Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доклад о вероучении




Мы энергично разбирались с литургией, таин­ством причащения и епископами, когда Ричард Бэлью предложил нашему вниманию добытые им сведения о вероучении ранней Церкви. Мы нужда­лись в передышке, и мы ее получили. Ибо для наших сердец и разума — как людей, принявших апостольское учение — было одновременно уте­шением и вызовом слышать, как неутомимо древ­ние христиане проповедовали и защищали Господа нашего Иисуса Христа как совершенного Бога и совершенного Человека.

— Нам предстоит узнать, что каждый важный спор на Вселенских Соборах начинается с тоталь­ной атаки на Самого Христа, — начал Дик Бэлью. — Первая из них достигла апогея летом 325 года, когда Вселенский Собор был созван в Никее для рассмотрения вопроса о ереси, полу­чившей название арианства.

Арий был пресвитером в александрийской цер­кви. Он вызвал сильное волнение среди паствы учением о том, что Иисус Христос был сотворен­ным существом, чем-то меньшим, чем совершенный Бог. Согласно Арию, Его жизнь началась в какой-то момент времени. И, подобно всем лжеучителям в истории. Арий для подтверждения своего мнения имел множество библейских цитат с собственным толкованием. Он нашел последователей и среди духовенства, и среди мирян, и число его привер­женцев росло. Его епископ, божественный Алек­сандр, был глубоко озабочен и созвал Собор, ко­торый отверг точку зрения Ария. Когда ересь рас­пространилась, вовлеченной оказалась вся Цер­ковь и даже император.

Для того чтобы обсудить и урегулировать эту проблему сотни представителей от всего христи­анского мира собрались в Никее незабываемым летом 325 года. Ибо Иисус Христос обещал Своей Церкви дар Святого Духа, наставляющего на всякую правду, приводящую к познанию полной исти­ны. Это было первой проверкой данного обетова­ния в послеапостольскую эру.

Когда собрались делегаты, включая Ария и его последователей, на сцене появилось новое дейст­вующее лицо. Св. Афанасий был блестящим иссле­дователем Писания и преданным последователем Иисуса Христа. За семь лет до этого в возрасте двадцати одного года он уже написал книгу, кото­рой было суждено стать одним из величайших произведений христианской классики всех времен: «О воплощении». Во введении к английскому переводу этой работы К. С. Аьюис сказал, что, когда он открыл эту книгу, то вскоре обнаружил, что «читает шедевр».

На Соборе этот молодой человек стал одним из главных защитников апостольской веры. Арию оказалось не под силу соперничать со Св. Афана­сием. По мере того, как проходили недели лета, в Никее в жарких дебатах формировалось прочное православное единомыслие. По прошествии трех месяцев был составлен и подан на рассмотрение краткий документ, содержащий совокупность христианского учения о личности Иисуса Христа. В общей сложности 318 епископов подтвердили и подписали то, что мы знаем сегодня как первую и более длинную часть Никейского Символа веры.

Православие Св. Афанасия одержало победу на Соборе. Что касается Христа, то не было вре­мени, когда Он не существовал! Эта истина стала лозунгом Церкви в ее борьбе за упрочение достиг­нутого в Никее, продолжавшейся почти столетие. Арий, хотя и побежденный, не сдался. На самом деле после Никеи его движение расширилось. В некоторые моменты в течение последующих лет казалось, что арианизм может одержать верх — настолько, что кто-то выбил медаль с изречением: «Афанасий против всего мира».

Но истина Христова восторжествовала. Он, «рожденный от Отца прежде всех времен», про­поведовался и почитался в единой святой Церкви.

Изучение Никеи позволило нам узнать не­сколько вещей, важных для нашего пути к право­славию. Первое и самое важное — оно дало нам твердое определение того, чему учит Новый Завет об Иисусе Христе. До этого наше внимание было поглощено делом Христа — тем, что Он сделал для нас — без должного интереса к тому, кемОн был: вечным Сыном Отца, принявшим человечест­во ради нашего спасения, одновременно Богом и Человеком. Мы, разумеется, верили в божествен­ность Христа, но значимость факта воплощения Сына Божия переживалась нами в недостаточной мере. Никейский Символ веры стал для нас, как он всегда был для православного христианства, той оградой, за которую мы ранее не осмеливались за­ходить в нашем понимании Христа.

Во-вторых, Никея показала, как должно осу­ществляться действие Собора в Церкви: когда бла­гочестивые епископы, священники, дьяконы и ми­ряне собираются вместе, чтобы узнать Божествен­ную истину, она сообщается им Духом Святым. Собор в Иерусалиме из главы 15 книги Деяний не был единичным явлением. Вся идея определения воли Божией во взаимном согласии приобрела для нас новый смысл.

В-третьих, Никея послужила для нас введением к другим важным Соборам в истории Церкви. Ибо Никея была первым из семи Вселенских Соборов, созывавшихся между 325 и 787 годами, каждый с целью исправить ошибку, и проясняя истину. Эти семь соборов в их совокупности закладывают фун­дамент для церковного понимания апостольских оснований вероучения и служат им охраной.

Когда неделя подошла к концу, мы осознали, что наша работа только началась. Если бы наши занятия были чисто академическими, у нас не было бы особых оснований для беспокойства. Но мы приняли обязательство измениться в соответ­ствии с обнаруженной истиной. Если то, что мы обнаружили в ходе изучения Церкви, разделялось и практиковалось всеми христианами повсеместно, и если это отличалось от того, во что мы верим и применяем на практике, мы должны покориться. Мы устали от нововведений; мы стремились к пол­ноте Истины.

Мы оставляли остров с тем, чтобы научиться жить в литургии и таинстве причащения и сосре­доточить свою жизнь на почитании Отца, Сына и Святого Духа. Мы уезжали с пониманием и жела­нием епископского надзора и реальности видимо­го авторитета в Церкви. И еще: мы увозили с собой обновленную признательность и любовь к Господу нашему Иисусу Христу — Слово Божие воистину стало плотью и жило в нас!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...