Боснийские студенты не хотят восстанавливать экономику страны
Согласно результатам исследования, опубликованным осенью ООН, около четверти боснийских граждан в возрасте от 15 до 30 лет хотели бы навсегда уехать из страны. Если учесть, что еще 40% по экономическим соображениям хотели бы покинуть страну на время, а 13% изъявили желание учиться в зарубежных университетах, картина становится действительно тревожной: получается, что около 3/4 боснийской молодежи нацелено на эмиграцию. Молодые боснийцы оправдывают свое намерение уехать из страны экономическими причинами. Официально безработными считается 40% жителей Боснии и (ерцеговины. Здесь, как и на Западе, именно молодежь становится первой жертвой экономических неурядиц. «Экономическая и политическая система, зародившаяся после войны, не оставляет места для молодого поколения. Они сталкиваются с весьма темными правилами игры», — отмечает Патрис Дрейски, глава экономического департамента представительства ооновской администрации в Боснии, намекая на поразившую страну коррупцию. Мирсад Фазлич, руководитель одной из студенческих ассоциаций, клеймит архаизм системы высшего образования. «Курсы лекций носят исключительно дидактический характер. Они не открывают возможностей для проведения дискуссий, — говорит Фазлич. — Необходимая реформа системы образования грозит затянуться надолго: на эту маленькую страну, разделенную на два региона (Хорватско-Мусульманскую Федерацию и Республику Сербскую), приходится целых 13 министров просвещения! В каждом регионе свои учебные программы и свои дипломы». Ситуация усугубляется тем, что часть Сараевско- го университета, главного вуза страны, по-прежнему занимают солдаты НАТО. Оказавшись в этой тяжелой ситуации, большинство студентов не протестует: молодежь либо молчит, либо готовится уехать. Молодежь жалуется на свое положение, но «категорически не желает ввязываться в политику», подчеркивает пресс-секретарь представительства ОБСЕ в Сараево Зинаида Делич, родившаяся на севере Бос-
нии. Данные, опубликованные ООН, в какой-то мере объясняют причины такой аполитичности: 94% опрошенных молодых людей убеждены в том, что они не оказывают «никакого» или «почти никакого» влияния на политические события. Каждое утро у посольств Германии и Австрии в Сараево выстраиваются длинные очереди. В отличие от Франции, эти две страны предоставляют визы молодым жителям Боснии и [ерцеговины, желающим погостить за границей. А таких немало. Большинство кандидатов на выезд принадлежат к молодому поколению, которое, по логике вещей, должно обеспечить возрождение страны, глубоко травмированной войной 1992-1995 гг. Сегодня, спустя восемь лет после подписания Дейтонских мирных соглашений, размах этого явления не может не вызывать беспокойства у международного сообщества, пытающегося стабилизировать обстановку на Балканах (www.5ballov.ru). которого оказали огромное влияние на развитие алгебры и математики, прожил всего 20 лет. А. Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет, В. Гей-зенбергу было 24 года, когда он совместно с Н. Бором разработал основы квантовой механики. Свои вполне зрелые произведения А. Пушкин начал создавать совсем еще в юном возрасте. Замечательную поэму «Руслан и Людмила» он написал в 21 год. С. Рахманинов в 19 лет написал прекрасную оперу «Але-ко», которая была его — студента Московской консерватории — дипломной работой. А Рафаэль ярко проявил свой талант уже в 17 лет. Подтверждение сказанному выше мы находим в концепции кризисных точек социализации, которая изложена в т. 7 «Фундаментальной социологии». Там речь шла о трех кризисных точеках, которые описывают кривую человеческой жизни (рис. 41):
