Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Движения. Упражнение 14. Увеличение количества звукоподражаний и движений, участвующих в составлении ритмического ряда, наруше­ние ритмических координации




Движения

хлопки ладонью по столу

хлопки в ладоши

постукивание кулаком по столу

Усложнение:

Увеличение количества звукоподражаний и движений, участвующих в составлении ритмического ряда, наруше­ние ритмических координации: несоответствие звукопод­ражания и движения, когда ребенок исправляет ошибки взрослого.

Упражнение 14

Цель. Соотносить ритм повторяющихся и чередующих­ся звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам с ритмом выбранных на основе зрительного вос­приятия геометрических форм.

Звукоподражания голосам животных, птиц, бытовым шумам соотносятся с геометрическими формами. Напри­мер, мычание коровы — с квадратом, мяуканье кошки — округом.


Упражнение 15

Цель. Соотносить ритм движений со слуховым рит­мом.

«Разноцветные штрихи»: ребенку предлагается рисо­вать мелками, пастелью, простым карандашом штрихи (клубочки) тогда, когда он услышит звук музыкального инструмента (колокольчика, бубна, свистка) либо музы­кального отрывка («Дождик», «Полечка» и др. ).

Вариант. «Веселые печати»: ребенку предлагается «пе­чатать» на листе бумаги веселые картинки, когда он слы­шит звук бубна (барабана).

Основным условием выполнения этого упражнения является координация звучания инструмента (музыкаль­ного отрывка) с движением руки. Игровые приемы «Раз­ноцветные штрихи», «Веселые печати» включаются в ра­боту над слуховым восприятием.

Усложнение:

Предъявляется непрерывное чередование громкого и тихого звучания музыкального инструмента (бубна) или звуковой коробочки. Слушая его, ребенок проводит линии


без отрыва от листа бумаги (доски) (см. рис. 11). Основ­ным условием выполнения данного упражнения является соотнесение громкости звучания и силы нажима при напи­сании линий: громкое звучание соответствует написанию линии сверху вниз с сильным нажимом, слабое звучание — линии снизу вверх со слабым нажимом.

Рис. 11

  Упражнение 16

Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.

Ребенку предлагается дорисовывать предметные изо­бражения (заборчики, полосатые коврики для куклы), про­водя вертикальные линии (см. рис. 12):

Рис. 12

а) с фиксацией начала и конца движения;

б) с заданными параметрами (высокие — низкие за­борчики, длинные — короткие коврики).

Рисование вертикальных линий сопровождается рече­вым комментарием в виде эмоциональных восклицаний


(«опа»), звукоподражаний («кап»), слоговых рядов, фра­зы («Сверху вниз»).

Вариант. Ребенку предлагается дорисовывать предмет­ные изображения (лесенки, полочки для шкафчика и др. ), проводя горизонтальные линии:

а) с фиксацией начала и конца движения,

б) с заданными параметрами (узкие — широкие, длин­ные — короткие лесенки или полочки).

Рисование горизонтальных линий сопровождается ре­чевым комментарием в виде эмоциональных восклицаний («опа»), звукоподражаний («топ»), слоговых рядов, фразы («Слева направо»).

Основным условием выполнения этого упражнения яв­ляется координация движения руки и речи.

Упражнение 17

Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.


Ребенку предлагается нарисовать заборчик, проводя линии без отрыва от листа бумаги (доски) (см. рис. 13). Рисование сопровождается речевым комментарием («раз и»). На «раз» он проводит линию сверху вниз с силь­ным нажимом, на «и» — линию снизу вверх со слабым нажимом.

Рис. 13

Рис. 14

Усложнение:

«Дракоша»: ребенку предлагается нарисовать дракошу, проводя линии без отрыва от листа бумаги (доски) (см. рис. 14). Каждая линия с нажимом короче предыдущей на


1/2 (1/3). Рисование сопровождается речевым коммента­рием «и_ раз».

Упражнение 18

Цель. Соотносить ритм движений с ритмом автомати­зированных речевых рядов (пересчетом).

