Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные задолженности




 

Бремя накопленной задолженности продолжает тяжело давить как на заемщиков, так и, равным образом, на заимодавцев. Существовала надежда на то, что они могут справиться с этой проблемой, но расчеты не приняли во внимание эрозию ценности залогового обеспечения, происходящую при ликвидации займов. В случае если займы предоставляются для уравновешивания платежного баланса, в качестве залога выступают экспортные товары. Менее развитые страны экспортируют, как правило, товары, сталкивающиеся с неэластичным спросом*: по мере того как они пытаются увеличить объемы экспорта, под давлением оказываются цены на товары.

Некоторым из наиболее крупных стран-должников удалось вступить в период, который я назвал третьей фазой процесса приспособления, но остальные, как представляется, окончательно увязли в позиции дефицита. Увеличение объемов производства традиционных экспортных товаров привело их в тупик. Должны быть найдены другие пути экономического роста. Экспорт более сложных товаров мог бы стать одной из возможных альтернатив, но преградой на этом пути является протекционизм. Это оставляет внутренний рост основным путем к экономическому возрождению в менее развитых странах. С политической точки зрения это весьма желательно, поскольку США могут с большей готовностью поглощать импорт, если несколько увеличится и экспорт; более того, общественное мнение в странах-должниках все более настойчиво требует внутреннего роста.

План Бейкера был разработан с целью принести облегчение странам со значительной задолженностью путем увеличения объемов новых займов. Средства частично должны быть предоставлены международными институтами, особенно Всемирным банком и Межамериканским банком развития, а частично — коммерческими банками. К коммерческим банкам обратились с просьбой об обеспечении по ссудам в объеме 20 млрд. долл. в течение трех лет. По займам будут предоставлены перекрестные обязательства на случай невыплаты, что сделает их более безопасными, чем чисто коммерческие займы. Когда ресурсы Всемирного банка истощатся, администрация обратится к Конгрессу и попросит об увеличении капитала.

Этот план является шагом в правильном направлении. Но он оставляет нерешенными две проблемы. Одна из них — накопление странами-заемщиками дополнительных задолженностей, в то время, когда они не в состоянии выполнять свои уже существующие обязательства; вторая — накопление сомнительных ссуд в отчетности коммерческих банков, и без того уже имеющих слишком большие объемы таких ссуд. Этот план смягчил бы вторую проблему, поскольку значительная часть новых займов должна предоставляться государственными институтами, но он не смог бы разрешить ее окончательно. С другой стороны, этот план может вызвать подозрения в том, что он разработан с целью поддержки банков. Это делает более трудным получить от Конгресса одобрение на увеличение объемов капитала Всемирного банка.

Очевидно, что этот план не достаточно перспективен. Он не решает вопрос о последствиях перегибов, допущенных в прошлом. При отсутствии государственного вмешательства ликвидация накопленных задолженностей происходила бы в катастрофическом режиме. Если же мы хотим, чтобы политика вмешательства оказалась успешной, она должна упорядоченным образом сократить объем накопленных задолженностей.

Опыт последних нескольких лет показывает, что как только объем накопленных задолженностей переходит определенный критический уровень, он не может быть сокращен с помощью Обычного процесса приспособления. В большинстве, латиноамериканских стран приспособление уже достигло допустимых пределов, а отток ресурсов достиг максимального уровня и даже превысил его. Тем не менее внешний долг продолжая накапливаться, и отношение заемных средств к собственным продемонстрировало лишь незначительное улучшение, если оно вообще имело место. Более того, внутренняя задолженность росла с угрожающей скоростью.

В любой развитой стране существуют специальные юридические процедуры, предназначенные для разрешения проблемы избыточных задолженностей. Закон о банкротстве используется для упорядоченной ликвидации невыплаченных займов без излишнего нарушения хода экономических процессов. Нам срочно нужна некоторая процедура банкротства в области международных задолженностей.

Принципы реорганизации при банкротстве чрезвычайно просты. В определенный момент времени часы останавливаются. Все существующие активы и обязательства бросаются в один котел, чтобы быть впоследствии рассортированы в процессе длительной тяжбы. В то же время собственности позволяют функционировать, если она жизнеспособна, но уже освободив ее от груза прошлого. Обязательства вновь функционирующего предприятия имеют приоритет перед обязательствами его предшественника. Именно этот принцип позволяет обанкротившемуся предприятию продолжать функционировать.

Система международных займов не имеет аналогичной процедуры для урегулирования невыплаченных займов. Было много прецедентов, когда займы выплачивались не полностью. Обычно невыплата займов приводила к тотальному неплатежу, и ситуация нормализовывалась лишь спустя несколько десятилетий, когда заимодавцы были счастливы, если им удавалось уладить вопрос, получив лишь несколько центов за каждый доллар. Наиболее масштабными попытками реорганизовать задолженности, не вызывая тотального неплатежа, были планы Доуса и Янга, предложенные для Германии соответственно в 1924 г. и 1929 г., но они не принесли позитивных результатов.

