Движения. Упражнение 14. Увеличение количества звукоподражаний и движений, участвующих в составлении ритмического ряда, нарушение ритмических координации
Движения хлопки ладонью по столу хлопки в ладоши постукивание кулаком по столу Усложнение: Увеличение количества звукоподражаний и движений, участвующих в составлении ритмического ряда, нарушение ритмических координации: несоответствие звукоподражания и движения, когда ребенок исправляет ошибки взрослого. Упражнение 14 Цель. Соотносить ритм повторяющихся и чередующихся звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам с ритмом выбранных на основе зрительного восприятия геометрических форм. Звукоподражания голосам животных, птиц, бытовым шумам соотносятся с геометрическими формами. Например, мычание коровы — с квадратом, мяуканье кошки — округом. Упражнение 15 Цель. Соотносить ритм движений со слуховым ритмом. «Разноцветные штрихи»: ребенку предлагается рисовать мелками, пастелью, простым карандашом штрихи (клубочки) тогда, когда он услышит звук музыкального инструмента (колокольчика, бубна, свистка) либо музыкального отрывка («Дождик», «Полечка» и др. ). Вариант. «Веселые печати»: ребенку предлагается «печатать» на листе бумаги веселые картинки, когда он слышит звук бубна (барабана). Основным условием выполнения этого упражнения является координация звучания инструмента (музыкального отрывка) с движением руки. Игровые приемы «Разноцветные штрихи», «Веселые печати» включаются в работу над слуховым восприятием. Усложнение: Предъявляется непрерывное чередование громкого и тихого звучания музыкального инструмента (бубна) или звуковой коробочки. Слушая его, ребенок проводит линии без отрыва от листа бумаги (доски) (см. рис. 11). Основным условием выполнения данного упражнения является соотнесение громкости звучания и силы нажима при написании линий: громкое звучание соответствует написанию линии сверху вниз с сильным нажимом, слабое звучание — линии снизу вверх со слабым нажимом.
Рис. 11 Упражнение 16 Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом. Ребенку предлагается дорисовывать предметные изображения (заборчики, полосатые коврики для куклы), проводя вертикальные линии (см. рис. 12): Рис. 12 а) с фиксацией начала и конца движения; б) с заданными параметрами (высокие — низкие заборчики, длинные — короткие коврики). Рисование вертикальных линий сопровождается речевым комментарием в виде эмоциональных восклицаний («опа»), звукоподражаний («кап»), слоговых рядов, фразы («Сверху вниз»). Вариант. Ребенку предлагается дорисовывать предметные изображения (лесенки, полочки для шкафчика и др. ), проводя горизонтальные линии: а) с фиксацией начала и конца движения, б) с заданными параметрами (узкие — широкие, длинные — короткие лесенки или полочки). Рисование горизонтальных линий сопровождается речевым комментарием в виде эмоциональных восклицаний («опа»), звукоподражаний («топ»), слоговых рядов, фразы («Слева направо»). Основным условием выполнения этого упражнения является координация движения руки и речи. Упражнение 17 Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом. Ребенку предлагается нарисовать заборчик, проводя линии без отрыва от листа бумаги (доски) (см. рис. 13). Рисование сопровождается речевым комментарием («раз и»). На «раз» он проводит линию сверху вниз с сильным нажимом, на «и» — линию снизу вверх со слабым нажимом.