Рис. 41. Критические точки социализации личности ♦ от 1 года до 17 лет — завершение школьного обучения и подготовка к активному трудовому периоду; ♦ от 18 до 60 лет — активный трудовой период, становление профессиональных ролей; ♦ от 60 лет и старше — выход из активного трудового периода. окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы; В — кризис середины жизни; С — выход на пенсию и переход к пассивной части социализации. Период между этими тремя точками, обозначенный фигурой ABC, представляет собой время максимальной творческой и трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной деятельности — 10—11-летнее обучение в школе. Возраст от 16 до 18 лет приходится на окончание школы и профессиональное самоопределение юноши. Возраст 16—18 лет — самый критический. Он должен выбрать только одну профессию из 40 тыс. занятий, существующих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школь- ная жизнь никогда его не сталкивали с реальным производством и реальными профессиями. Он знает о них понаслышке. Другое дело человек, находящийся в точке С. Он уже пожил и много видел, знает мир производства и множество профессий не понаслышке, а на собственном опыте, ведь ему не 16, а 61 год. Вот когда бы выбирать будущую профессию. Здесь риск выбрать неправильное занятие сведена к минимуму. Но жизнь распорядилась иначе. Человеку приходится выбирать будущее поприще в том возрасте, когда он к этому совершенно не готов. У него катастрофически не хватает знания жизни. Компенсировать их спешат взрослые люди — дедушки, отцы, учителя, родные и друзья, повидавшие жизнь.
В отличие от юноши, который может, но не умеет, пожилые умеют и знают, но уже не могут. Они не могут начать жизнь снова, не могут физически выполнять требуемые работой нагрузки, зато много знают и умеют. Юноша ничего толком не знает и не умеет, но может выбрать будущую карьеру. Так несправедливо распоряжается с нашими жизнями судьба.
Период от 18 до 25 лет отводится на поиски самого себя, это период перебора различных профессий и занятий. В это время еще нет молодой семьи, приковывающей к одному роду занятий, человек получает материальную основу от своих родителей, в семье, за счет которых он живет. После 17 лет для рабочей молодежи и 23—25 лет для интеллигенции с высшим образованием начинаются хлопоты с профессиональным самоопределением. В это время все торопятся активно заняться бизнесом и сделать свою карьеру. Партнеры, коллеги, товарищи по работе — вот те люди, к мнению которых взрослый больше всего прислушивается, от которых он получает больше всего нужной ему информации, которые определяют его служебный рост, оклад, престиж и многое другое. Часто ли звонят своим «маманькам» повзрослевшие дети-бизнесмены, которые, кажется, совсем недавно держались за матери некую руку? Критическим возраст 16 лет является еще и потому, что в это время человек как ежик все воспринимает в штыки. Он хочет быть самостоятельным, формирует свое «Я» и во весь голос заявляет его миру. А взрослые суются со своими советами и наставлениями. Он романтик, они — прагматики. Столкнулись два разных мира и им трудно понять друг друга. Романтики воспринимают советы прагматиков как чужеродное тело. Они отторгают его. Ценности отцов расходятся с ценностями детей. Последние упрямы и несговорчивы, они хотят наделать собственных ошибок и не слушают тех, кто стремится оградить их от ошибочных шагов. Кстати сказать, они совершенно правы. В период с 16 до 23 лет, когда ты не обзавелся собственной семьей и живешь у мамочки на шее, только и надо совершать ошибки. Причем, как можно больше. В будущем за них придется платить дороже. Все следует делать в свое время. Принятие чужого жизненного опыта в шестнадцатилетнем возрасте влечет за собой, прежде всего, реакцию отторжения того, что вам навязывают чужую модель образа жизни. Отторжение — здоровая реакция здорового организма, но собственного жизненного опыта еще нет. Таким образом, в 16 лет происходит навязывание чужого образа жизни через агентов социализации,