Ребенку предлагается выполнять цепочку повторяющих­ся или чередующихся движений в соответствии с речевой инструкцией: «Хлопни в ладоши два раза, стукни ладош­ками по столу три раза. Повтори несколько раз эти дви­жения со счетом». Ребенок хлопает в ладоши, сопровож­дая каждое движение пересчетом: «Раз, два», стучит ла­дошками три раза по столу: «Раз, два, три». Темп выполнения движений задается темпом пересчета.

  Упражнение 19                               

Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотне­сения движений и фонации.

Предварительная работа заключается в усвоении при­емов фонетической ритмики, направленной на синхрониза­цию моторного комплекса (артикуляции и движения рука­ми), фонации и дыхания.

Вариант 1. Построение ритмического ряда из двух по­следовательно произносимых звуков и его воспроизведе­ние с опорой на моторный комплекс.

Например, логопед показывает движения руками, побуж­дая ребенка к воспроизведению ритмического ряда: «ау». На «а» — разводить руки в стороны, на «у» — вытягивать руки вперед из положения «ладошки на уголках рта».

Вариант 2. Построение и воспроизведение ритмического ряда, состоящего из двух последовательно производимых дви­жений с опорой на фонацию. Логопед проговаривает цепочку 26


гласных звуков, побуждая ребенка к скоординированному воспроизведению звукового и моторного комплекса.

Вариант 3 (коллективные формы). Повторение ком­плекса по цепочке: логопед показывает одному ребенку, тот — своему соседу и т. д. Последний ребенок показыва­ет движение логопеду и воспроизводит звучание.

Вариант 4. Воспроизведение звукового ряда с помощью образца движения.

Логопед показывает движение руками и артикуляцию звукового ряда (беззвучно), предлагая ребенку громко по­вторить заданный ряд, как в сочетании с движением, так и без него, с небольшим временным интервалом.

Вариант 5. Логопед показывает артикуляцию звуко­вого ряда (беззвучно), предлагая ребенку громко повторить этот ряд наоборот: «ау у а, у и — иу, аи иа, оу уо». В случае ошибки ребенка можно сопровождать предъявле­ние звуков соответствующими движениями (как со сторо­ны педагога, так и со стороны ребенка).

По мере усвоения ребенком данного комплекса упраж­нений звуковой материал включается в дыхательную и го­лосовую гимнастику.

Упражнение 20

Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотне­сения буквы и звука.

Ребенку предлагается выстроить буквенный ряд по об­разцу или речевой инструкции, используя буквы из маг­нитной азбуки.

Варианты инструкций:

Найди и поставь сначала букву «а», потом букву «у». Рядом с буквой «у» поставь букву «а». Продолжи этот ряд.


Найди и поставь букву «у», слева от нее поставь букву «а», справа букву «а».

Ребенок составляет ритмический ряд и напевно озву­чивает каждый его элемент. Основным условием выпол­нения этого упражнения является соблюдение приемов дыхательной гимнастики, когда заданный ритмический ряд произносится на одном выдохе.

Усложнение:

Включение движений фонетической ритмики при озву­чивании зрительного ряда.

  Упражнение 21

Цель. Соотносить ритмический зрительный ряд с рече­вым ритмом.

Ребенку предлагается «зашифровать» заданные слоги разноцветными кружками и с помощью этого «шифра» заполнить строку по образцу. Образцом служит речь логопеда, который проговаривает ритмический ряд повто­ряющихся или чередующихся слогов, предлагая ребенку воспроизвести его на строке с помощью разноцветных кружков. Слоги проговариваются логопедом в темпе, опти­мальном для ребенка. В качестве предварительной рабо­ты проводится совместное составление образца, когда каж­дому слогу присваивается кружок заданного цвета и его анализ (речевое планирование).

Упражнение 22

Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.

Ребенку предлагается проговаривать цепочку слогов, соблюдая условие: слоги со звуком «а» проговаривать, от­хлопывая в ладоши, слоги со звуком «у» — отстукивая по столу:

а) па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу;

б) па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу;


в) пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па;

г) пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу.

