Организация и содержание III этапа
Упражнение 53 Цель. Изменять силу голоса с опорой на зрительно-двигательные координации. «Звуковые волны»: ребенок рисует или обводит по контуру цветным карандашом высокие волны, сопровождая движение вокализациями на любой гласный звук (см. рис. 23). Основным условием выполнения этого задания является наращивание силы голоса при «спуске с волны» и уменьшение силы голоса при «подъеме на волну». Рис. 23 Упражнение 54 Цель. Воспроизводить ритмический ряд с опорой на условные обозначения. По заданию логопеда или произвольно ребенок выделяет в слоговом ряду ударный слог, расставляет знаки ударения, повышения/понижения интонации (см. рис. 24). Читает слоговой ряд, наращивая или уменьшая силу голоса в соответствии с этими знаками. Вопрос (Кто? ) на дубу сидит и в дубу дупло долбит? Дятел (где? ) сидит и в дубу дупло долбит? Дятел на дубу (что делает? ) и в дубу дупло долбит? Дятел на дубу сидит и (где? ) дупло долбит? Дятел на дубу сидит и в дубу (что? ) долбит? Дятел на дубу сидит и в дубу дупло (что делает? ). Ответ Дятел на дубу сидит и в Дубу дупло долбит. Дятел на дубу сидит и в Дубу дупло долбит. Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит. Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит. Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит. Дятел на дубу сидит и в Дубу дупло долбит.
Организация и содержание III этапа Показателями результативности этого этапа являются: усвоение способов фонематического анализа звуковой и слоговой структуры слова; оживление мелодико-интонационной стороны речи (темпа, метра и ударения); усвоение способов формо- и словообразования.
Основными задачами третьего этапа являются:
1) усвоение и воспроизведение слогоритмической структуры слова; 2) анализ слоговой и звукобуквенной структуры слова; 3) выделение морфологических признаков слова. Задачи третьего этапа являются традиционными и потому наиболее разработанными в логопедической теории и практике. Наличие разнообразных пособий, содержащих практические упражнения, описание методов и приемов работы над слоговой и звукобуквенной структурой слова позволяет избежать излишней детализации материала и выделить в данном разделе лишь те формы работы, которые отражают целостность предлагаемой программы. Так, анализ ритмической и звукобуквенной структуры слова проводится с использованием опорных знаков (двигательных, зрительных, слуховых), которые были усвоены ребенком на первом и втором этапах работы. Затем эти упражнения включаются в работу по выделению морфологических признаков слова. Внимание ребенка привлекается к безударным частям слова — суффиксам и окончаниям, служащим для формирования грамматических форм и категорий. Форма и способы предъявления заданий варьируются для читающих и не умеющих читать детей. Карточки со словами, рисунки-схемы предназначены для читающих детей. Предметные картинки, наглядные предметные схемы и схемы движений — для детей, не владеющих навыком чтения. 50 Первый блок упражнений (направлен на усвоение слогоритмической структуры слова) Упражнение 56 Цель. Воспроизводить слогоритмическую структуру слова с использованием двигательных и зрительных опор. Ребенку предъявляются карточки со словами или предметные картинки. Проговаривание (послоговое чтение) каждого слова сопровождается движениями обеих рук, при этом количество слогов соотносится с количеством хлопков или ударов. В качестве сенсорного стимула можно использовать логопедическую щетку — «ежик» (см. приложение). Логопед фиксирует каждое движение ребенка счетной палочкой или геометрической формой.
В работу включаются слова с одинаковой слогоритмической структурой. Упражнение 57 Цель. Составлять ритмическую схему слова. По мере усвоения алгоритма действий, заданного в упражнении 56, ребенок самостоятельно проговаривает слово, отхлопывая его части; составляет схему, используя счетные палочки (геометрические формы, мозаику); фиксирует количество палочек (форм, мозаик), составляющих схему; проговаривает слово по частям, последовательно нажимая на каждую из них. Карточки со словами или предметными картинками предъявляются ребенку последовательно. ■ Упражнение 58 Цель. Соотносить слова с заданной ритмической схемой. Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке карточки со словами или предметные картинки, проговаривает (читает) каждое слово, соотнося его с заданной схемой. Подходящие картинки он кладет рядом со схемой, «лишние» убирает в отдельную стопку. Предварительная работа заключается в построении схемы из геометрических форм, пересчете количества деталей схемы и формулировании игровой задачи: подобрать к схеме подходящие слова. В случае затруднения ему предлагается помощь в виде послогового отхлопывания слова с фиксацией количества движений. Упражнение 59 Цель. Дифференцировать слова с различной слогорит-мической структурой. Ребенку предъявляются предметные картинки (карточки со словами) с ритмической сменой «длинных» и «коротких» слов: дом, машина, кот, корова, лес, колесо и др. Он последовательно проговаривает каждое слово, отстукивая кулачками «короткие» и отхлопывая ладошками «длинные» слова. Вариант. В качестве образца ребенку предъявляются две схемы: первая состоит из одной палочки, вторая — из трех. После предварительного анализа схем ребенок кладет картинки рядом с соответствующей схемой. Упражнение 60 Цель. Дифференцировать слова в соответствии с заданными ритмическими схемами. Ребенку предъявляются две (три) схемы, усвоенные на предыдущих занятиях. Задание заключается в распределении предметных картинок (карточек со словами) к каждой схеме. Набор картинок (карточек) включает «лишние» слова, не подходящие к предлагаемым схемам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|