как реакция отторжения. И в это же время происходит построение идеальной (мысленной) траектории жизненных У социального и культурного экспериментирования существует глубокая психологическая причина. Возрастной период от 14 до 20 лет характеризуется таким свойством, как легкостью увлечения новым и переход от одного занятия к другому. Интерес к познанию нового сопрягается в это время с неустойчивостью привязанности: юноши быстро увлекаются и быстро теряют интерес к тому, что познали. Молодежные субкультуры способны поддерживать постоянный интерес к познанию благодаря своему внутреннему разнообразию. В каждой субкультуре тысячи музыкальных направлений, групп, песен, а также новых социальных практик, мероприятий и дел, с которыми интересно познакомиться. Молодежные тусовки предполагают новые знакомства, новые встречи, обмен интересными сведениями. Ни учеба в школе, ни обучение в вузе и уж тем более работа на производстве неспособны к интенсивному обновлению. Обучение и работа строятся на дисциплине, рутинном повторении пройденного, выполнению того, что не просит душа. Молодому человеку и физиологически, и психологически необходим опыт смены видов деятельности, увлечений, привязанностей, расширение круга знакомств. В зрелом и особенно пожилом возрасте ничего подобного уже не требуется. В этот период жизни мы ценим старых друзей, выработанные привычки, домашний уют и удобный диван. МЕССИАНСКИЙ КОМПЛЕКС Поскольку подростки хотят стать взрослыми, у них появляется стремление поскорее занять свое место в их сообществе, частично приняв их идеи, идеалы и способ выражения себя. Постепенно они начинают считать себя равными взрослым и судят их той же меркой, что и себя. Они начинают вести «взрослые разговоры», прежде всего на запретные темы, судить о правильности супружеских отношений, подразумевая родителей. Мальчики соревнуются в физической силе с отцами, стараясь побороть их на армрестлинге. Вхождение в мир взрослых поначалу носит чисто подражательный характер. Юноши перенимают походку вразвалочку, манеру чертыхаться и сплевывать на пол, даже курить и пить водку «как взрослые». Об игре в азартные игры и говорить нечего. Это самая распространенная форма времяпрепровождения, особенно в городских подвалах и подворотнях. Юноши и девушки, только еще освоившие азы нравственных требований и не постигшие их глубины, стараются выносить моральные оценки не только отдельным взрослым, но и всему обществу взрослых. Эти оценки имеют две особенности. Во-первых, они очень категоричны и резки, в них только да и нет. Во-вторых, они проводятся с позиций желаемого или идеального. Они еще не знают, насколько сложно устроено реальное общество, зато знают, как его надо переделать. Подростки отталкиваются от некоего идеала, созданного воображением или позаимствованного из книг.
Эта способность подростков сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть, превращает их в бунтарей-идеалистов. Сравнив возможное с реальным, они осознают, что действительность далека от идеалов, и немедленно становятся в позу негодующих критиков. Взрослых они осуждают за то, что те не смогли за свою жизнь создать более достойного, более цивилизованного и гуманного общества. Желание переделать мир по своему усмотрению, совершить революцию и бороться за социальную справедливость, видя в том особое свое предназначение, в психологии называется мессианским комплексом. Он состоит в приписывании себе важной роли в спасении человечества и представляет собой детскую или возрастную болезнь становящегося духа, которой должны переболеть практически все — мальчики в большей степени, а девочки в меньшей. Только не все рассказывают об этом либо не осознают, что приключилось. С мессианским комплексом тесно связан так называемый подростковый синдром, который, по мнению И.С. Кона7, включает в себя: а) недостаток историчности («все, что происходило до нас, не имеет никакой ценности»): б) максимализм («все или ничего»); в) негативизм («все устроено плохо и его надо изменить»). Революционный идеализм и мессианский комплекс, по его мнению, были присущи русской молодой интеллигенции как в период большевистской революции 1917 г., так и в эпоху демократических преобразований 1990-х гг. Чаще всего мессианский комплекс не выходит за пределы словесных диспутов и споров с друзьями, но иногда выливается, как у молодых революционеров, в создание подпольной организации. Таким людям присущ политический идеализм и утопические идеи перестройки общества. В то же время, когда подростки увлекаются политическим идеализмом, они становятся защитниками угнетенных. Способность сочувствовать чужим страданиям появляется у юных именно потому, что в их собственных душах постоянно идет брожение. Из-за своей психологической незащищенности подростки легко отождествляют себя со слабыми, бедными и угнетаемыми жертвами эгоистического общества. Таким образом, их восприятие социальной несправедливости отражает личную внутреннюю борьбу. Только позднее, говорят психологи, уже в юности, молодые люди начинают связывать свои идеалы с конкретными действиями, соизмерять свои возможности, не парить в облаках. Они становятся более понимающими, терпимыми и полезными. 