Основные значения безличных предложений
Основные значения безличных предложений
Способы выражения главного члена безличного предложения
3. Обратите внимание на выделенные предложения. Определите их тип и значение. Найдите их грамматическую основу, укажите их способ выражения. IV. Задания 1. Проанализируйте структуру и значение безличных предложений: 1. Кузнецову не спалось. Все сильнее стучало, гремело по крыше вагона, вьюжно ударяли нахлесты ветра, все плотнее забивало снегом едва угадываемое оконце под нарами (Бонд. ). 2. В глазах потемнело, сердце сжалось в комок (Буб. ). 3. Тянет ветерком свежо и студено, Пахнет мокрой сосной крыльцо (Евт. ). 4. Майн то и дело заносило снегом, замораживало (Горб. ). 5. Нельзя ступить дважды в одну и ту же реку (Наг. ). 6. Его тянуло по вечерам в ее чистенькую маленькую комнатку (Бонд. ). 7. Ему было холодно и тяжело. 8. Хотелось ничего не видеть, не слышать и не чувствовать жара (Кат. ). 9. Звезды затянуло мглой. (А. Н. Т. ). 10. Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (Ес. ). 11. В этот вечер ему не хотелось оставаться одному (Пауст. ).
2. Составьте предложения, употребив переходные глаголы со значением физического состояния человека и существительные в В. п., обозначающие носителя состояния: Знобит, лихорадит, мутит, трясет, тошнит, рвёт. 3. Составьте предложения с данными словосочетаниями, назвав лицо и указав причину возникшего состояния:
4. С данными словами, выражающими волеизъявление, составьте предложения: Запрещено, поручено, позволено, приказано, разрешено, сказано. 5. Употребите отрицательные безличные предложения в ответах на вопросы. Укажите падеж существительных. Образец: У тебя есть время? - У меня нет времени. (Р. п. ) У тебя есть книга? У вас есть возможность пойти в театр? У тебя есть желание пойти на прогулку? На вечере были студенты нашей группы? 6. Определите типы синонимичных предложений. В каких речевых стилях они обычно используются? 1. Тебе у нас не отдыхать. – Ты у нас не сможешь отдыхать. – Тебе у нас нельзя отдыхать. 2. Увидеть бы мне море! – Мне так хочется увидеть море! – Я хочу увидеть море. 3. Не курить! – Нельзя курить! – У нас не курят. 4. Нужно прекратить разговоры. – Прекратить разговоры! – Прекратите разговоры! 5. У кого узнать результаты экзамена? – У кого можно узнать результаты экзамена? – У кого я могу узнать результаты экзамена? 7. Вместо точек вставьте слова необходимо, необходим, необходима, необходимы. Определите типы предложений. Вам … свежий воздух. Тебе … поехать к морю. Нам.. книги для занятий. Для закаливания тела … усиленно тренироваться. Для подготовки к экзаменам студентам … учебная физкультура.
8. С каждым из данных глаголов образуйте двусоставное и односоставное безличное предложения: Потемнеть, покрыть, отбросить, сорвать, звенеть, потеплеть, затрясти, запорошить, сжечь, тянуть. Занятие 11 I. Предтекстовая работа . 1. Определите значения следующих слов и распределите их по родам: наездник, доблесть, трагик, Эллада, закономерность, прилив, чередование. 2. Объясните значение словосочетаний и определите тип подчинительной связи: спартанская жизнь, кулачный боец, античный спорт, высечены слова, физическое бездействие, игра мозга, достигая минимума. 3. Изучите данный ниже грамматический материал. Номинативные (назывные) — это предложения, состоящее только из одного состава подлежащего. Например: Шепот, робкое дыханье, трели соловья. Серебро и колыханье сонного ручья (А. Фет). II. Прочитайте текст. Определите его главную мысль. Гармоничное развитие человека Спорт. Наука. Искусство. Можно ли объединить эти понятия в одно целое? История сохранила для нас имена выдающихся граждан древнего мира, которые соответствовали термину «гармоничный человек». Великий Пифагор... Человек, теорему которого все мы усердно учили в школе, был могучим кулачным бойцом, и, кроме чертежей и геометрических инструментов, в доме великого математика хранились и древние спортивные принадлежности. Древнегреческий врач Гиппократ... Отец медицины считался знаменитой фигурой среди эллинских борцов и наездников. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были философы Платон и Сократ, поэты – трагики Софокл и Еврипид. Наилучших результатов человечество обычно достигает там, где физическое и умственное воспитание идут рядом. Какие черты объединяют античный спорт и современный? Они близки в главном – в стремлении к гармоничному развитию человека. Еще на скалах Древней Эллады свыше двух с половиной тысяч лет были высечены слова: «Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть умным – бегай! » Большое значение двигательной деятельности, физических упражнений, закаливания для плодотворной жизни и долголетнего здоровья человека прекрасно понимали многие ученые, писатели и государственные деятели от древних времен до наших дней.
Например, Аристотель говорил, что ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие. Жан Жак Руссо утверждал, что ходьба и активное движение способствуют игре мозга и работе мысли. Известный математик Б. Н. Делоне писал: «Мною подмечена интересная закономерность: какой бы утомительный переход я не совершил в воскресенье, на следующий день я чувствую необыкновенный прилив творческой энергии и сил. В следующие дни работоспособность постепенно падает, достигая минимума в пятницу… Очередные 30-40 километров пешком или на лыжах в любую погоду снова поднимают работоспособность на целую неделю». Большое значение физической тренировке и закаливанию придавал великий русский полководец А. В. Суворов. Его личный пример спартанской жизни, которая помогла побеждать, переносить непрерывное физическое и нервное напряжение в период войны, был ярким образцом для подражания русским офицерам и солдатам. Выдающийся русский хирург Н. И. Пирогов писал: «… свежий воздух и движение тела составляют условия жизни и успех лечения». Великим примером для молодежи может быть и жизнь замечательного русского физиолога И. П. Павлова. Он был одним из организаторов гимнастического общества врачей, отличался замечательной двигательной активностью, которую сохранил до конца своей продолжительной творческой жизни. «Чередование умственной работы с физической, - писал И. П. Павлов, - является средством не только поддержания высокой работоспособности, но и укрепления здоровья»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|