 Упражнение 23

Цель. Соотносить речевой ритм со зрительно-двигатель­ными координациями.

«Звуковые дорожки»: ребенку предлагается напевно произносить гласные звуки (слоги), проводя пальцем по дорожке. Основное условие: соотносить продолжительность звучания с длиной дорожки (голос звучит, пока движется рука по дорожке).

а)

Упражнение 24

Цель. Соотносить ритм движений со зрительно-рече­выми координациями.

Предварительно логопед обводит на листе бумаги ла­дошку ребенка, предлагает показать на рисунке каждый пальчик и назвать соответствующий ему слог (см. упраж­нение 9, пункт 1). Используя рисунок, логопед показывает цепочку движений, сопровождая их слогами. Например, на­жимая последовательно на изображение большого, средне­го, безымянного пальцев, произносит: «па — ка ля». Ре­бенку предлагается повторить действия логопеда сразу по­сле предъявления образца и с небольшим временным интервалом.


Третий блок упражнений (направлен на усвоение способов трансформации)

  Упражнение 25

Цель. Воспроизводить ритмические ряды по образцу (речевому, зрительно-двигательному).

Логопед предлагает ребенку последовательность дей­ствий:

а) выложить разноцветную дорожку, слушая голоса
животных (каждому звукоподражанию соответствует опре­деленный цвет квадрата);

б) «озвучить» эту дорожку с помощью звукоподража­ний, нажимая пальчиком на каждый квадрат;

в) воспроизвести серию движений (стучать кулачками
на звукоподражание «му», хлопать в ладоши на звукопод­ражание «ме») с одновременным проговариванием звуко­подражаний, используя в качестве образца разноцветную
'дорожку.

  Упражнение 26

Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по дви­гательному образцу.

Логопед показывает цепочку движений (см. упражне­ние 22), побуждая ребенка воспроизводить соответствую­щий слоговой ряд. Например, два хлопка в ладоши, два стука по столу соответствуют слоговой цепочке «па па пу пу».

Упражнение 27

Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд с по­мощью зрительно-двигательных координации.

30                                                                                                .


Предварительный анализ образца включает узнавание и называние слогов с оппозиционными звуками, их соотне­сение с дорожками заданной длины. Например, слогу «па» соответствует длинная дорожка, слогу «ба» — короткая.

Ребенку предъявляются варианты дорожек, с помощью которых воспроизводятся слоговые ряды.

Образцы дорожек:

а)__________________. _

б)__________. _________. _________. _

  Упражнение 28

Цель. Воспроизводить ритмический ряд букв по образ­цу, заданному цветом.

Предварительный анализ образца включает узнавание и называние букв, соотнесение буквы с заданным цветом (см. рис. 15). Ребенку предлагается запомнить цвет каж­дой буквы (зеленый, желтый, красный или любой другой). Затем образец закрывается листком бумаги, предъявля­ются строчки с различными ритмическими рисунками, ко­торые необходимо «расшифровать», т. е. соотнести квад­ратик заданного цвета с соответствующей ему буквой и за­писать буквы в порядке их следования до конца строки.

Усложненный вариант этого упражнения можно ис­пользовать в работе над просодическими компонентами речи, когда ребенку предлагается расставить ударение про­извольно или в заданной позиции, разделить ряд на ритми­ческие отрезки, воспроизвести последовательность звуча­ния, соблюдая расставленное ударение, паузы (с фиксацией смены дыхательных пауз).

Если ребенок испытывает затруднения в удержании рит­мического ряда (пропускает элементы или вставляет лиш­ние, путает порядок их следования), следует уменьшить ко­личество элементов, составляющих ритмический ряд, уве­личить количество вариантов ритмических рядов, включить дополнительные задания по самопроверке готовой работы и упражнений по принципу «корректурной пробы».


Рис. 15

 Упражнение 29

Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по об­разцу, заданному цветом.