Рис. 14 Усложнение: «Дракоша»: ребенку предлагается нарисовать дракошу, проводя линии без отрыва от листа бумаги (доски) (см. рис. 14). Каждая линия с нажимом короче предыдущей на
1/2 (1/3). Рисование сопровождается речевым комментарием «и_ раз». Упражнение 18 Цель. Соотносить ритм движений с ритмом автоматизированных речевых рядов (пересчетом). Ребенку предлагается выполнять цепочку повторяющихся или чередующихся движений в соответствии с речевой инструкцией: «Хлопни в ладоши два раза, стукни ладошками по столу три раза. Повтори несколько раз эти движения со счетом». Ребенок хлопает в ладоши, сопровождая каждое движение пересчетом: «Раз, два», стучит ладошками три раза по столу: «Раз, два, три». Темп выполнения движений задается темпом пересчета. Упражнение 19 Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотнесения движений и фонации. Предварительная работа заключается в усвоении приемов фонетической ритмики, направленной на синхронизацию моторного комплекса (артикуляции и движения руками), фонации и дыхания. Вариант 1. Построение ритмического ряда из двух последовательно произносимых звуков и его воспроизведение с опорой на моторный комплекс. Например, логопед показывает движения руками, побуждая ребенка к воспроизведению ритмического ряда: «ау». На «а» — разводить руки в стороны, на «у» — вытягивать руки вперед из положения «ладошки на уголках рта». Вариант 2. Построение и воспроизведение ритмического ряда, состоящего из двух последовательно производимых движений с опорой на фонацию. Логопед проговаривает цепочку 26 гласных звуков, побуждая ребенка к скоординированному воспроизведению звукового и моторного комплекса. Вариант 3 (коллективные формы). Повторение комплекса по цепочке: логопед показывает одному ребенку, тот — своему соседу и т. д. Последний ребенок показывает движение логопеду и воспроизводит звучание. Вариант 4. Воспроизведение звукового ряда с помощью образца движения. Логопед показывает движение руками и артикуляцию звукового ряда (беззвучно), предлагая ребенку громко повторить заданный ряд, как в сочетании с движением, так и без него, с небольшим временным интервалом. Вариант 5. Логопед показывает артикуляцию звукового ряда (беззвучно), предлагая ребенку громко повторить этот ряд наоборот: «ау — у а, у и — иу, аи — иа, оу — уо». В случае ошибки ребенка можно сопровождать предъявление звуков соответствующими движениями (как со стороны педагога, так и со стороны ребенка).
По мере усвоения ребенком данного комплекса упражнений звуковой материал включается в дыхательную и голосовую гимнастику. Упражнение 20 Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотнесения буквы и звука. Ребенку предлагается выстроить буквенный ряд по образцу или речевой инструкции, используя буквы из магнитной азбуки. Варианты инструкций: — Найди и поставь сначала букву «а», потом букву «у». Рядом с буквой «у» поставь букву «а». Продолжи этот ряд. — Найди и поставь букву «у», слева от нее поставь букву «а», справа — букву «а». Ребенок составляет ритмический ряд и напевно озвучивает каждый его элемент. Основным условием выполнения этого упражнения является соблюдение приемов дыхательной гимнастики, когда заданный ритмический ряд произносится на одном выдохе. Усложнение: Включение движений фонетической ритмики при озвучивании зрительного ряда. Упражнение 21 Цель. Соотносить ритмический зрительный ряд с речевым ритмом. Ребенку предлагается «зашифровать» заданные слоги разноцветными кружками и с помощью этого «шифра» заполнить строку по образцу. Образцом служит речь логопеда, который проговаривает ритмический ряд повторяющихся или чередующихся слогов, предлагая ребенку воспроизвести его на строке с помощью разноцветных кружков. Слоги проговариваются логопедом в темпе, оптимальном для ребенка. В качестве предварительной работы проводится совместное составление образца, когда каждому слогу присваивается кружок заданного цвета и его анализ (речевое планирование). Упражнение 22 Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом. Ребенку предлагается проговаривать цепочку слогов, соблюдая условие: слоги со звуком «а» проговаривать, отхлопывая в ладоши, слоги со звуком «у» — отстукивая по столу: а) па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу;
б) па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу; в) пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па; г) пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу. Упражнение 23 Цель. Соотносить речевой ритм со зрительно-двигательными координациями. «Звуковые дорожки»: ребенку предлагается напевно произносить гласные звуки (слоги), проводя пальцем по дорожке. Основное условие: соотносить продолжительность звучания с длиной дорожки (голос звучит, пока движется рука по дорожке). а) Упражнение 24 Цель. Соотносить ритм движений со зрительно-речевыми координациями. Предварительно логопед обводит на листе бумаги ладошку ребенка, предлагает показать на рисунке каждый пальчик и назвать соответствующий ему слог (см. упражнение 9, пункт 1). Используя рисунок, логопед показывает цепочку движений, сопровождая их слогами. Например, нажимая последовательно на изображение большого, среднего, безымянного пальцев, произносит: «па — ка — ля». Ребенку предлагается повторить действия логопеда сразу после предъявления образца и с небольшим временным интервалом. Третий блок упражнений (направлен на усвоение способов трансформации) Упражнение 25 Цель. Воспроизводить ритмические ряды по образцу (речевому, зрительно-двигательному). Логопед предлагает ребенку последовательность действий: а) выложить разноцветную дорожку, слушая голоса б) «озвучить» эту дорожку с помощью звукоподражаний, нажимая пальчиком на каждый квадрат; в) воспроизвести серию движений (стучать кулачками Упражнение 26 Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по двигательному образцу. Логопед показывает цепочку движений (см. упражнение 22), побуждая ребенка воспроизводить соответствующий слоговой ряд. Например, два хлопка в ладоши, два стука по столу соответствуют слоговой цепочке «па — па — пу — пу». Упражнение 27 Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд с помощью зрительно-двигательных координации. 30 . Предварительный анализ образца включает узнавание и называние слогов с оппозиционными звуками, их соотнесение с дорожками заданной длины. Например, слогу «па» соответствует длинная дорожка, слогу «ба» — короткая. Ребенку предъявляются варианты дорожек, с помощью которых воспроизводятся слоговые ряды.
