Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ББК 74.3 УДК 376.1.036.5-056.264






УДК 376. 1. 036. 5-056. 264 ББК 74. 3 Д26

Идея, разработка издания принадлежит издательству «Айрис-Дидактика»

Серийное оформление Ю. Б. Кургановой

Дедюхина, Г. В.

Д26 Работа над ритмом в логопедической практике: метод, пособие / Г. В. Дедюхина. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 64 с. — (Библиотека логопеда-практика).

1SВN 5-8112-1565-7

Пособие содержит пошаговые программы формирования ритмической способности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, и в том числе у детей с особенностями развития (речевыми нарушениями различной степени сложности, ранним детским аутизмом, задержкой психического развития и др. ). Большой объем упражнений для исполь­зования в практической работе расширит и обогатит профессиональный инструментарий разных специалистов: логопедов, психологов, дефектологов, воспитателей.

Простота и доступность изложения, практическая направленность пособия сделают его привлекательным также и для родителей, стремя­щихся обеспечить гармоничное развитие своего ребенка.

ББК 74. 3 УДК 376. 1. 036. 5-056. 264


 Содержание

Введение........................................................ .......................... 4

1 Организация и содержание I этапа.................................. 8

Первый блок упражнений (направлен на построение

ритмического ряда)............................................................  10

Второй блок упражнений (направлен на установление

ритмических координаций)................................................  17

Третий блок упражнений (направлен на усвоение способов
трансформации)................................................................... 30

2. Организация и содержание II этапа............................. 3 5

Первый блок упражнений (направлен на усвоение

ритмических эталонов темпа)............................................. 36

Второй блок упражнений (направлен на формирование

представлений о паузировании).......................................... 39

Третий блок упражнений (направлен на формирование
представлений о ритмическом ударении).......................... 43

3. Организация и содержание III этапа............................ 50

Первый блок упражнений (направлен на усвоение

слогоритмической структуры слова).................................. 51

Второй блок упражнений (направлен на слоговой

и звукобуквенный анализ слова)......................................... 53

Третий блок упражнений (направлен на выделение
морфологических признаков слова)................................... 56

Приложение

Логопедическая щетка-«ежик».......................................... 60

Литература......................................................................... 61


 


1SВN 5-8112-1565-7


© Айрис-пресс, 2006


 Введение

Ритмическая способность, являясь категорией универ­сальной, рассматривается специалистами в качестве пред­посылки и одновременно условия реализации различных видов деятельности — речевой, интеллектуальной и др.

Развитие ритмической способности находится в тес­ной связи с формированием пространственно-временных представлений. Каждое движение, осуществляясь в систе­ме пространственных координат, обеспечивается опреде­ленным уровнем развития зрительно-моторной коорди­нации и оптико-пространственных связей, т. е. совокуп­ной деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Восприятие вре­мени реализуется благодаря совокупной деятельности слу­хового, зрительного и двигательного анализаторов. Таким образом, межанализаторная деятельность обеспечивает готовность к овладению основными ритмическими струк­турами. В то же время уровень развития межанализатор­ной деятельности определяется степенью сформированности ритмической способности. В онтогенезе последова­тельное развитие межанализаторного взаимодействия, координации и интеграции создает базу для сенсомоторных механизмов речи, определяет успешность формиро­вания сложнейших речевых функций и языковых про­цессов, составляющих основу звуковой стороны речи, функ­ций письма и чтения и др. Таким образом, развитие ритмической способности должно являться важной состав­ляющей коррекционно-развивающих логопедических про­грамм. На сегодняшний день наиболее разработанными являются фонетическая ритмика (Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт, 1989) и логопедическая ритмика (Г. А. Волкова, 2002).

Логопедическая ритмика построена на тесной связи движения с музыкой и речевым материалом. Музыка и слово помогают активно реализовывать движение или за-


тормаживать нежелательную моторную реакцию. Метод фонетической ритмики рассматривается его авторами как прием работы по формированию и коррекции произноси­тельной стороны речи слабослышащих детей, организован­ный в системе двигательных упражнений.

Материалы данного пособия, так же как приемы лого­педической и фонетической ритмики, основаны на принци­пе взаимосвязи развития движения и речи. Включение этих материалов в структуру обычного логопедического заня­тия расширит профессиональный арсенал логопедов, не вла­деющих приемами смежных дисциплин — музыкальной грамоты и сурдопедагогикой.

