Упражнение 1. хранения темпа выполнения задания, комфортного для ребенка. . хранения темпа выполнения задания, комфортного для ребенка.
Упражнение 1 Цель. Формировать повторяющийся ритм движений рук с наращиванием их количества и сохранением постоянного темпа выполнения. Ребенку предлагается образец повторяющихся ритмичных движений рук с постоянной фиксацией силового напряжения в начале или конце движения. Ритмичность повторяющихся движений достигается за счет соблюдения
хранения темпа выполнения задания, комфортного для ребенка. Упражнение 2 Цель. Формировать чередующийся ритм движений. Ребенку предлагается повторять серию движений (хлопнуть, стукнуть, топнуть) сопряженно с логопедом, с очередностью и по показу. По мере усвоения заданной серии необходимо менять последовательность выполнения движений. Упражнение 3 Цель. Формировать устойчивый ритм дыхательных движений (с помощью дыхательной гимнастики). Работа начинается с определения темпа, оптимального для ребенка, стремления к сохранению постоянного темпа дыхательных движений. Количество устойчивых движений увеличивается от занятия к занятию и фиксируется путем пересчета и регистрации итогового количества. Логопед производит пересчет в темпе дыхательных движений ребенка. Упражнение 4 Цель. Формировать представление о ритмическом зрительном ряде на основе повторяемости его элементов. Ребенку предлагается выложить ряд форм с заданными свойствами (дорожку из красной мозаики, забор из желтых палочек, дорожку из квадратиков), выбрав необходимые из множества. Вариант. Ребенку предлагается выделить на каждой строчке форму, не похожую на остальные (см. рис. 1). Предварительно проводится анализ изображений, выбираются одинаковые (объединенные по признакам цвета, формы, величины, наличию или отсутствию углов, направлению штриховки и др. ). Затем определяется лишняя, отличающаяся от других форма. Одинаковые можно заштриховать или раскрасить.
Рис. 1 Упражнение 5 Цель. Составлять ритмический ряд на основе чередования его элементов. Ребенку предлагается выложить ряд геометрических форм с чередованием: а) цвета, б) величины, в) формы. Чередование элементов предлагается по показу или образцу (см. рис. 2). После предварительного анализа и выделения каждого элемента ритмического ряда ребенку предлагается продолжить ряд. О О Рис. 2 Вариант 1. Чередование элементов ритмического ряда задается речевой инструкцией, например: выложи разноцветную дорожку. Сначала положи два красных, потом два желтых кружочка. Вариант 2. Ребенку предлагается закончить ряд (см. рис. 3), вставив недостающие формы. Рис. 3 Вариант 3. Ребенку предлагается найти нарушения ритмического ряда (см. рис. 4) и исправить его. ОП ОП ПОПО Рис. 4 Инструкции: — Найди и исправь ошибку (шаблоны заранее выло — Проверь и найди ошибку у товарища (на подгруп- Вариант 4. Ребенку предлагается выложить ряд из заданных геометрических форм и затем зарисовать его, используя школьный трафарет. Для этого упражнения можно использовать деревянные геометрические формы из набора «Учись считать», пластмассовые формы из набора «Конструктор», шаблоны и школьный трафарет. Упражнение 6 Цель. Воспроизводить линейный ритмический ряд, используя прием рисования. Ребенку предлагается нарисовать вертикальные линии в определенном ритме — с чередованием цвета, высоты линий или расстояния между ними (см. рис. 5). Игровые приемы — нарисовать разноцветный забор с чередованием двух и более цветов, «починить» его, вставив пропущенные линии заданного цвета и высоты, — позволяют формировать устойчивые двигательные переключения.
Вариант 1. Аналогичное задание (см. рис. 6) дается на рисование горизонтальных линий («коврик»). Рис. 6 Вариант 2. Ребенку предлагается задание на чередование вертикальных и горизонтальных линий (см. рис. 7): а) с заданным количеством деталей (заборчик из двух б) с заданным цветом деталей (вертикальные линии —
Рис. 5 Подготовительное упражнение: Выложить заборчик с чередованием цвета из счетных палочек. Основой (землей) может служить длинная линейка, полоска бархатной бумаги. Рис. 7 Усложнение: Включение дополнительных знаков в ритмический ряд, составление произвольного ряда по замыслу ребенка, что позволяет формировать избирательность и переключаемость произвольного внимания, повышает уровень работоспособности. Используются приемы рисования со зрительными опорами в виде сплошных и пунктирных линий, выделения точек начала и конца движения. Основным условием выполнения упражнения является сохранение чередования цвета, высоты или длины линий. — Какие предметы нарисованы на верхней строке? Запомни последовательность их расположения. Найди такую же последовательность в каждом ряду (см. рис. 9) и обведи ее цветным карандашом (закрой фишкой).
■ Упражнение 7 Цель. Выделять заданную ритмическую цепочку в предлагаемом ряду (строке). Ребенку предлагается запомнить порядок расположения геометрических форм (различных предметных изображений, линейных конструкций, букв) в рамочке, найти ряд форм, расположенных в той же последовательности на строке (в ряду). Варианты инструкций: — Какие формы нарисованы в рамочке? Запомни последовательность их расположения. Найди строку с таким же рядом форм. Заштрихуй все формы на этой строке (см. рис. 8). Рис. 9
— Найди буквы «а», «у», обведи их цветными карандашами: букву «а» — красным карандашом, букву «у» — зеленым (см. рис. 10).
