Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

(направлен на формирование представлений о ритмическом ударении)




(направлен на формирование представлений о ритмическом ударении)

  Упражнение 43

Цель. Выделять сильные доли в двигательном ритми­ческом ряду, используя автоматизированные речевые ряды.

Ребенку предлагается отстукивать повторяющийся ритм под счет. На счет «три» изменяется амплитуда и сила движения (амплитуда увеличивается, мышечное на­пряжение нарастает). По мере усвоения ритмического ри­сунка исключается внешнее комментирование движений (пересчет).


Упражнение 44

Цель. Выделять сильные доли в двигательном ритми­ческом ряду.

Ребенку предлагается воспроизводить цепочку череду­ющихся движений, меняя силовое напряжение при выпол­нении одного из заданных движений, входящих в эту це­почку. Например, при выполнении ручной пробы «кулак — ребро ладони — ладонь» первое движение осуществляет­ся с широкой амплитудой и силовым напряжением, осталь­ные два — спокойно. По мере усвоения ритмического ри­сунка силовое напряжение переносится на второе, а затем и третье движение.


ем, отстукиванием, притопыванием). Тихое звучание соот­ветствует легким касаниям, усиление звучания — увели­чению силового напряжения.

  Упражнение 47

Цель. Выделять сильные доли в речевом ритмическом ряду.

Логопед произносит цепочку звуков (слогов), выделяя один из них голосом, и предлагает ребенку повторить са­мый громкий звук (слог).


 


 Упражнение 45

Цель. Соотносить ритмическое ударение музыкальной фразы (марш, полька) с движением.

Ребенку предлагается сопровождать каждую музыкаль­ную фразу движением рук (отхлопыванием), отстукивани­ем барабанными палочками на акцентированное звучание сильных долей. Предварительная работа заключается в про­слушивании каждой музыкальной фразы, выделении силь­ной доли и, при необходимости, в микрообучении (сопря­женных движениях ребенка и логопеда на каждую силь­ную долю).


  Упражнение 48

Цель. Соотносить силу голоса с амплитудой движе­ния.

Логопед предлагает ребенку послушать стихотворный текст: «Большие ноги идут по дороге: ТОП-ТОП-ТОП; маленькие ножки идут по дорожке: топ-топ-топ». Пер­вую часть фразы он произносит громким голосом, вто­рую — тихим. Повторяя этот текст несколько раз, он подключает движение — постукивание кулаками. Ин­тенсивность и амплитуда движения соотносятся с силой голоса: сильные и широкие движения соответствуют громкому произнесению, легкие короткие движения — тихому. Ребенок действует сначала совместно с логопе­дом, а затем воспроизводит заученный текст и движения самостоятельно.


Упражнение 46


Цель. Изменять силовое напряжение повторяющихся движений с опорой на звучание музыкального инстру­мента.

Многократное прослушивание звучания музыкального инструмента (от тихого к громкому и наоборот) сопровож­дается цепочкой повторяющихся действий (отхлопывани-


 Упражнение 49

Цель. Составлять ритмические ряды на основе чередо­вания сильных и слабых долей.

Ребенку предлагается выложить по образцу или рече­вой инструкции ряд квадратов с чередованием по величине


 


Рис. 22


(см. рис. 22). Каждому квадрату соответствует движение: большому квадрату — хлопок с широкой амплитудой и значительным силовым напряжением, маленькому квад­ратику — легкий хлопок с маленькой амплитудой движе­ний рук. Сначала ребенок воспроизводит ряд движений, используя зрительный образец (дорожку из квадратиков), затем по памяти, без зрительной опоры.


Упражнение 51

Цель. Сохранять чередование сильных и слабых долей при трансформации ритмического ряда.

Логопед предлагает ребенку последовательность дей­ствий:

а) выложить дорожку из больших и маленьких квадра­тиков, слушая образец громкого и тихого звучания звуко­подражания (громкому звучанию звукоподражания «ТОП»
соответствует большой квадрат, тихому звучанию — ма­ленький квадратик);

б) «озвучить» эту дорожку с помощью звукоподража­ний, нажимая пальчиком на каждый квадрат;

в) воспроизвести серию движений с одновременным
проговариванием звукоподражаний (с силой стучать ку­лачками на громкое звучание «ТОП», слегка постукивать
кулачками на тихое звучание «топ»). Этот этап может
проводиться без опоры на ритмический образец — дорож­ку из квадратиков.


 


 Упражнение 50

Цель. Составлять ритмические ряды на основе чередо­вания сильных и слабых долей.

Игровой прием «Маленький — большой»: ребенку предлагается соотносить звукоподражание с предметным образом (большие часы тикают громко «ТИК-ТАК», ма­ленькие часики тикают тихо «тик-так»).

Громкое звучание больших часов соотносится с боль­шим квадратом, тихое звучание маленьких часов — с ма­леньким квадратиком.

Ребенок выкладывает эти геометрические формы на строку в соответствии со звучанием. Заполнив всю стро­ку, озвучивает ее, нажимая пальчиком на каждый квад­рат.


Упражнение 52

Цель. Формировать представление о ритмическом уда­рении в слоговых рядах.

Ребенок проговаривает (читает) ряды слогов с сопря­женными движениями рук (хлопками). Ударная позиция слога обозначается хлопком с широкой амплитудой и си­ловым напряжением выполняемого движения.

Слоговые ряды могут состоять из одинаковых повто­ряющихся слогов (па па), слогов с чередованием глас­ных (па пу), оппозиционных согласных (ба — па), про­извольно выбранных согласных (па та ка).

Вариант 1. Ребенок проговаривает (читает) ряды сло­гов, соотнося каждый слог с кружочком заданного цвета. Ударная позиция слога обозначается кружочком контраст­ного цвета.


 


Рис. 24


Упражнение 55

Цель. Выделять ключевое слово в ритмизированной стихотворной речи.

Предварительная работа заключается в заучивании скороговорок, двустиший. Логопед задает вопрос к каждо­му слову скороговорки, выделяя его голосом. Побуждает ребенка громко произносить ключевое слово ответа, тихо — остальной текст.

Например, скороговорка: Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.


Упражнение включается в работу над интонацией.


Вариант 2. Ребенок читает ряды слогов, интонационно выделяя слог, заданный другим шрифтом.

Вариант 3. Ребенок проговаривает (читает) ряды сло­гов, выделяя ударную позицию слога с помощью условного обозначения (знака ударения).

Например:

/                                       /                                     . /

па та ка па та ка па та ка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...