Пример внутренней процедуры банкротства неприменим напрямую к сегодняшней ситуации, поскольку суммы, о которых идет речь, столь значительны, что если платежи будут хотя бы временно отложены, заимодавцы также разорятся; но принцип подведения черты под прошлым является правильным.

В настоящее время все участники рыночного процесса осознают эту нерешенную проблему. Иностранные заимодавцы стремятся свести свои обязательства к минимуму, а внутренний капитал ищет убежища за рубежом. Экономика стран, имеющих значительные задолженности, продолжает ослабевать, а политическое давление растет. Эти тренды необходимо обратить в противоположном направлении. Мы имеем дело с рефлексивным процессом. Чтобы обратить такой тренд, необходимо критическое событие, последствия которого достаточны, чтобы изменить превалирующее предпочтение. Только всеобъемлющая программа реорганизации может явиться таким событием.

Я не готов к тому, чтобы предлагать конкретный план действий. Такой план потребовал бы значительной подготовки и обсуждения. Единственное, что я мог бы сделать здесь, — это представить предварительный набросок того, как он мог бы выглядеть. Он должен касаться, по меньшей мере, пяти основных тем:

(1) решение вопроса об уже существующих задолженностях;

(2) предоставление нового кредита;

(3) сохранение банковской системы;

(4) экономическая политика в странах-должниках;

(5) репатриация "беглого"* капитала и привлечение иностранных инвестиций.

В июне 1986 г. сенатор Бредли предложил план, в котором затрагиваются все эти вопросы. Генри Кауфман 4 декабря 1986 г. обрисовал план, в значительной степени сходный с моим. Эти предложения способствуют развитию дискуссии в правильном направлении.

Уже существующие задолженности могли бы быть консолидированы в свободно обращающиеся долгосрочные облигации с умеренными процентными ставками. Облигации продавались бы по цене, составляющей незначительную часть их номинальной стоимости, и банки, владеющие облигациями, понесли бы значительный ущерб. Для своей защиты банкам позволяется списывать свои облигации по рыночной стоимости постепенно, в течение многих лет. В течение этого срока облигации могут быть использованы по своей постепенно снижающейся официальной стоимости в качестве залога для получения займов через дисконтное окно центрального банка. Это предупредило бы "наезд" на банки, финансовые позиции которых сильно пострадали в результате реорганизации: им позволено было бы выбраться из ловушки.

Но реорганизации уже существующих задолженностей недостаточно; должно быть обеспечено продолжение поступления новых кредитов, чтобы позволить экономике стран, имеющих значительные задолженности, возродиться. Здесь нельзя рассчитывать на коммерческие банки. Прежде всего, они не предоставили бы кредитов, направленных на цели платежного баланса; они усвоили этот урок и не захотят предоставлять займы, даже если не понесут убытков по уже принятым на себя обязательствам. Займы, необходимые для целей платежного баланса, должны находиться в компетенции международного кредитного института, который обладал бы достаточным весом, чтобы убедить страны-должники следовать надлежащей экономической политике.

В настоящее время основной внутренней проблемой стран, имеющих значительные задолженности, является инфляция. До тех пор, пока обслуживание международных задолженностей порождает значительный бюджетный дефицит, существует лишь слабая надежда на ее подавление. Но как только бремя международных задолженностей будет облегчено, шансы внутренних реформ на успех увеличатся. При более низкой инфляции выросли бы реальные процентные ставки, поощрялось бы возвращение беглого капитала и, вероятно, даже мог бы вновь быть привлечен иностранный капитал.

Чтобы обеспечить адекватный поток новых кредитов, Всемирный банк (или новый институт, созданный в этих целях) нуждался бы в значительном капитале. В настоящее время отсутствует политическая воля к тому, чтобы предоставить необходимый капитал: любая попытка расширения международных финансовых институтов была бы воспринята как взятие на поруки банков, или стран-должников, или и тех, и других. Всеобъемлющая схема, которая требовала бы максимально возможного вклада и от кредиторов, и от должников, должна помочь преодолеть эти возражения. Новые займы не будут использоваться для обслуживания существующих задолженностей; они послужили бы для стимуляции мировой экономики в период, когда ликвидация невыплаченных займов оказывает депрессивный эффект и стимуляция жизненно необходима.

 

Нефть

 

Существует безболезненный способ, с помощью которого может быть получен капитал, требующийся Всемирному банку. Он включает грандиозную конструкцию, которая комбинирует процесс стабилизации цен на нефть с решением проблемы международных задолженностей. Я впервые подумал о нем в 1982 г. Я обрисовал его в статье, которая была отклонена с едкими комментариями и никогда не была опубликована. Тогда считалось, что она заходит слишком далеко и такой же, вероятно, она будет считаться и сегодня. Интересное замечание по поводу этой статьи заключается в том, что проблема, побудившая меня ее написать, не исчезла. Статья сегодня так же актуальна, как и в момент ее написания. Читатель может оценить ее самостоятельно, поскольку я воспроизвожу ее здесь более или менее дословно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...