Образцы дорожек: а)__________________. _ б)__________. _________. _________. _ Упражнение 28 Цель. Воспроизводить ритмический ряд букв по образцу, заданному цветом. Предварительный анализ образца включает узнавание и называние букв, соотнесение буквы с заданным цветом (см. рис. 15). Ребенку предлагается запомнить цвет каждой буквы (зеленый, желтый, красный или любой другой). Затем образец закрывается листком бумаги, предъявляются строчки с различными ритмическими рисунками, которые необходимо «расшифровать», т. е. соотнести квадратик заданного цвета с соответствующей ему буквой и записать буквы в порядке их следования до конца строки. Усложненный вариант этого упражнения можно использовать в работе над просодическими компонентами речи, когда ребенку предлагается расставить ударение произвольно или в заданной позиции, разделить ряд на ритмические отрезки, воспроизвести последовательность звучания, соблюдая расставленное ударение, паузы (с фиксацией смены дыхательных пауз). Если ребенок испытывает затруднения в удержании ритмического ряда (пропускает элементы или вставляет лишние, путает порядок их следования), следует уменьшить количество элементов, составляющих ритмический ряд, увеличить количество вариантов ритмических рядов, включить дополнительные задания по самопроверке готовой работы и упражнений по принципу «корректурной пробы». Рис. 15 Упражнение 29 Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по образцу, заданному цветом. Предварительный анализ включает узнавание и воспроизведение слогов, соотнесение их с заданным цветом, установление последовательности и количества цветных кругов в каждом образце (см. рис. 16). Вариант 1. Ребенку предлагается заполнить строку в соответствии с образцом, обозначенным цветом, затем воспроизвести последовательность, используя слоги. Рис. 16 Образец данной карточки предлагается ребенку на этапе автоматизации звука «р» в слогах. Вариант 2 (усложненный). Ребенку предлагается «зашифровать» заданные слоги разноцветными кружками и заполнить строку по образцу с помощью этого «шифра». Образцом служит речь логопеда, который проговаривает ряд повторяющихся или чередующихся слогов и предлагает ребенку воспроизвести его на строке с помощью разноцветных кружков. Слоги проговариваются логопедом в темпе, оптимальном для ребенка. В качестве предварительной работы проводится совместное составление образца, когда каждому слогу присваивается кружок заданного цвета и его анализ (речевое планирование).
■ Упражнение 30 Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по образцу, заданному цветом. Предварительная работа описана в упражнениях 9 (пункт 1), 24. Ребенку предлагается последовательность действий (см. рис. 17): а) обвести ладошку на листе бумаги; б) раскрасить каждый пальчик своим цветом: большой — красным, указательный — желтым, средний — в) вспомнить слог, соответствующий каждому паль г) слушая цепочку слогов, рисовать кружочки заданно д) воспроизводить цепочку слогов, используя в качестве
Усложнение: за счет введения временного интервала на этапе г, между этапами г и д.