7 Коп Igor S. Identity crisis and postcommunist psychology // Symbolic Interaction. 1993. Vol. 16. N 4. P. 395-405. Подростки проходят через этап, когда они приписывают неограниченную силу своим мыслям. Отсюда мечты о блестящем будущем или об изменении мира с помощью идей. Юноша становится взрослым, когда он поступает на настоящую работу. Именно тогда он превращается из идеалиста-реформатора в человека, стремящегося к реальным достижениям. У многих, если не у большинства подростков понятие личности идентично понятию взрослости. Стать личностью и стать взрослым для них, еще не разбирающихся во всех перипетиях этого явления, означает часто одно и то же. Школьники-подростки, а тем более юноши и девушки тянутся к тем, кто
обращается с ними, как со взрослыми. К сожалению, наша школа пока не дает им такой возможности. Традиции школы ориентируют учителей обращаться со всеми школьниками как с детьми. Тогда навыки общения со взрослыми старшие школьники получат за воротами своей школы. Именно здесь они приобретают и осознание своей собственной взрослости. Родители, в отличие от школьных наставников, тоньше чувствуют у своих детей психологию возмужания, а потому гибче реагируют на изменения в их поведении. Однако реальные родители не могут преодолеть барьер собственного superego и поэтому вынуждены подходить к своим по взрослевшим детям с позиций принятых в обществе стандартных стереотипов: это можно, а то нельзя8. Известный психоаналитик, дочь 3. Фрейда Анна Фрейд, подробно исследовавшая становление взрослости у подростка в своей знаменитой книге «Психология "Я" и защитные механизмы» (1936), писала о том, что подростки исключительно эгоистичны. Они считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса. Они убеждены, что горят желанием до конца отстаивать и бороться за свои идеалы и, в то же время, ни в один из последующих периодов своей жизни не отчаиваются на такую преданность и самопожертвование. С одной стороны, подростки с энтузиазмом включатся в жизнь общества, а с другой — страстно стремятся к одиночеству. Они колеблются, подчеркивает Анна Фрейд, между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, аскетичны и в то же время распущенны, они ведут себя то этично, то бесцеремонно. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны. Большинство подростков буквально раздирает огромной силы желание казаться взрослыми. Их возмущает все, что подчеркивает, будто они все еще остаются детьми. Когда, например, подростка видят вечером в пятницу с Ладанов И.Д. О педагогической доктрине психоанализа (как стать взрослым?)// Управление персоналом. 1998. № 5. С. 43-48. мамочкой и папочкой, то чувство унижения, которое он переживает, порой становится невыносимым. Самое любопытное, что ребенок в данной ситуации не стыдится своих родителей, его смущает соотношение ролей: родители — малое дитя. Подросток, как мы выяснили, разрывается между двумя мирами — миром детей и миром взрослых. По своему характеру, привычкам, неокрепшей нравственности и несформировавшемуся мировоззрению он еще, конечно же, ребенок, но по своим претензиям, часто очень взрослым суждениям, житейскому опыту, умению зарабатыЁать деньги он нередко выглядит как вполне взрослый человек. А самое главное — взрослым он стремится казаться по своей жизненной интенции. Подросток это, пожалуй, единствен УТОПИСТЫ И КРИТИКИ Молодежь обладает двумя качествами, которые считаются не только противоречивыми, но и исключающими друг друга, а именно утопизм и критицизм. Обе черты, зная об их существовании, умело