Пошаговые программы данного пособия разработаны на основании следующих положений:

• ритмическая способность развивается в процессе дея­тельности (предметно-практической, игровой, продуктив­ной — конструирования, рисования);

• механизм формирования ритмической способности
предусматривает последовательное построение ритми­ческих моделей различной модальности (основанных
на базовых пространственно-временных построениях:
повторе, чередовании, симметрии), их координацию и
трансформацию за счет установления интегративных
связей, включение специальных знаков и символов в
процесс формирования комплексных ритмических мо­делей;

• двигательный ритм оказывает организующее влияние
на становление речевых механизмов; опора на макси­мальную реализацию функциональных возможностей
двигательно-кинестетического анализатора является не­
обходимым условием в осуществлении межанализатор­ного взаимодействия, в ходе формирования ритмов раз­
личной модальности, координации и трансформации
ритмических моделей.

В данной работе используется последовательность фор­мирования ритмических моделей от построения ритмиче­ского ряда к метру, темпу и ритмическому рисунку.


Пошаговые программы представлены упражнениями, ко­торые распределены по этапам в соответствии с механиз­мом формирования ритмических моделей. На первом эта­пе организуется движение, которое, в свою очередь, сопро­вождает восприятие музыкального звучания, зрительных образов, речи. Опора на различные модальности (слуховую, зрительную, тактильную и др. ) со сменой доминанты явля­ется обязательным условием выполнения каждого упраж­нения. Многочисленные межанализаторные связи, которые формируются при организующей роли движения, составля­ют базу для более сложных операций. Усвоение ритмиче­ских моделей обеспечивается процессами активного внима­ния и, в свою очередь, способствует активизации контроли­рующей функции внимания. Вырабатывается устойчивость, увеличиваются объем и переключаемость внимания. Акти­визируются кратковременная механическая и ассоциатив­ная память. Представления о ритмической модели форми­руются в тесной связи с развитием ориентировочной осно­вы деятельности. Анализ образца, обращение к нему в ходе построения ритмического ряда, сопоставление результатов действий с исходными данными, предварительное планиро­вание каждого этапа построения ритмического ряда явля­ются необходимыми составляющими работы над ритмом.

Построение комплексных ритмических моделей на вто­ром этапе основывается на интегративных связях, обеспе­чивающих устойчивые слухопроизносительные, речедвигательные, зрительно-двигательные, двигательно-слуховые координации. Формирование основных компонентов рече­вого ритма — темпа и метра — проводится на уровне звука (фонемы), слога, фразы. Выделение паузы и ритмического ударения в ряду звуков и слогов, смыслового центра фразы позволяет рассматривать их как ритмические модели.

На третьем этапе фонемы и слоги рассматриваются как знаки, ритмическая последовательность которых составля­ет слогоритмическую и звукослоговую структуру слова. Дан­ная работа осуществляется в соответствии с уровнем разви­тия фонематических представлений и благодаря фонемати-


ческому анализу. Необходимым условием усвоения звукослоговой структуры, выделения морфологических призна­ков слова является выделение акцентированного слога.

Для каждого этапа работы сформулированы основные задачи и показатели результативности. Пошаговая (т. е. последовательная и детальная) реализация каждой задачи обеспечивается объединением упражнений в блоки и на­личием цели для каждого упражнения. Нумерация упраж­нений сквозная.

Реализация каждой пошаговой программы в структу­ре логопедического занятия осуществляется в соответствии с его целями и задачами. Таковыми могут быть:

• развитие звукопроизношения и коррекция его наруше­ний (автоматизация звуков, введение их в речь);

• усвоение слогоритмической и звукослоговой структу­ры слова;

• преодоление персевераций в пределах слов с простой и
сложной звуковой структурой;

• усвоение основных грамматических категорий;

• коррекция нарушений мелодико-интонационной сторо­ны речи;

• развитие речевого дыхания;

• развитие фонематического восприятия и т. д.
Использование упражнений данного пособия в реали­зации этих задач обеспечивает успешность комплексных
коррекционно-развивающих мероприятий, направленных
на усвоение фонематической системы языка и развитие
звуковой стороны речи, создает оптимальные условия для
усвоения речевого материала.

