Субкультуры и контркультуры
Феномен молодежной субкультуры с социологической точки зрения уникален, и вот почему. Детская субкультура не противостоит взрослой культуре ни по своим ценностям, ни по своей форме. Она создается преимущественно взрослыми, отражает их, взрослых, видение того, каким должен быть мир детства. В значительной части такая субкультура, выступая неким островком, носит поучительно-моралистический характер и служит воспитательным целям. Если дети и достраивают ее своими страшилками, анекдотами или играми, то подобная самодеятельность выглядит скорее как подражание взрослому миру, попытка смоделировать его либо отразить в приподнято-романтических чертах. Следующий возрастной тип субкультура — подростковая субкультура — пытается выполнить более широкий круг социальных задач. Она включает ценности и образ жизни, отличающиеся либо противоположные ценностям и образу жизни взрослых. Она стоит еще на перепутье между детской и молодежной субкультурами, синтезируя в себе робость первой и протест второй. Допустим, такие черты как подростковое хулиганство и вандализм не представляют самостоятельного культурного или социального явления. Они возникли как слепое подражание криминальной субкультуре взрослых либо под прямым руководством ее представителей. Вместе с тем увлечение наркотиками, которое появляется именно в подростковом возрасте, представляет уже самобытное явление. В детском возрасте этого еще нет, а молодежь, точнее сказать, «взрослые молодые» (25—30 лет), как правило, уже не заражаются наркотическим зельем. Самый опасный период — старшие классы средней школы и первые курсы вуза. Собственного облика у подростковой субкультуры фактически не существует.
Подростки готовы не подчиняться старшим, для них запретный плод притягателен, но на открытый протест против общества взрослых они еще не готовы. Они могут убежать из дома и это тоже форма неподчинения. А потому подростковую субкультуру можно квалифицировать — в определенной ее разновидности — как девиантную. Но убежать из общества они не могут. Молодежь физически равноценна взрослым, а потому она не убегает от полиции, а сражается с ней. Ее не устраивает общество, а не просто взрослые, установившие над младшим поколением свой диктат. Молодежная субкультура — совершенно иное дело. Именно в этот период, приблизительно в 17—18 лет, начинается поиск смысла жизни, социальной справедливости в обществе, практические попытки бороться за равенство и братство. К 20 годам разочарование обществом взрослых, где нет идеалов и возвышенных ценностей, на которых воспитывали детей, достигает максимума. У молодежи достаточно сил и знаний, как она сама считает, для того, чтобы перестроить общество взрослых на нравственных основаниях, но мощь общественных институтов, прежде всего полиции и армии, направлена на защиту статус-кво. Революционный накал молодежи выливается в практических действиях — мятеж, демонстрация, бунт — и теоретических — создание собственной музыки, поэзии, театра и т.д. Именно молодежная субкультура — первая и последняя из возрастных разновидностей субкультур, где проявляется настоящее творчество и своеобразие. Взрослые и пожилые люди, даже когда они формируют свои субкультуры, уже не способны создавать ничего, что можно было бы сравнить по страстному накалу и творческой изобретательности с молодежной субкультурой. В своих экстремальных формах, когда культура перерастает в протест и тотальное отрицание существующего строя, субкультура превращается в контркультуру.
Контркультура — употребляемое в литературе собирательное название разных по идейной и политической ориентации протестных групп молодежи («новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.), сознательно противопоставляющих свои цели, задачи и атрибутику символике и целям официальной культуры. Молодежный протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, «левацким» радикализмом; «неприобретательский» образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Отказаться от них может молодежь, но не подростки. Их музыкальная культура — составная часть массовой культуры. У субкультуры и контр культуры могут быть разными цели, задачи и функции. Субкультура выделяет известную группу людей, отгораживает от других, позволяет ей теснее сплотиться на основе общих идеалов, целей, атрибутики и ритуалов. У контркультуры всегда общественный замах, как минимум расчисть себе путь, отодвинуть другие группы или субкультуры, занять в обществе доминирующие позиции, как максимум — вообще свергнуть этот строй и создать новый. Такими были молодые большевики и российские «новые левые» второй волны (конец 1990-х и начало 2000-х гг.). ТИПЫ КУЛЬТУРЫ В связи с такой направленностью молодежи некоторые авторы стали говорить о функции молодежи как «социального бульдозера»1. У истоков этой идеи стояла выдающийся американский антрополог и этнограф Маргарет Мид. После молодежной революции 1968 г. она выпустила книгу «Культура и преемственность»2, где высказала мысль о том, что начиная с определенной стадии развития цивилизации молодежь перестает играть роль ученика или младшего партнера взрослых, не желает быть «пушечным мясом» в тех играх, которые они устраивают. У нее появляется новая и очень ответственная функция расчищать общества от скопившихся завалов старого культурного хлама и прокладывать путь для социальных инноваций. Такую функцию выполняет не вся молодежь, а прежде всего молодежная политизированная контркультура, впервые выступившая против общества потребления в 1960-е гг.