Предварительный анализ включает узнавание и воспро­изведение слогов, соотнесение их с заданным цветом, уста­новление последовательности и количества цветных кру­гов в каждом образце (см. рис. 16).

Вариант 1. Ребенку предлагается заполнить строку в соответствии с образцом, обозначенным цветом, затем вос­произвести последовательность, используя слоги.


Рис. 16

Образец данной карточки предлагается ребенку на эта­пе автоматизации звука «р» в слогах.

Вариант 2 (усложненный). Ребенку предлагается «за­шифровать» заданные слоги разноцветными кружками и заполнить строку по образцу с помощью этого «шифра». Образцом служит речь логопеда, который проговаривает ряд повторяющихся или чередующихся слогов и предла­гает ребенку воспроизвести его на строке с помощью раз­ноцветных кружков. Слоги проговариваются логопедом в темпе, оптимальном для ребенка. В качестве предваритель­ной работы проводится совместное составление образца, когда каждому слогу присваивается кружок заданного цве­та и его анализ (речевое планирование).


 


Упражнение 30

Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по об­разцу, заданному цветом.

Предварительная работа описана в упражнениях 9 (пункт 1), 24.

Ребенку предлагается последовательность действий (см. рис. 17):

а) обвести ладошку на листе бумаги;

б) раскрасить каждый пальчик своим цветом: боль­шой — красным, указательный — желтым, средний —
зеленым, безымянный — синим, мизинец — черным;

в) вспомнить слог, соответствующий каждому паль­
чику;

г) слушая цепочку слогов, рисовать кружочки заданно­
го цвета;

д) воспроизводить цепочку слогов, используя в качестве
образца строку цветных кружочков.


Рис. 17


Усложнение: за счет введения временного интервала на этапе г, между этапами г и д.


 

Организация и содержание II этапа

Основными задачами второго этапа являются:

1) усвоение ритмических эталонов темпа (быстрого —
медленного — умеренного) и метра (чередования акценти­рованных и неакцентированных долей, паузирования);

2) усвоение ритмического рисунка '(соотношения дли­тельности и пауз);

3) формирование представления о ритмическом ударе­нии.

Все упражнения первого этапа выполнялись в комфорт­ном, привычном для ребенка темпе, с сохранением опреде­ленной частоты многократно повторяемых действий. На втором этапе последовательно вводятся представления о быстром, медленном и умеренном темпах. Усвоение тем­повых характеристик осуществляется на противопостав­лении быстрого и привычного темпа, медленного и при­вычного, быстрого и медленного. Устанавливается баланс между умеренным и привычным, комфортным для ребен­ка темпом.

Все ритмические упражнения второго этапа построены на изменении интенсивности и амплитуды движения, голо­совых модуляций, смены гласных, оппозиционных соглас­ных и ударения в слоговых рядах, звукоряде слова. Выде­ление паузы в ритмическом ряду любой модальности (зри­тельной, двигательной, слуховой и т. п. ) осуществляется с максимальным привлечением внешних опор и постепен­ным их сворачиванием. Зрительные опоры в виде горок, синкопированных дорожек, двигательные — в виде поз и


движений обеспечивают успешное усвоение ритмического рисунка.

В ходе работы над просодическими компонентами речи (паузой, ударением) используются специальные знаки и условные обозначения, обеспечивающие зрительный конт­роль над организацией речевого потока.

Эти упражнения способствуют развитию мелодико-ин­тонационной стороны речи.

Показателями результативности второго этапа явля­ются:

• сформированность фонематического контроля, когда
ребенок различает и правильно произносит слоги с глас­ными и оппозиционными согласными;

• произвольность голосовых модуляций, когда ребенок
произвольно регулирует силу и высоту голоса;

• оживление мелодико-интонационной стороны речи (тем­
па, метра и ударения);

• усвоение специальных знаков, организующих речевой
поток (ударение, пауза, понижение/повышение интона­ции).


Упражнение 32                                                   

Цель. Регулировать темп движений.