В пособии нет ссылок на возрастную адресность предла­гаемых упражнений. Составляя индивидуальную программу для ребенка, специалисты могут опираться на знание струк­туры речевого дефекта при различных формах дизонтогенеза и уровень сформированности ритмической способности, выявленный в ходе диагностического исследования. Диагно­стические тесты вы можете найти в книге А. Н. Корнева «Нарушения чтения и письма у детей» (СПб.: Речь, 2003).


Организация и содержание I этапа

Основными задачами первого этапа являются:

1. Формирование представлений о временной и простран­ственной (линейной) последовательности знаков (двигатель­ных, зрительных, слуховых, речевых) в ритмическом ряду.

2. Установление интегративных связей (зрительно-дви­гательных, зрительно-слуховых, зрительно-двигательно-слу-ховых, двигательно-речевых, слухо-зрительно-речевых, слу-
хо-двигательно-речевых), обеспечивающих ритмические
координации.

3. Усвоение способов построения и трансформации рит­мических рядов (зрительного в слуховой/моторный, звуко­вого в зрительно-пространственный, слухового в зрительный / моторный и др. ).

Построение ритмического ряда любой модальности выполняется на основе повторяемости, чередования состав­ляющих его элементов.

Работа над двигательным ритмом начинается с увели­чения объема движения, стремления к сохранению непре­рывности, плавности каждой модели движения. Определя­ется оптимальный для ребенка темп выполнения заданий. При этом учитываются период включения в движение (ин­дивидуальный для каждого ребенка), устойчивость и рав­номерность амплитуды движений. Выработка точности, силы, переключаемости движений, оживление темпа явля­ются следующими шагами в освоении двигательных про­грамм. Устанавливается речевой контроль выполняемых действий: каждое движение ребенок сопровождает звуко-


комплексами, звукоподражаниями, словами, автоматизиро­ванными речевыми рядами (пересчетом), потешками (в со­ответствии со степенью овладения звуковой стороной речи). Темп и метр движения соотносятся с темпом и метром звучания. Соединяя движение с фонацией и речью, ребенок выделяет начало и конец плавного, непрерывного движе­ния, вычленяет звуки, слова из речевого потока. Так фор­мируется слухо-моторная координация, развивается регу­лирующая функция речи. Ритмические координации дви­жения и речи, подчинение их заданному темпу позволяют успешно формировать двигательную основу произвольно­го дыхательного и голосового актов, преодолевать недоста­точность пространственно-временной организации речедвигательных актов.

В тех случаях, когда физиологическое дыхание нару­шено, а фонационное — не сформировано (при дизартриях, ринолалиях), требуется включение комплекса упражне­ний, направленных на формирование синергии дыхания и фонации. В процессе их выполнения отрабатываются про­извольность, устойчивость и длительность фонационного выдоха, ритмичная смена дыхательных фаз. С этой целью с учетом медицинских показаний проводятся различные виды дыхательной гимнастики.

Использование разнообразных моделей движения, под­дающихся зрительному контролю, обеспечивает формиро­вание зрительно-моторной координации, развитие функции активного внимания. Модели движения могут быть пред­ставлены в виде зрительных ритмических рядов — доро­жек из мозаики, счетных палочек, плоскостных геометри­ческих форм, рисования линий различной протяженности и направленности. Благодаря этому преодолевается фраг­ментарность восприятия, замещение сложных действий простейшими операциями, формируется целостное воспри­ятие зрительного ряда, усваивается пространственная упо­рядоченность движения слева направо.

Использование дорожек при построении слуховых рит­мических рядов (музыкальных инструментов, бытовых


шумов) позволяет вычленять различные звучания из ме­лодического потока, дифференцировать их, сохранять по­следовательность звучаний. Так формируются зрительно-слуховые координации, развиваются функции удержания и распределения внимания.

Ритмические трансформации, направленные на удержа­ние заданного ритмического ряда и переключение его с од­ной модальности на другую, способствуют развитию функ­ций активного внимания, мнестических процессов. Эффек­тивно использование подобных упражнений на этапе автоматизации поставленных звуков.

Показателями результативности первого этапа являются:

• способность удерживать ритмический ряд любой мо­
дальности и воспроизводить его по показу, образцу, ре­чевой инструкции;

• улучшение устойчивости и дифференциации слухового
восприятия и фонематического слуха;

• сформированность сенсорных эталонов цвета, величины, формы;

• усвоение оптико-пространственных представлений на
основе устойчивых межанализаторных связей;

• развитие автоматизированных движений руки.

  Первый блок упражнений (направлен на построение ритмического ряда)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...