Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и содержание III этапа




Упражнение 53

Цель. Изменять силу голоса с опорой на зрительно-дви­гательные координации.

«Звуковые волны»: ребенок рисует или обводит по кон­туру цветным карандашом высокие волны, сопровождая движение вокализациями на любой гласный звук (см. рис. 23). Основным условием выполнения этого задания является наращивание силы голоса при «спуске с волны» и уменьшение силы голоса при «подъеме на волну».

Рис. 23

 Упражнение 54

Цель. Воспроизводить ритмический ряд с опорой на условные обозначения.

По заданию логопеда или произвольно ребенок выде­ляет в слоговом ряду ударный слог, расставляет знаки уда­рения, повышения/понижения интонации (см. рис. 24). Чи­тает слоговой ряд, наращивая или уменьшая силу голоса в соответствии с этими знаками.


Вопрос

(Кто? ) на дубу сидит и в дубу дупло долбит?

Дятел (где? ) сидит и в дубу дупло долбит?

Дятел на дубу (что дела­ет? ) и в дубу дупло долбит?

Дятел на дубу сидит и (где? ) дупло долбит?

Дятел на дубу сидит и в дубу (что? ) долбит?

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло (что делает? ).


Ответ

Дятел на дубу сидит и в Дубу дупло долбит.

Дятел на дубу сидит и в Дубу дупло долбит.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дятел на дубу сидит и в Дубу дупло долбит.


 


Организация и содержание III этапа


Показателями результативности этого этапа являются:

усвоение способов фонематического анализа звуковой и слоговой структуры слова;

оживление мелодико-интонационной стороны речи (тем­па, метра и ударения); усвоение способов формо- и словообразования.


 


Основными задачами третьего этапа являются:

1) усвоение и воспроизведение слогоритмической струк­туры слова;

2) анализ слоговой и звукобуквенной структуры слова;

3) выделение морфологических признаков слова.

Задачи третьего этапа являются традиционными и по­тому наиболее разработанными в логопедической теории и практике. Наличие разнообразных пособий, содержащих практические упражнения, описание методов и приемов работы над слоговой и звукобуквенной структурой слова позволяет избежать излишней детализации материала и выделить в данном разделе лишь те формы работы, кото­рые отражают целостность предлагаемой программы. Так, анализ ритмической и звукобуквенной структуры слова проводится с использованием опорных знаков (двигатель­ных, зрительных, слуховых), которые были усвоены ребен­ком на первом и втором этапах работы. Затем эти упраж­нения включаются в работу по выделению морфологиче­ских признаков слова. Внимание ребенка привлекается к безударным частям слова — суффиксам и окончаниям, служащим для формирования грамматических форм и категорий.

Форма и способы предъявления заданий варьируются для читающих и не умеющих читать детей. Карточки со слова­ми, рисунки-схемы предназначены для читающих детей. Пред­метные картинки, наглядные предметные схемы и схемы дви­жений — для детей, не владеющих навыком чтения. 50


Первый блок упражнений

(направлен на усвоение слогоритмической

структуры слова)

  Упражнение 56

Цель. Воспроизводить слогоритмическую структуру слова с использованием двигательных и зрительных опор.

Ребенку предъявляются карточки со словами или пред­метные картинки. Проговаривание (послоговое чтение) каж­дого слова сопровождается движениями обеих рук, при этом количество слогов соотносится с количеством хлопков или ударов. В качестве сенсорного стимула можно использо­вать логопедическую щетку — «ежик» (см. приложение). Логопед фиксирует каждое движение ребенка счетной па­лочкой или геометрической формой.

В работу включаются слова с одинаковой слогоритми­ческой структурой.

Упражнение 57

Цель. Составлять ритмическую схему слова.

По мере усвоения алгоритма действий, заданного в упражнении 56, ребенок самостоятельно проговаривает сло­во, отхлопывая его части; составляет схему, используя счет­ные палочки (геометрические формы, мозаику); фиксирует количество палочек (форм, мозаик), составляющих схему;


проговаривает слово по частям, последовательно нажимая на каждую из них. Карточки со словами или предметными картинками предъявляются ребенку последовательно.

Упражнение 58

Цель. Соотносить слова с заданной ритмической схе­мой.

Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке кар­точки со словами или предметные картинки, проговарива­ет (читает) каждое слово, соотнося его с заданной схемой. Подходящие картинки он кладет рядом со схемой, «лиш­ние» убирает в отдельную стопку. Предварительная рабо­та заключается в построении схемы из геометрических форм, пересчете количества деталей схемы и формулиро­вании игровой задачи: подобрать к схеме подходящие сло­ва. В случае затруднения ему предлагается помощь в виде послогового отхлопывания слова с фиксацией количества движений.

  Упражнение 59

Цель. Дифференцировать слова с различной слогорит-мической структурой.

Ребенку предъявляются предметные картинки (карточ­ки со словами) с ритмической сменой «длинных» и «ко­ротких» слов: дом, машина, кот, корова, лес, колесо и др. Он последовательно проговаривает каждое слово, отстуки­вая кулачками «короткие» и отхлопывая ладошками «длинные» слова.

Вариант. В качестве образца ребенку предъявляются две схемы: первая состоит из одной палочки, вторая — из трех. После предварительного анализа схем ребенок кла­дет картинки рядом с соответствующей схемой.


  Упражнение 60

Цель. Дифференцировать слова в соответствии с задан­ными ритмическими схемами.

Ребенку предъявляются две (три) схемы, усвоенные на предыдущих занятиях. Задание заключается в распреде­лении предметных картинок (карточек со словами) к каж­дой схеме. Набор картинок (карточек) включает «лишние» слова, не подходящие к предлагаемым схемам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...