Выполнение ручных проб — «кулак — колечко», «ку­лак — ребро ладони — ладонь» сопровождается звучани­ем метронома в заданном темпе. На первом этапе целесо­образно использовать прием внешнего комментирования выполняемых действий. По мере усвоения и удержания ребенком заданного темпа организующую и контролиру­ющую роль выполняет только звучание метронома. Затем ребенку предлагается выполнение ручных проб с измене­нием темпа, заданного звучанием метронома.

Упражнение 33

Цель. Регулировать темп речедвигательных координа­ций.

Ребенок проговаривает слоговые цепочки, отхлопывая или отстукивая каждый слог в темпе, заданном метроно­мом. Координация речи, движения и звучания метронома в определенном темпе является промежуточным резуль­татом данного упражнения.


 


  Первый блок упражнений  (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа)

  Упражнение 31

Цель. Удерживать заданный темп движений.

Ребенок выполняет координаторные движения (например, хлопает в ладоши, одновременно отстукивая ритм ногой). Логопед подбирает на метрономе темп, соответствующий ин­дивидуальному темпу выполнения движений. Он побуждает ребенка прислушиваться к звуку метронома при выполне­нии данного упражнения и удерживать заданный темп.


 

па

Например:

па  па  па  па  па  па

па-па-па-па-па-па-па-па-па-па-па

Достижение конечного результата заключается в про­извольном изменении темпа речи и движения в соответ­ствии с изменением темпа звучания метронома.

па

па

па

па-па-па

Например: па-па-па

Вариант. При выполнении упражнения производится учет количества слогов и движений.


Упражнение 34

Цель. Соотносить темп звучания со зрительно-двига­тельными координациями.

Ребенку предлагается «рисовать» быструю и медлен­ную музыку с помощью разноцветных штрихов. Предва­рительная работа заключается в прослушивании музыкаль­ного отрывка и подборе цветного карандаша или пастели.

Быстрый темп звучания соотносится с частыми штри­ховыми движениями (ПШППППП), медленный — с ред­кими штриховыми движениями (111111).

Вариант. Ребенок прослушивает новые музыкальные отрывки и подбирает к ним готовые рисунки.

Упражнение 35

Цель. Регулировать речевой темп с помощью зритель­но-двигательных координаций (дорожек и лабиринтов).

Предварительная работа заключается в заучивании скороговорок, коротких потешек, двустиший.

Ребенку предлагается проговаривать знакомый текст, проводя пальцем по лабиринту или дорожке заданной дли­ны. Основным условием выполнения этого упражнения является соотнесение речевого темпа с длиной дорожки (ла­биринта): проводя пальцем по короткой дорожке (лаби­ринту), ребенок быстро произносит знакомый текст, длин­ная дорожка (лабиринт) соответствует медленному темпу произнесения.


 Второй блок упражнений

(направлен на формирование представлений
о паузировании)                        

  Упражнение 36

Цель. Выделять паузу в ритмическом двигательном ряду.

Ребенку предлагается отхлопать (отстучать) заданный ритм, комментируя каждое движение: «Раз, два, пауза... » Энергичные хлопки (постукивания) сменяются паузой — сжиманием рук в «замочек» или плавным фиксирующим движением обеих рук по столу.

По мере усвоения ритмического ряда из цепочки дви­жений исключается движение, обозначающее паузу, затем сворачивается внешнее комментирование: «Раз, два, пауза».

Усложнение:

Смена повторяющегося ритма чередующимся:

а) раз — пауза — раз, два — пауза,

б) раз, два, три — пауза — раз — пауза,

в) раз — пауза — раз, два — пауза — раз -—пауза —
раз — пауза.

  Упражнение 37

Цель. Выделять паузу в ритмическом зрительном ряду.