использовали политики и государственные деятели. Большевики до 1917 г. набирали в свои ряды прежде всего молодежь, зная, насколько негативно она настроена по отношению к царизму и с какой решимостью она готова его свергнуть. Ни одна другая возрастная категория не подходила на роль революционного динамита. Октябрьская социалистическая революция, совершенная молодыми экстремистами, закончилась, большевики принялись решать новую и не менее грандиозную задачу — создание невиданного в истории общества, построенного на принципах свободы, равенства и братства. Под этими лозунгами, напомним, в 1960-е гг. шли на баррикады американские хиппи, немецкие и французские «новые левые», также относимые к молодым экстремистам. Поверить и приступить к строительству «светлого коммунистического будущего» в разоренной полуголодной и безграмотной стране могли только отчаянные утописты. Никакой другой возраст с такой масштабной задачей справиться не мог, а еще правильнее — и не хотел. Молодежь могла преодолеть все, вытерпеть, вынести на своих плечах любые трудности. Материальные препятствия ее не страшили, если сердце воодушевлено благородной идеей. Так всегда ведут себя утописты. Сломить ее могли только духовные изъяны — ложь и несправедливость по отношению к ней. Они проявятся позже — примерно во второй половине XX в., а точнее начиная с 1970-х гг. В период брежневского застоя советское правительство впервые потеряло самого верного своего помощника — молодежь. К тому времени стало ясно, что страной управляет геронтократия, которая не собирается не то чтобы делиться властью с молодежью, но даже близко подпускать ее к себе. Утопия сменилась разочарованием и критицизмом. Если сравнить два правительства — в начале и конце советского периода, то разница окажется впечатляющей. Правительство Ленина — самое молодое, образованное и радикально настроенное в истории нашей страны за тысячу лет. Правительство Брежнева — самое старое, плохо образованное и консервативное. Именно максимализм российской молодежи помог ленинскому правительству выиграть Гражданскую войну, восстановить народное хозяйство, а затем невиданными темпами развивать промышленность. Вовсе неслучайно почти все прогрессивные писатели и общественные деятели на Западе смотрели тогда на молодую Россию с неподдельным восхищением. И, по всей вероятности, отсутствие молодежи на ключевых точках управления страной, умаление ее роли послужили причиной полного краха брежневского и горбачевского правительств. Практически за одно поколе Решительная ставка на молодежь в первые годы советской власти была обусловлена рядом причин. Дворянство и буржуазия — два господствующих класса, отстраивавших Россию на протяжении последних полвека после падения крепостного строя в 1861 г., — были частью ликвидированы большевиками, частью эмигрировали, а те, кто остался в Советской России не могли активно участвовать в строительстве нового общества. К ним относились либо с подозрением, либо открыто враждебно. Численность рабочего класса сильно сократилась за годы Гражданской войны, в которой он сыграл решающую роль в достижении победы. После войны его ряды пополняли выходцы из села, а к крестьянству Ленин относился с большим недоверием, считая, что его сознание заражено «мелкобуржуазной стихией». В результате советская власть оказалась без твердой классовой опоры. Да и старые классы, какими они сформировались при царизме, для строительства нового общества не годились. Единственным творцом нового коммунистического общества могла служить только молодежь. Ее еще было не поздно исправить, направить и мобилизовать на решение грандиозных задач. Так проблема советской власти из классовой плоскости перешла в плоскость возрастную. В начале советского периода молодежь пришла к власти вместе с первым поколением революционеров-победителей. Ее никто не приглашал и ей никто не отказывал. Молодежь сама себе завоевала власть. В конце советского периода ситуация кардинально изменилась. За 70 лет успело вырасти минимум два полных демографических поколения, состояние общества стабилизировалось, на власть никто серьезно не покушался, но и отдавать ее никто не собирался. Первый глава партии и правительства В.