Воздуха мне!. IV. Задания. Занятие 13. I. Предтекстовая работа.
Воздуха мне! Не можете произнести без одышки и пары фраз? Если в это время вы крутите педали тренажера, волноваться незачем. А если нет? Дыхание – естественный процесс, мы его практически не замечаем. Изменились его частота, глубина и ритм, продолжительность вдоха или выдоха – словом, вы почувствовали, что дышится как-то не так? Возможны три основных варианта. Физиологическая одышка. С ней сталкивался каждый после марш-броска по лестнице или пробежки за автобусом. Резко включившиеся в работу мышцы изымают из крови кислород, и головной мозг пытается покрыть возникший кислородный дефицит, то есть заставляет нас дышать чаще. Такая одышка сама по себе не опасна, но если вы задыхаетесь даже после подъема на пару этажей, стоит задуматься о своей физической форме. Хотя бы совершайте 30-минутные прогулки быстрым шагом, спускайтесь и поднимайтесь по лестнице в пределах 3 - 4 этажей. Патологическая отдышка. Если дыхание учащается при нагрузке, которую раньше переносили спокойно, если вы часто переводите дыхание при разговоре, а на прогулке то и дело останавливаетесь, чтобы продышаться, то это тревожный сигнал. Одышкой сопровождаются очень многие заболевания–от пневмонии и бронхиальной астмы до анемии. Чтобы определить причину проблемы, потребуются клинический анализ крови и стандартная биохимия, а также спирография (исследование функции внешнего дыхания с помощью специального аппарата) и иногда бронхоскопия. Нарастающая отдышка. Не раздумывайте и срочно вызывайте скорую. Возможен очень серьезный сбой в работе организма, например, эмболия легочных сосудов или диабетическая кома (если сопровождается потерей сознания, резким запахом ацетона изо рта).
Если одышка разбудила вас под утро, это возможный предвестник острого сердечного или астматического приступа. В это время суток активно работает парасимпатическая нервная система, под ее влиянием бронхи сужаются, может возникнуть спазм. III. Послетекстовая работа:
IV. Задания 1. Определите тип односоставных предложений и охарактеризуйте морфологическое выражение главного члена в них. 1. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! (Бун. ). 2. В старости согреваешься дровами, собранными в молодости (посл. ). 3. В эту новогоднюю ночь мне хотелось бы не говорить, а слушать. Посидеть бы в родном селе за многолюдным столом и послушать песни. Дивно у нас еще поют! И еще бы послушал бы, как говорят за столом о земле, о работе, о семейных делах (Аст. ). 4. Полынью пахнет так, что одуреть можно. Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие светлые огромные ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Даже не думается, а чудится, ждется, что-ли (Шукш. ). 5. Ни звука, ни шороха, кроме моросящего дождя. Осторожно, не нарушая всеобщего покоя ночи, пробираюсь к себе в палатку. Хочется, не откладывая, записать в дневник события этого необыкновенного дня (Федос. ). 6. Едем над Доном. Прямо у дороги едим ежевику (Песк. ). 7. На следующее утро Таланову было приказано ехать… 2. Составьте структурные схемы данных односоставных предложений. На реке вечереет. Становится зябко. Но вот звонок. Завтра мне уходить. Грустно думать о долгой разлуке. В газетах писали об этом. Хочется отдохнуть. Нет новостей. Как радостно и красиво вокруг! Повидаться бы с друзьями.
3. С данными формами составьте односоставные предложения, определите их тип. 1. Глагол 3 лица ед. ч. 2. Глагол 3 лица мн. ч. 3. Глагол 2 лица ед. ч. 4. Глагол ср. рода. 5. Глагол пр. вр. мн. ч. 6. Слово категории состояния. 7. Слово категории состояния + инфинитив. 8. Инфинитив. 9. Существительное в Им. п. 10. Пусть + глагол 3 лица мн. ч. 4. Выпишите формы, которые могут быть главным членом: а) определенно-личного, б) неопределенно-личного, в) безличного, г) двусоставного предложений. Составьте, где возможно, безличные и двусоставные предложения с одной и той же формой главного члена: 1. Иду, шла, шло, шли, идут, шли бы. 2. Читаем, читаете, читаешь, читают, читали бы, читал. 3. Холодно, холоден, холодна. 4. Морозно, морозна, морозит, морозим. 5. Пою, поешь, поет, поете, поют, пели, пела, пел бы, пелось. 6. Колет, кололо. Занятие 13 I. Предтекстовая работа. 1. Как вы понимаете значение данных словосочетаний: мускульный голод, попутная тренировка, активный отдых, неутомленный орган, умственный труд. 2. Образуйте от данных существительных формы мн. ч., составьте с ними предложения. Образец: процесс – процессы – процессы возникают. Обязанность, лекарство, орган, смена, тело, время.
3. Прочитайте слова, звук [ц] произнесите твердо во всех позициях (в сочетаниях це, ци ): высококвалифицированный, процесс, целесообразно, целеустремленно, рационально.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|