Организация и содержание II этапа Основными задачами второго этапа являются: 1) усвоение ритмических эталонов темпа (быстрого — 2) усвоение ритмического рисунка '(соотношения длительности и пауз); 3) формирование представления о ритмическом ударении. Все упражнения первого этапа выполнялись в комфортном, привычном для ребенка темпе, с сохранением определенной частоты многократно повторяемых действий. На втором этапе последовательно вводятся представления о быстром, медленном и умеренном темпах. Усвоение темповых характеристик осуществляется на противопоставлении быстрого и привычного темпа, медленного и привычного, быстрого и медленного. Устанавливается баланс между умеренным и привычным, комфортным для ребенка темпом. Все ритмические упражнения второго этапа построены на изменении интенсивности и амплитуды движения, голосовых модуляций, смены гласных, оппозиционных согласных и ударения в слоговых рядах, звукоряде слова. Выделение паузы в ритмическом ряду любой модальности (зрительной, двигательной, слуховой и т. п. ) осуществляется с максимальным привлечением внешних опор и постепенным их сворачиванием. Зрительные опоры в виде горок, синкопированных дорожек, двигательные — в виде поз и движений обеспечивают успешное усвоение ритмического рисунка. В ходе работы над просодическими компонентами речи (паузой, ударением) используются специальные знаки и условные обозначения, обеспечивающие зрительный контроль над организацией речевого потока. Эти упражнения способствуют развитию мелодико-интонационной стороны речи. Показателями результативности второго этапа являются: • сформированность фонематического контроля, когда • произвольность голосовых модуляций, когда ребенок • оживление мелодико-интонационной стороны речи (тем • усвоение специальных знаков, организующих речевой ■ Упражнение 32 Цель. Регулировать темп движений. Выполнение ручных проб — «кулак — колечко», «кулак — ребро ладони — ладонь» сопровождается звучанием метронома в заданном темпе. На первом этапе целесообразно использовать прием внешнего комментирования выполняемых действий. По мере усвоения и удержания ребенком заданного темпа организующую и контролирующую роль выполняет только звучание метронома. Затем ребенку предлагается выполнение ручных проб с изменением темпа, заданного звучанием метронома. ■ Упражнение 33 Цель. Регулировать темп речедвигательных координаций. Ребенок проговаривает слоговые цепочки, отхлопывая или отстукивая каждый слог в темпе, заданном метрономом. Координация речи, движения и звучания метронома в определенном темпе является промежуточным результатом данного упражнения.
Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа) Упражнение 31 Цель. Удерживать заданный темп движений. Ребенок выполняет координаторные движения (например, хлопает в ладоши, одновременно отстукивая ритм ногой). Логопед подбирает на метрономе темп, соответствующий индивидуальному темпу выполнения движений. Он побуждает ребенка прислушиваться к звуку метронома при выполнении данного упражнения и удерживать заданный темп.
Например: па па па па па па па-па-па-па-па-па-па-па-па-па-па Достижение конечного результата заключается в произвольном изменении темпа речи и движения в соответствии с изменением темпа звучания метронома.
Например: па-па-па Вариант. При выполнении упражнения производится учет количества слогов и движений. ■ Упражнение 34 Цель. Соотносить темп звучания со зрительно-двигательными координациями. Ребенку предлагается «рисовать» быструю и медленную музыку с помощью разноцветных штрихов. Предварительная работа заключается в прослушивании музыкального отрывка и подборе цветного карандаша или пастели. Быстрый темп звучания соотносится с частыми штриховыми движениями (ПШППППП), медленный — с редкими штриховыми движениями (111111). Вариант. Ребенок прослушивает новые музыкальные отрывки и подбирает к ним готовые рисунки. ■ Упражнение 35 Цель. Регулировать речевой темп с помощью зрительно-двигательных координаций (дорожек и лабиринтов). Предварительная работа заключается в заучивании скороговорок, коротких потешек, двустиший. Ребенку предлагается проговаривать знакомый текст, проводя пальцем по лабиринту или дорожке заданной длины. Основным условием выполнения этого упражнения является соотнесение речевого темпа с длиной дорожки (лабиринта): проводя пальцем по короткой дорожке (лабиринту), ребенок быстро произносит знакомый текст, длинная дорожка (лабиринт) соответствует медленному темпу произнесения. Второй блок упражнений (направлен на формирование