IV. Задания. Занятие 9. II. Чтение теста.. Метафора молодости
IV. Задания 1. Замените данные двусоставные предложения неопределенно-личными: Кто-то его окликнул. Сегодня преподаватель поставил мне пятерку по математике. Декан вызвал студента в кабинет. 2. Охарактеризуйте значение неопределенно-личных предложений и грамматическое выражение главного члена. Установите причину необозначенности действующего лица в данных односоставных предложениях: 1. Недавно дом отремонтировали. Печи отсюда выкинули, вместо них провели центральное отопление, поставили в квартирах ванны, привели, наконец, в порядок лифты и пустили их. Старый кирпичный каретник во дворе разломали и на его месте разбили скверик… Весь дом заново ошукатурили и покрасили (Э. О. ). 2. Дома моего приезда будто не заметили (Пауст. ). 3. Он боялся всего: и того, что его схватят, закуют и сошлют в Сибирь или просто убьют, и потому был настороже (Л. Т. ). 4. Через неделю нам разрешили поездку в горы (Вас. ). 5. В этой семье Боброва недолюбливали (Купр. ). 6. Город и людей как-будто подменили (Пауст. ). 7. Дом только начали строить и бросили недостроенным (Шишк. ). Занятие 9 I. Предтекстовая работа: 1. Найдите значения следующих слов и словосочетаний: метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов тяготение – 1) притяжение, 2) влечение, стремление к кому-чему- нибудь безудержно – ничем не сдерживаемо разувериться – потерять веру в кого-нибудь или что- нибудь крутой подъем – место в пути, где дорога поднимается к верху ритм – равномерное чередование каких-ниб. звуков. речевых единиц союзник — тот, кто находится в союзе, действует в согласии с кем-чем-нибудь
2. В каком значении приведены словосочетания: пружинит земля, обращался в полет, метафора молодости. 3. Прочитайте грамматический комментарий. Вспомните особенности определенно-личных и обобщенно-личных предложений. Особенность определенно-личного предложения в том, что оно реализуется без подлежащего, но синтаксическая форма этого предложения не исключает подлежащего, поэтому и не отличается от синтаксической формы двусоставного предложения. В определенно-личные предложения подлежащее может быть всегда введено: Читаю как-то книгу. – Читаюя как-то книгу.
Определенно-личными предложениями обычно бывают: - предложения с глаголом в форме 1-го лица ед. числа настоящего или будущего времени: И не понимаю, и сержусь; - предложения с глаголом в форме повелительного наклонения: Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.
В обобщенно-личных предложениях действие, названное глаголом-сказуемым относится к широкому, обобщенно представленному кругу лиц: Без труда не вытащишь и рыбки из пруда (т. е. любой, каждый без труда не вытащит рыбку из пруда). Обобщенность лица выражается глагольными формами 2-го лица, ед. числа (редко – мн. ч. ) изъявительного и повелительного наклонения: Прожитых лет не воротишь вспять; Любишь кататься – люби и саночки возить. Обобщенно-личные предложения особенно характерны для пословиц, поговорок, разного рода сентенций (нравоучений, назиданий и пр. ).
4. Охарактеризуйте предложение: Часто вспоминаю этих людей. II. Чтение теста. Метафора молодости Они бежали прямо к солнцу, касались на каждом шаге его розового шара, только что выкатившегося на вершину холма. И на фоне этого свежего чистого сияния их движения казались воздушными, словно бег уже не умещался в пределах, отведенных земным тяготением, а обращался в полет…
Часто вспоминаю этих людей. Ее и его, повстречавшихся мне на утренней пробежке ранним летом, когда так безудержно разлетаются во все дали тропы и дорожки, когда пружинит земля под ногой, когда трудно разувериться в возможности продлить молодость на несколько лет сверх положенного. Я не стал догонять двух влюбленных, преодолел соблазн взглянуть на них с близкого расстояния: неважно какого они роста, какого цвета у них глаза, волосы – эти двое были прекрасны, я уверен. Их легкий утренний бег в нежном розовом свете остался в моей памяти как метафора молодости, здоровья и согласия. Да, согласия! Они бежали рядом, вместе брали крутой подъем, поддерживали единый ритм и единый темп. Разве это не свидетельство их согласия? Сент-Экзюпери в книге «Земля людей» писал: «Любить – это значит не смотреть друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении». Не хочу упростить смысл этого высказывания. Но знаю точно одно: молодые люди, занимающиеся вместе бегом, действительно, смотрят в одном направлении. А если серьезно, то бег – союзник благополучной семейной жизни, согласия между супругами. III. Послетекстовая работа:
Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Художественный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Лексический состав в художественном стиле речи имеет свои особенности: широкое употребление слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются и незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.
В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья. На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили являются дополнением друг друга. Например, прилагательное " свинцовый" в научной речи реализует свое прямое значение - " свинцовая руда", " свинцовая, пуля", в художественной образует экспрессивную метафору - " свинцовые тучи", " свинцовая ночь". Поэтому, в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление. Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т. е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления смысловой значимости слова или придания всей фразе особой стилистической окраски. Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.
В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм для выделения автором какой-нибудь мысли, черты, важных для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. 1. Определите, к какому стилю речи принадлежит приведенный ниже текст: 1) разговорному; 2) художественному; 3)публицистическому; 4) официально-деловому; 5) научному.
Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору. Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это добрый знак: " Много тенетника на бабье лето - осень ядреная"... Помню ранее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправить их в город, - непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге… 2. В литературный язык не входят: 1) просторечие 2) диалекты или говоры 3) жаргоны 4) специальная речь 3. В качестве выразительных средств - тропы, стилистические фигуры, языковые единицы с эмоционально-экспрессивной окраской широко используются в разновидностях языка: 1) научной и официально-деловой 2) литературно-художественной и публицистической 3) публицистической и официально-деловой 4) научной и разговорной
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|