Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные значения безличных предложений




Основные значения безличных предложений

Состояние человека Ему нездоровится. Мне не спится.
Состояние природы Темнеет. Холодает.
  Необходимость, желательность,           возможность действия Мне нужно работать. Ей нельзя ехать.
Отрицание Нет времени. Не было занятия.

Способы выражения главного члена безличного предложения

Безличный глагол. Светает.
Инфинитив Ему еще работать.
Личный глагол в безличном значении В глазах потемнело.
Краткой формой страдательного причастия Решено: еду!
Предикативное наречие Холодно.
Сложные формы: Наречие + инфинитив Безличный глагол + инфинитив Наречие + связка + инфинитив Вспомогательный глагол + инфинитив   Надо спешить. Следует выполнить. Ей необходимо было отдохнуть. Начинало темнеть.

3. Обратите внимание на выделенные предложения. Определите их тип и значение. Найдите их грамматическую основу, укажите их способ выражения.

IV. Задания

1. Проанализируйте структуру и значение безличных предложений:

1. Кузнецову не спалось. Все сильнее стучало, гремело по крыше вагона, вьюжно ударяли нахлесты ветра, все плотнее забивало снегом едва угадываемое оконце под нарами (Бонд. ). 2. В глазах потемнело, сердце сжалось в комок (Буб. ). 3. Тянет ветерком свежо и студено, Пахнет мокрой сосной крыльцо (Евт. ). 4. Майн то и дело заносило снегом, замораживало (Горб. ). 5. Нельзя ступить дважды в одну и ту же реку (Наг. ). 6. Его тянуло по вечерам в ее чистенькую маленькую комнатку (Бонд. ). 7. Ему было холодно и тяжело. 8. Хотелось ничего не видеть, не слышать и не чувствовать жара (Кат. ). 9. Звезды затянуло мглой. (А. Н. Т. ). 10. Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (Ес. ). 11. В этот вечер ему не хотелось оставаться одному (Пауст. ).

2. Составьте предложения, употребив переходные глаголы со значением физического состояния человека и существительные в В. п., обозначающие носителя состояния:

       Знобит, лихорадит, мутит, трясет, тошнит, рвёт.

3. Составьте предложения с данными словосочетаниями, назвав лицо и указав причину возникшего состояния:

  1. Сдавило (стиснуло, сжало) сердце, горло, грудь; заложило уши (ухо), нос; захватило дух (перехватило дыхание).
  2.  В голове шумит (стучит); в глазах рябит (темнеет, мелькает); в ушах (ухе) звенит; в горле, во рту сохнет (горит, жжет).

4. С данными словами, выражающими волеизъявление, составьте предложения:

Запрещено, поручено, позволено, приказано, разрешено, сказано.

5. Употребите отрицательные безличные предложения в ответах на вопросы. Укажите падеж существительных.

Образец: У тебя есть время? - У меня нет времени. (Р. п. )

       У тебя есть книга? У вас есть возможность пойти в театр? У тебя есть желание пойти на прогулку? На вечере были студенты нашей группы?

6. Определите типы синонимичных предложений. В каких речевых стилях они обычно используются?

1. Тебе у нас не отдыхать. – Ты у нас не сможешь отдыхать. – Тебе у нас нельзя отдыхать.

2. Увидеть бы мне море! – Мне так хочется увидеть море! – Я хочу увидеть море.

3. Не курить! – Нельзя курить! – У нас не курят.

4. Нужно прекратить разговоры. – Прекратить разговоры! – Прекратите разговоры!

5. У кого узнать результаты экзамена? – У кого можно узнать результаты экзамена? – У кого я могу узнать результаты экзамена?

7. Вместо точек вставьте слова необходимо, необходим, необходима, необходимы. Определите типы предложений.

       Вам … свежий воздух. Тебе … поехать к морю. Нам.. книги для занятий. Для закаливания тела … усиленно тренироваться. Для подготовки к экзаменам студентам … учебная физкультура.

8. С каждым из данных глаголов образуйте двусоставное и односоставное безличное предложения:

       Потемнеть, покрыть, отбросить, сорвать, звенеть, потеплеть, затрясти, запорошить, сжечь, тянуть.

Занятие 11

I. Предтекстовая работа .

1. Определите значения следующих слов и распределите их по родам:

наездник, доблесть, трагик, Эллада, закономерность, прилив, чередование.

2. Объясните значение словосочетаний и определите тип подчинительной связи: спартанская жизнь, кулачный боец, античный спорт, высечены слова, физическое бездействие, игра мозга, достигая минимума.

3. Изучите данный ниже грамматический материал.

Номинативные (назывные) — это предложения, состоящее только из одного состава подлежащего. Например: Шепот, робкое дыханье, трели соловья. Серебро и колыханье сонного ручья (А. Фет).     

II. Прочитайте текст. Определите его главную мысль.

Гармоничное развитие человека

Спорт. Наука. Искусство. Можно ли объединить эти понятия в одно целое? История сохранила для нас имена выдающихся граждан древнего мира, которые соответствовали термину «гармоничный человек». Великий Пифагор... Человек, теорему которого все мы усердно учили в школе, был могучим кулачным бойцом, и, кроме чертежей и геометрических инструментов, в доме великого математика хранились и древние спортивные принадлежности. Древнегреческий врач Гиппократ... Отец медицины считался знаменитой фигурой среди эллинских борцов и наездников. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были философы Платон и Сократ, поэты – трагики Софокл и Еврипид.

       Наилучших результатов человечество обычно достигает там, где физическое и умственное воспитание идут рядом.

       Какие черты объединяют античный спорт и современный? Они близки в главном – в стремлении к гармоничному развитию человека.

       Еще на скалах Древней Эллады свыше двух с половиной тысяч лет были высечены слова: «Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть умным – бегай! »

Большое значение двигательной деятельности, физических упражнений, закаливания для плодотворной жизни и долголетнего здоровья человека прекрасно понимали многие ученые, писатели и государственные деятели от древних времен до наших дней.

       Например, Аристотель говорил, что ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие.       Жан Жак Руссо утверждал, что ходьба и активное движение способствуют игре мозга и работе мысли. Известный математик Б. Н. Делоне писал: «Мною подмечена интересная закономерность: какой бы утомительный переход я не совершил в воскресенье, на следующий день я чувствую необыкновенный прилив творческой энергии и сил. В следующие дни работоспособность постепенно падает, достигая минимума в пятницу… Очередные 30-40 километров пешком или на лыжах в любую погоду снова поднимают работоспособность на целую неделю».

       Большое значение физической тренировке и закаливанию придавал великий русский полководец А. В. Суворов. Его личный пример спартанской жизни, которая помогла побеждать, переносить непрерывное физическое и нервное напряжение в период войны, был ярким образцом для подражания русским офицерам и солдатам.

       Выдающийся русский хирург Н. И. Пирогов писал: «… свежий воздух и движение тела составляют условия жизни и успех лечения».

Великим примером для молодежи может быть и жизнь замечательного русского физиолога И. П. Павлова. Он был одним из организаторов гимнастического общества врачей, отличался замечательной двигательной активностью, которую сохранил до конца своей продолжительной творческой жизни. «Чередование умственной работы с физической, - писал И. П. Павлов, - является средством не только поддержания высокой работоспособности, но и укрепления здоровья»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...