Если сравнивать три типа культуры, как это сделала в своих классических трудах М. Мид, а именно постфигуративные, кофигуративные и префигура-тивные, то о своей роли «бульдозера»3 молодежь заявляет еще в кофигуратив-ном обществе, но по настоящему выполняет ее только в префигуративной культуре. Действительно, в постфигуративной культуре (патриархальное общество) дети учатся у взрослых, младшие во всем слушаются и почитают старших, не помышляя изменить социальные нормы и общественный порядок. Здесь нововведения не одобряются, каждый знает свое место, традиции не подвергаются сомнению. Младшее поколение выполняет предписанные функции и социальным инноватором не выступает (даже не помышляет об этом). Небольшие вариации в пределах господствующего стиля культуры не изменяют характера постфигуративной культуры. Кофигуративные культуры — дети и взрослые учатся у равных, т.е. у своих сверстников. Влияние старших падает, а сверстников растет. Расширенная 1 Концепцию молодежи как социального бульдозера развивает ведущий эксперт Центра новой со 2 Mead M. Culture and commitment: A study of the generation gap. Garden City, 1970. 3 Там же. С. 85. семья заменяется нуклеарной, поколеблена незыблемость традиций. Повышается значение юношеских групп, возникает особая молодежная субкультура. Термин «кофигуративный» (приставка «ко» обозначает вместе, сообща) отражает факт сотворчества учителя и учеников. Советский Союз в таком случае — типичный образец кофигуративной культуры: товарищи по партии, вожди, политработники служили учителями и советниками молодежи. Старшее поколение, выросшее в дореволюционном обществе, вообще не допускалось до воспитания: чему могли научить революционную молодежь носители «мелкобуржуазного сознания». Да и сами революционеры-ленинцы принадлежали к молодому поколению. Они, молодые, решительно порвавшие с прошлым, осуществляют все необходимые обществу нововведения, а старшее поколение, признав свою некомпетентность, вынуждено приспосабливаться к новому строю и учиться у своих детей. Так постепенно происходит переход от кофигуративной к префигуративной культуре.
Молодежь — «социальный бульдозер», прокладывающий путь для социальных инноваций В префигуративной культуре, появившейся во второй половине XX в., родители учатся у детей, которые задают новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики. Обостряются межпоколенные конфликты, молодежная культура перерастает в контркультуру. Префигуративная культура, где взрослые учатся у детей, присуща нашему времени (рис. 43), когда мир настолько меняется, что даже опыт старших современников оказывается неадекватным для подготовки новых поколений к жизни в обществе, поскольку «во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ»4. Рис. 43. Разные культуры — разные типы обучения Среди причин появления молодежной субкультуры специалисты различают универсально-биологические, связанные с особенностями данного возраста, в частности, бунтарством молодежи, и конкретно-исторические, которые определяют содержание и форму выражения молодежной субкультуры. Так, например, субкультура хиппи, в силу именно социально-исторических причин, не могла появиться в XVII в., середине XIX в. или в первой половине XX в. О сроках появления субкультуры и контркультуры единого мнения в научном мире нет. М. Мид, как мы видели, возникновение молодежной субкультуры относила к кофигуративной культуре, а она стала формироваться с появлением древневосточных государств 5—6 тыс. лет назад и зарождением современной цивилизации. Хотя сама М.Мид не указывает точного времени, но зарождение молодежной субкультуры нельзя относить к самым ранним периодам цивилизации, когда сама молодежь не выделялась в качестве самостоятельной социальной группы или общности. Вероятно, становление молодежной субкультуры в строгом смысле следует связывать с зарождением индустриального общества и капитализма, началом научно-технической революции, начавшихся 200—250 лет назад.
Другие авторы называют молодежь и молодежную культуру явлением сравнительно новым. На их взгляд молодежная субкультура появилась сравнительно недавно — в Америке и Западной Европе приблизительно в 50-е гг., а в России — в 50—60-е гг. некоторые авторы отрицают тот факт, что совокупность ценностей, обычаев и традиций, присущих молодежи как социальной группе во все предыдущие эпохи, скажем в тех же XVII или XIX в., можно называть субкультурой, т.е. чем-то самостоятельным, отличным от других культурных феноменов. Действительно, раньше о молодежной субкультуре и тинейджерах как о самостоятельном явлении никто не говорил. Даже вопрос о ее существовании никто не ставил. По мнению К. Брейзера5, еще в 4 Mud M. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. С. 361. 5 Brazier С. Cashing in on the youth revolution // New Internationalist. 1984. Aug. 1940-е гг. юноши покупали те же самые вещи, что их старшие сограждане. Они танцевали в тех же клубах, что и родители, поклонялись общим певцам и одевались практически также. Годом рождения молодежной контркультуры из недр молодежной субкультуры, по всей видимости, надо считать 1968 г. — время студенческих революций и демонстраций, прокатившихся по всему миру. «Независимо от того, к какому сообществу принадлежали бунтари — к хиппи, йиппи, «новым левым», борцам за гражданские права, борцам за равноправие негров, пуэрториканцов, индейцев, чиканос, сексуальных меньшинств, к рок-культуре, «параллельному кино», «вне-бродвейскому театру», «психоделической живописи», движению за новый образ жизни (коммуны) или к «движению Иисуса», — представления молодых бунтарей радикально отличались от представлений их отцов. Они создали общую для целого поколения субкультуру — контркультуру»6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|