экономического и иного характера. Собственная комната является, несомненно, одним из инструментов социализации молодого человека, приобретения им особой роли конструктора социального пространства, а также новой роли хозяина реальной территории. Родители лишь в некоторой степени ограничивают деятельность молодых по обустройству своей территории. Основное влияние на дизайн и функциональность комнаты оказывают социокультурные нормы молодежной возрастной группы. Сокращено по источнику: Щеглова С.Н. «Своя» комната как артефакт молодежной субкультуры // Социологические исследования. 2003. №3. С. 119-122. сексуальных партнеров. Выбор ограничивается, если материальное положение молодого человека (либо родителей) затруднительное. Ему приходится бороться за первое попавшееся место, но не супруга. В этом случае средний возраст вступления в брак увеличивается. Когда экономическая ситуация в стране благоприятна, безработица невысока, а численность вступающей в трудоспособный возраст молодежи мала, рабочие успевают перепробовать профессии за более короткое время и раньше закрепиться на рабочем месте. Если безработица велика, закрепление происходит позже. Молодые рабочие Америки сегодня дольше остаются молодыми. Им труднее найти работу, у них выше средний возраст первого брака и средний возраст родителей первого ребенка. Статусные самооценки российской молодежи по принадлежности к «высшему», «среднему» и «низшему» слою получены по результатам социологических мониторингов 1995—1997 гг., проведенных НИЦ при Институте молодежи. Среди респондентов в возрасте 19—21 года оказались 41% тех, кто низко оценил свой социальный статус, что больше, чем в группе опрошенных старше 30 лет (38 %)6. Это обосновывается тем, что молодежь не уверена в жизненных перспективах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|