Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Задания. Занятие 9. II. Чтение теста.. Метафора молодости




IV. Задания

1. Замените данные двусоставные предложения неопределенно-личными:

       Кто-то его окликнул. Сегодня преподаватель поставил мне пятерку по математике. Декан вызвал студента в кабинет.

2. Охарактеризуйте значение неопределенно-личных предложений и грамматическое выражение главного члена. Установите причину необозначенности действующего лица в данных односоставных предложениях:

       1. Недавно дом отремонтировали. Печи отсюда выкинули, вместо них провели центральное отопление, поставили в квартирах ванны, привели, наконец, в порядок лифты и пустили их. Старый кирпичный каретник во дворе разломали и на его месте разбили скверик… Весь дом заново ошукатурили и покрасили (Э. О. ). 2. Дома моего приезда будто не заметили (Пауст. ). 3. Он боялся всего: и того, что его схватят, закуют и сошлют в Сибирь или просто убьют, и потому был настороже (Л. Т. ). 4. Через неделю нам разрешили поездку в горы (Вас. ). 5. В этой семье Боброва недолюбливали (Купр. ). 6. Город и людей как-будто подменили (Пауст. ). 7. Дом только начали строить и бросили недостроенным (Шишк. ).

Занятие 9

I. Предтекстовая работа:

1. Найдите значения следующих слов и словосочетаний:

метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов              

тяготение – 1) притяжение, 2) влечение, стремление к кому-чему- нибудь          

безудержно – ничем не сдерживаемо               

разувериться – потерять веру в кого-нибудь или что- нибудь

крутой подъем – место в пути, где дорога поднимается к верху      

ритм – равномерное чередование каких-ниб. звуков. речевых единиц

союзник — тот, кто находится в союзе, действует в согласии с кем-чем-нибудь     

2. В каком значении приведены словосочетания:

пружинит земля, обращался в полет, метафора молодости.

3. Прочитайте грамматический комментарий. Вспомните особенности определенно-личных и обобщенно-личных предложений.

       Особенность определенно-личного предложения в том, что оно реализуется без подлежащего, но синтаксическая форма этого предложения не исключает подлежащего, поэтому и не отличается от синтаксической формы двусоставного предложения. В определенно-личные предложения подлежащее может быть всегда введено: Читаю как-то книгу. – Читаюя как-то книгу.

 

       Определенно-личными предложениями обычно бывают:

- предложения с глаголом в форме 1-го лица ед. числа настоящего или будущего времени: И не понимаю, и сержусь;

- предложения с глаголом в форме повелительного наклонения: Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.  

 

В обобщенно-личных предложениях действие, названное глаголом-сказуемым относится к широкому, обобщенно представленному кругу лиц: Без труда не вытащишь и рыбки из пруда (т. е. любой, каждый без труда не вытащит рыбку из пруда).

       Обобщенность лица выражается глагольными формами 2-го лица, ед. числа (редко – мн. ч. ) изъявительного и повелительного наклонения: Прожитых лет не воротишь вспять; Любишь кататьсялюби и саночки возить.

       Обобщенно-личные предложения особенно характерны для пословиц, поговорок, разного рода сентенций (нравоучений, назиданий и пр. ).

 

4. Охарактеризуйте предложение: Часто вспоминаю этих людей.

II. Чтение теста.

Метафора молодости

       Они бежали прямо к солнцу, касались на каждом шаге его розового шара, только что выкатившегося на вершину холма. И на фоне этого свежего чистого сияния их движения казались воздушными, словно бег уже не умещался в пределах, отведенных земным тяготением, а обращался в полет…

       Часто вспоминаю этих людей. Ее и его, повстречавшихся мне на утренней пробежке ранним летом, когда так безудержно разлетаются во все дали тропы и дорожки, когда пружинит земля под ногой, когда трудно разувериться в возможности продлить молодость на несколько лет сверх положенного. Я не стал догонять двух влюбленных, преодолел соблазн взглянуть на них с близкого расстояния: неважно какого они роста, какого цвета у них глаза, волосы – эти двое были прекрасны, я уверен. Их легкий утренний бег в нежном розовом свете остался в моей памяти как метафора молодости, здоровья и согласия. Да, согласия! Они бежали рядом, вместе брали крутой подъем, поддерживали единый ритм и единый темп. Разве это не свидетельство их согласия?   

       Сент-Экзюпери в книге «Земля людей» писал: «Любить – это значит не смотреть друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении». Не хочу упростить смысл этого высказывания. Но знаю точно одно: молодые люди, занимающиеся вместе бегом, действительно, смотрят в одном направлении. А если серьезно, то бег – союзник благополучной семейной жизни, согласия между супругами.

III. Послетекстовая работа:

  • определите основную мысль текста.
  • определите тип текста − описание, повествование, рассуждение? Обратите внимание на высказанное в конце текста умозаключение.
  • перескажите текст, выражая свое отношение к мыслям автора.
  • выделите в тексте три смысловые части и озаглавьте их. Найдите в каждой части рассуждения автора.
  • выпишите выделенные предложения, определите их тип.
  • изучите, что такие художественный стиль речи (законспектируйте), выполните задания к нему.

       Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Художественный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию.           

Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Лексический состав в художественном стиле речи имеет свои особенности: широкое употребление слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются и незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.

В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили являются дополнением друг друга. Например, прилагательное " свинцовый" в научной речи реализует свое прямое значение - " свинцовая руда", " свинцовая, пуля", в художественной образует экспрессивную метафору - " свинцовые тучи", " свинцовая ночь". Поэтому, в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т. е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления смысловой значимости слова или придания всей фразе особой стилистической окраски.

Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.

В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм для выделения автором какой-нибудь мысли, черты, важных для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.                                                                                                  

1. Определите, к какому стилю речи принадлежит приведенный ниже текст:

1) разговорному; 2) художественному; 3)публицистическому; 4) официально-деловому; 5) научному.

 

Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору.

Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это добрый знак: " Много тенетника на бабье лето - осень ядреная"... Помню ранее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести.   Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправить их в город, - непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге…

2. В литературный язык не входят:

1) просторечие

2) диалекты или говоры

3) жаргоны

4) специальная речь

3. В качестве выразительных средств - тропы, стилистические фигуры, языковые единицы с эмоционально-экспрессивной окраской широко используются в разновидностях языка:

1) научной и официально-деловой

2) литературно-художественной и публицистической

3) публицистической и официально-деловой

4) научной и разговорной

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...