Ребенку предлагается воспроизвести синкопированную дорожку из счетных палочек (мозаики, геометрических форм) по образцу (см. рис. 18). Предварительный анализ образца включает выделение и комментированный показ каждого элемента ритмического ряда, включая паузу. Основным условием выполнения этого упражнения явля­ется речевое сопровождение каждого действия, например: «Две палочки пауза, одна палочка пауза... »


 







Вариант 1. Логопед предъявляет образец синкопиро­ванной дорожки, выполненный из мозаики, и предлагает ребенку воспроизвести такой же ряд из счетных палочек или геометрических форм.

Вариант 2. После предварительного анализа образец закрывается экраном, и ребенок воспроизводит дорожку по памяти.

  Упражнение 38

Цель. Выделять паузу в ритмическом слуховом ряду.

Ребенку предлагается воспроизвести звучание музыкаль­ного инструмента (барабана) по подражанию. Ритмический ряд составляется путем чередования заданного количества звуков и пауз. Пауза соотносится с определенным движе­нием: взмахом рук с палочками, притопыванием и др.

  Упражнение 39

Цель. Выделять паузу в ритмическом речевом ряду.

«Поющие лабиринты»: ребенку предлагается петь глас­ные звуки (слоги), проводя пальцем по лабиринту или до­рожке, разделенной вертикальными линиями на отрезки


(см. рис. 19). Каждая вертикальная линия соответствует «остановке» (паузе). Продолжительность фонации сораз­мерна длине каждого отрезка. «Остановка> чвыделяется дви­жением пальца по вертикальной линии и паузой в фона­ции.

Рис. 19

  Упражнение 40

Цель. Воспроизводить двигательные, звуковые и рече­вые ритмические ряды по зрительному образцу.

Ребенку предъявляется карточка с четырьмя-восемью вариантами ритмических рядов, проводится предваритель­ный анализ каждого варианта, предлагается его отхлопать.

1. II II II II II II II II II II II

2. I II I II I II I И I II I И I П I П I

3. III I III I III I III I III I III I III I

4. I II II I II II I II II I II II I

5. I I III I I III I I III I I III I I Ш I I Ш

6. III II I III II I III II I Ш II I III II I

7. II III II I II III II I II III II I II Ш I

8. I III I II I III I II I III I II I III I И I Ш I

Вариант 1. Озвучить каждый ряд с помощью бубна или барабана.

Вариант 2. Озвучить каждый ряд с помощью заданно­го слога.


 Упражнение 41

Цель. Выделять зрительный ритмический ряд по за­данному образцу (двигательному, слуховому, речевому).

Предварительная работа заключается в анализе рит­мических рядов, выполненных из счетных палочек (про­тяженность рядов при необходимости может увеличи­ваться):

а) II I II I II I II I II I II I II I

б) I III I III I III I III I III I III I III

Логопед воспроизводит ритмический рисунок движений (два раза хлопает — пауза — один раз хлопает — пауза) и предлагает ребенку выбрать соответствующий ему зри­тельный ритмический ряд.


Рис. 21

 Упражнение 42

Цель. Сохранять паузу при трансформации ритмиче­ских рядов.

В качестве образца ребенку предъявляется ряд движе­ний (два хлопка — пауза — один хлопок — пауза) и пред­лагается выложить такой же ряд из палочек или каранда­шей (II I II I). Расстояние между палочками, т. е. пау­за, фиксируется ладошкой ребенка. По заданной зрительной схеме ребенок воспроизводит ритмический рисунок звуча­ния музыкального инструмента.


 


 

Вариант 1. Логопед дает образец звучания бубна или барабана (непрерывное или ритмичное, с паузами) и предъявляет две дорожки, выполненные из мозаики (одна — непрерывная, другая — синкопированная) (см. рис. 20). Ребенок выбирает дорожку, соответствующую зву­чанию бубна.

                                           
             
   


Рис. 20

Вариант 2. Логопед предъявляет две дорожки с раз­личным ритмическим рисунком, выполненные из геомет­рических форм (см. рис. 21), и предлагает ребенку выбрать ту, которая соответствует слоговому ряду: ля ля, ля

ля, ля — ля.


 Третий блок упражнений

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...