представлений Упражнение 36 Цель. Выделять паузу в ритмическом двигательном ряду. Ребенку предлагается отхлопать (отстучать) заданный ритм, комментируя каждое движение: «Раз, два, пауза... » Энергичные хлопки (постукивания) сменяются паузой — сжиманием рук в «замочек» или плавным фиксирующим движением обеих рук по столу. По мере усвоения ритмического ряда из цепочки движений исключается движение, обозначающее паузу, затем сворачивается внешнее комментирование: «Раз, два, пауза». Усложнение: Смена повторяющегося ритма чередующимся: а) раз — пауза — раз, два — пауза, б) раз, два, три — пауза — раз — пауза, в) раз — пауза — раз, два — пауза — раз -—пауза — Упражнение 37 Цель. Выделять паузу в ритмическом зрительном ряду. Ребенку предлагается воспроизвести синкопированную дорожку из счетных палочек (мозаики, геометрических форм) по образцу (см. рис. 18). Предварительный анализ образца включает выделение и комментированный показ каждого элемента ритмического ряда, включая паузу. Основным условием выполнения этого упражнения является речевое сопровождение каждого действия, например: «Две палочки — пауза, одна палочка — пауза... »
Вариант 1. Логопед предъявляет образец синкопированной дорожки, выполненный из мозаики, и предлагает ребенку воспроизвести такой же ряд из счетных палочек или геометрических форм. Вариант 2. После предварительного анализа образец закрывается экраном, и ребенок воспроизводит дорожку по памяти. Упражнение 38 Цель. Выделять паузу в ритмическом слуховом ряду. Ребенку предлагается воспроизвести звучание музыкального инструмента (барабана) по подражанию. Ритмический ряд составляется путем чередования заданного количества звуков и пауз. Пауза соотносится с определенным движением: взмахом рук с палочками, притопыванием и др. Упражнение 39 Цель. Выделять паузу в ритмическом речевом ряду. «Поющие лабиринты»: ребенку предлагается петь гласные звуки (слоги), проводя пальцем по лабиринту или дорожке, разделенной вертикальными линиями на отрезки (см. рис. 19). Каждая вертикальная линия соответствует «остановке» (паузе). Продолжительность фонации соразмерна длине каждого отрезка. «Остановка> чвыделяется движением пальца по вертикальной линии и паузой в фонации. Рис. 19 Упражнение 40 Цель. Воспроизводить двигательные, звуковые и речевые ритмические ряды по зрительному образцу. Ребенку предъявляется карточка с четырьмя-восемью вариантами ритмических рядов, проводится предварительный анализ каждого варианта, предлагается его отхлопать. 1. II II II II II II II II II II II 2. I II I II I II I И I II I И I П I П I 3. III I III I III I III I III I III I III I 4. I II II I II II I II II I II II I 5. I I III I I III I I III I I III I I Ш I I Ш 6. III II I III II I III II I Ш II I III II I 7. II III II I II III II I II III II I II Ш I 8. I III I II I III I II I III I II I III I И I Ш I Вариант 1. Озвучить каждый ряд с помощью бубна или барабана. Вариант 2. Озвучить каждый ряд с помощью заданного слога. Упражнение 41 Цель. Выделять зрительный ритмический ряд по заданному образцу (двигательному, слуховому, речевому). Предварительная работа заключается в анализе ритмических рядов, выполненных из счетных палочек (протяженность рядов при необходимости может увеличиваться): а) II I II I II I II I II I II I II I б) I III I III I III I III I III I III I III Логопед воспроизводит ритмический рисунок движений (два раза хлопает — пауза — один раз хлопает — пауза) и предлагает ребенку выбрать соответствующий ему зрительный ритмический ряд. Рис. 21 Упражнение 42 Цель. Сохранять паузу при трансформации ритмических рядов. В качестве образца ребенку предъявляется ряд движений (два хлопка — пауза — один хлопок — пауза) и предлагается выложить такой же ряд из палочек или карандашей (II I II I). Расстояние между палочками, т. е. пауза, фиксируется ладошкой ребенка. По заданной зрительной схеме ребенок воспроизводит ритмический рисунок звучания музыкального инструмента.
Вариант 1. Логопед дает образец звучания бубна или барабана (непрерывное или ритмичное, с паузами) и предъявляет две дорожки, выполненные из мозаики (одна — непрерывная, другая — синкопированная) (см. рис. 20). Ребенок выбирает дорожку, соответствующую звучанию бубна. Рис. 20 Вариант 2. Логопед предъявляет две дорожки с различным ритмическим рисунком, выполненные из геометрических форм (см. рис. 21), и предлагает ребенку выбрать ту, которая соответствует слоговому ряду: ля — ля, ля — ля, ля — ля. Третий блок упражнений
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|