Второй блок упражнений (направлен на установление ритмических координаций) Упражнение 8 Цель. Соотносить ритм повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворного текста. Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, отхлопывая (отстукивая) ритм обеими руками или сопровождая его покачивающими движениями по столу в направлении от основания кисти к пальцам. 2 Работа над ритмом в логопедической практике С безречевыми детьми это упражнение выполняется способом совмещенных действий, когда логопед проговаривает текст, отхлопывая или отстукивая ритм руками ребенка. Вариант 1. Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, ритмично дирижируя ведущей рукой (счет 2/4). Направление дирижирующих движений горизонтальное — от себя к логопеду и обратно. Вариант 2 (коллективные формы). Ребенок проговаривает знакомые считалочки, сопровождая их «салящими» движениями руки к другим детям и логопеду. Упражнение 9 Цель. Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом. Выполнение пассивной гимнастики кисти и пальцев рук сопровождается звукокомплексами, слогами (речевыми средствами, доступными ребенку). 1. Последовательное вращение каждого пальца руки 2. Последовательное растягивание межпальцевых складок путем отведения каждого пальца руки, начиная с большого, сопровождается восклицанием «опа! ». При этом 3. Последовательное сгибание и разгибание каждой
4. Последовательное разминание большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца сопровождается звукоподражанием «топ» (на звук «п» логопед легко сжимает кончики пальцев ребенка).
5. Последовательное прокатывание межпальцевого пространства между указательным и большим, средним и указательным, безымянным и средним, мизинцем и безымянным пальцами раскрытой ладонью логопеда сопровождается эмоциональным восклицанием «ух! » или «ах! ». Координация движения и речи формируется поэтапно. На первом этапе логопед фиксирует внимание ребенка на двигательных ощущениях, побуждает к речевому сопровождению каждого действия. Целью следующего этапа является координация действий логопеда и речи ребенка. Основным условием выполнения упражнения является фиксация начала и конца движения в соответствии с продолжительностью слоговой цепочки и подчинение речевого темпа темпу движения. Упражнение 10 Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов с ритмом движений. Звучание каждого музыкального инструмента соотносится с имитационным движением. Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук, барабана — попеременным движениям кулаков по столу, бубна — похлопывающим движениям кулака о раскрытую ладонь, дудочки — синхронным движениям обеих рук, прижатых к губам. Ребенок слушает звучание и воспроизводит соответствующее движение. Вариант 1. Ребенок воспроизводит движения под ритм звучания музыкальных инструментов с наращиванием ряда, фиксацией количества движений и звучаний. Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмы в соответствии со сменой звучания музыкальных инструментов соответствующими им движениями. Усложнение: Увеличение количества звучаний и движений, участвующих в составлении ритмического ряда; нарушение ритмических координации: несоответствие звучаний музыкальных инструментов движениям. Упражнение 11 Цель. Соотносить количество звуковых сигналов с количеством элементов зрительного ряда. Ребенку предлагается игровая ситуация: как только он слышит звук барабана, то кладет на дорожку кружочек (инструмент находится за ширмой). Логопед стимулирует ребенка к выполнению действия сразу после звукового сигнала. Далее ребенку предлагается озвучить дорожку, играя на барабане столько раз, сколько кружочков на дорожке. Количество звуковых сигналов может быть ограничено в соответствии со способностью ребенка к пересчету и называнию итогового числа. Вариант. Озвучивать дорожку можно, используя другие музыкальные инструменты (колокольчик, дудочку, бубен). Упражнение 12
Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов со зрительным ритмом, выстраивать ритмический ряд с опорой на цвет. «Разноцветные звуки»: предварительно ребенку предлагается образец звучания двух различных инструментов. Каждое звучание соотносится с фишкой (карточкой) соответствующего цвета. Затем предъявляется повторяющийся или чередующийся ряд цветных фишек (карточек) и предлагается воспроизвести звучание соответствующих музыкальных инструментов. Вариант 1. «Цветной оркестр»: ребенок выкладывает ритмический цветовой ряд по инструкции (образцу, показу), затем воспроизводит звучание соответствующих музыкальных инструментов. Вариант 2 (коллективные формы): • Один ребенок выкладывает ритмический цветовой ряд, • В качестве образца один ребенок предлагает последовательное звучание двух-трех инструментов, остальные Вариант 3. Ребенку предлагаются готовые ритмические цветовые ряды с заложенными в них ошибками или пропущенными элементами. Логопед дает последовательное звучание музыкальных инструментов, дети находят и исправляют ошибки или выкладывают недостающие элементы. Усложнение: Увеличение количества звуков, участвующих в составлении слухового ритмического ряда либо времени между предъявлением звукового образца и составлением ритмического цветового ряда. Упражнение 13 Цель. Соотносить ритм движений с ритмом звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам. Звукоподражания голосам животных, птиц, бытовым шумам соотносятся с имитационными движениями рук (доступными для ребенка). Используются синхронные («прыг-прыг») и попеременные («топ-топ») движения. Вариант 1. Ребенок воспроизводит ритмические координации звукоподражаний и движений с наращиванием ряда, фиксацией количества движений и звукоподражаний. Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмические координации, соотнося характер движения с интонацией произносимых звукоподражаний. Например: кошечка («мяу») — мягкие поглаживающие движения; корова («му»)— интенсивные постукивающие движения. Вариант 3. Ребенок воспроизводит ритмические координации со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений. Логопед произносит цепочку повторяющихся или чередующихся звукоподражаний, побуждая ребенка выкладывать форму на дорожку (линейку) после каждого звучания. Вариант 1. Логопед предлагает ребенку озвучить с помощью звукоподражаний дорожку, заранее выполненную из чередований квадратов и кругов. Вариант 2. Логопед воспроизводит цепочку звукоподражаний с ошибками (без соответствия звукоподражания цвету дорожки), побуждая ребенка внимательно слушать и исправлять ошибки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|