(направлен на формирование представлений о ритмическом ударении)
(направлен на формирование представлений о ритмическом ударении) Упражнение 43 Цель. Выделять сильные доли в двигательном ритмическом ряду, используя автоматизированные речевые ряды. Ребенку предлагается отстукивать повторяющийся ритм под счет. На счет «три» изменяется амплитуда и сила движения (амплитуда увеличивается, мышечное напряжение нарастает). По мере усвоения ритмического рисунка исключается внешнее комментирование движений (пересчет). ■ Упражнение 44 Цель. Выделять сильные доли в двигательном ритмическом ряду. Ребенку предлагается воспроизводить цепочку чередующихся движений, меняя силовое напряжение при выполнении одного из заданных движений, входящих в эту цепочку. Например, при выполнении ручной пробы «кулак — ребро ладони — ладонь» первое движение осуществляется с широкой амплитудой и силовым напряжением, остальные два — спокойно. По мере усвоения ритмического рисунка силовое напряжение переносится на второе, а затем и третье движение. ем, отстукиванием, притопыванием). Тихое звучание соответствует легким касаниям, усиление звучания — увеличению силового напряжения. Упражнение 47 Цель. Выделять сильные доли в речевом ритмическом ряду. Логопед произносит цепочку звуков (слогов), выделяя один из них голосом, и предлагает ребенку повторить самый громкий звук (слог).
Упражнение 45 Цель. Соотносить ритмическое ударение музыкальной фразы (марш, полька) с движением. Ребенку предлагается сопровождать каждую музыкальную фразу движением рук (отхлопыванием), отстукиванием барабанными палочками на акцентированное звучание сильных долей. Предварительная работа заключается в прослушивании каждой музыкальной фразы, выделении сильной доли и, при необходимости, в микрообучении (сопряженных движениях ребенка и логопеда на каждую сильную долю).
Упражнение 48 Цель. Соотносить силу голоса с амплитудой движения. Логопед предлагает ребенку послушать стихотворный текст: «Большие ноги идут по дороге: ТОП-ТОП-ТОП; маленькие ножки идут по дорожке: топ-топ-топ». Первую часть фразы он произносит громким голосом, вторую — тихим. Повторяя этот текст несколько раз, он подключает движение — постукивание кулаками. Интенсивность и амплитуда движения соотносятся с силой голоса: сильные и широкие движения соответствуют громкому произнесению, легкие короткие движения — тихому. Ребенок действует сначала совместно с логопедом, а затем воспроизводит заученный текст и движения самостоятельно. Упражнение 46 Цель. Изменять силовое напряжение повторяющихся движений с опорой на звучание музыкального инструмента. Многократное прослушивание звучания музыкального инструмента (от тихого к громкому и наоборот) сопровождается цепочкой повторяющихся действий (отхлопывани- Упражнение 49 Цель. Составлять ритмические ряды на основе чередования сильных и слабых долей. Ребенку предлагается выложить по образцу или речевой инструкции ряд квадратов с чередованием по величине
(см. рис. 22). Каждому квадрату соответствует движение: большому квадрату — хлопок с широкой амплитудой и значительным силовым напряжением, маленькому квадратику — легкий хлопок с маленькой амплитудой движений рук. Сначала ребенок воспроизводит ряд движений, используя зрительный образец (дорожку из квадратиков), затем по памяти, без зрительной опоры. Упражнение 51 Цель. Сохранять чередование сильных и слабых долей при трансформации ритмического ряда.
Логопед предлагает ребенку последовательность действий: а) выложить дорожку из больших и маленьких квадратиков, слушая образец громкого и тихого звучания звукоподражания (громкому звучанию звукоподражания «ТОП» б) «озвучить» эту дорожку с помощью звукоподражаний, нажимая пальчиком на каждый квадрат; в) воспроизвести серию движений с одновременным
Упражнение 50 Цель. Составлять ритмические ряды на основе чередования сильных и слабых долей. Игровой прием «Маленький — большой»: ребенку предлагается соотносить звукоподражание с предметным образом (большие часы тикают громко «ТИК-ТАК», маленькие часики тикают тихо «тик-так»). Громкое звучание больших часов соотносится с большим квадратом, тихое звучание маленьких часов — с маленьким квадратиком. Ребенок выкладывает эти геометрические формы на строку в соответствии со звучанием. Заполнив всю строку, озвучивает ее, нажимая пальчиком на каждый квадрат. ■ Упражнение 52 Цель. Формировать представление о ритмическом ударении в слоговых рядах. Ребенок проговаривает (читает) ряды слогов с сопряженными движениями рук (хлопками). Ударная позиция слога обозначается хлопком с широкой амплитудой и силовым напряжением выполняемого движения. Слоговые ряды могут состоять из одинаковых повторяющихся слогов (па — па), слогов с чередованием гласных (па — пу), оппозиционных согласных (ба — па), произвольно выбранных согласных (па — та — ка). Вариант 1. Ребенок проговаривает (читает) ряды слогов, соотнося каждый слог с кружочком заданного цвета. Ударная позиция слога обозначается кружочком контрастного цвета.
Вариант 2. Ребенок читает ряды слогов, интонационно выделяя слог, заданный другим шрифтом. Вариант 3. Ребенок проговаривает (читает) ряды слогов, выделяя ударную позицию слога с помощью условного обозначения (знака ударения). Например: / / . / па — та — ка — па — та — ка — па — та — ка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|