И. Ленин родился в 1870 г., последний глава партии и государства Л.И. Брежнев — в 1906 г. Таким образом, между ними разница в одно демографическое поколение. По возрасту Брежнев мог быть сыном, а Ленин — отцом. Как только от власти ушло поколение детей, советская власть пала. Управлять страной внукам по существу не удалось. За 70 лет советской власти изменился не только характер политической власти, где ключевые функции стали выполнять старшие поколения, но и молодежная организация страны, которая включала три возрастные ступени: октябрята, пионеры, комсомольцы. Мемуары комсомольцев первого поколения свидетельствуют, что сначала эта организация была невероятно привлекательной для молодежи. Чем напряженнее была борьба за новую жизнь, тем больше молодежи шло в комсомол: во время Гражданской войны ряды комсомольцев выросли с 22 тыс. в 1918 г. до 400 тыс. в 1920 г. На протяжении 1920-х гг. комсомольская молодежь активно участвовала в решении всех общественных задач. Особенно активными они были в кампании ликвидации неграмотности, в борьбе с религиозными предрассудками и в проведении коллективизации в деревнях. Когда началась первая пятилетка, в авангарде опять же была молодежь — миллионы молодых людей добровольно уехали на грандиозные стройки социализма. Через 40 лет — два 20-летних поколенческих цикла — новое явление представляли собой не марксисты и большевики, давно утратившие для юных историческую актуальность, а возникшие в то время на Западе молодежные субкультуры. В 1957 г. подражатели западной моде стали именоваться стилягами. Это было прямой противоположностью молодым революционерам ленинской эпохи. Их притягивала стильная одежда, модная музыка, развлечение и ничегонеделание. Ряды стиляг пополнялись за счет элиты общества (так называемых «мажоров»), а сами они относились к «золотой молодежи». Между прочим, в значительной степени это были дети партийной номенклатуры — генетические, т.е. прямые, потомки первого поколения русских революционеров. Через 30 лет, а именно в 1987 г. началась перестройка, которую называют еще закатом советской власти. Хотя к управлению успела пробраться относительно молодая партийная элита во главе с М.С. Горбачевым, спасти страну она уже не могла. К тому времени все управленческая надстройка оказалась дряхлой как в политическом, так и возрастном смысле. Но битву за молодежь советская власть проиграла еще раньше, а именно в период хрущевской оттепели. Не привлечь к активному партийному и государственному строительству молодое поколение шестидесятников, беззаветно веривших в социализм — кстати сказать, в последний раз в истории нашей страны, — не передать ему бразды власти было трагической ошибкой. Такую же ошибку тогда совершили американские и европейские власти. И они не допускали к управлению обществом поколение шестидесятников. Когда российских шестидесятников престарелый партаппарат не пустил в Кремль, они ушли в культурное подполье, породив мощное течение культурного андерграунда. Когда к управлению не пустили западное поколение кипевших энергией шестидесятников, они вышли на баррикады в 1968 г., на массовые митинги и демонстрации, взялись за оружие. После этого изменился весь политический климат в обществе. Западная Европа и Северная Америка после хиппи и «новых левых» шагнули в новую эпоху. Хиппи и «новые левые», несомненно, являлись критиками. Никаких иллюзий насчет капиталистического общества и прогнившей буржуазной культуры они не испытывали. Они хотели то и другое уничтожить. Советские шестидесятники являлись с той же несомненностью утопистами. Они готовы были взвалить на свои плечи исторические задачи, стоявшие перед КПСС, покорять сибирские реки и космос, мерзнуть в тайге, отправляться на стройки коммунизма. К сожалению, энергия и силы совет- ской молодежи остались не востребованными. Молодежь воспели в десятках поэм, сотнях повестей и романов, десятках кинофильмов. Но никто ей не доверил политическую власть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|