Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Упражнение 71. б) составить его схему, используя специальные знаки; . Приложение. Логопедическая щетка-«ежик»




 Упражнение 71

Цель. Изменять местоположение ударного слога в структуре слова.

Ребенку предлагается последовательность действий:

а) проговорить (прочитать) слово с соблюдением пра­
вил орфографии;

б) составить его схему, используя специальные знаки;

в) изменить местоположение знака ударения в схеме;

г) воспроизвести слово в соответствии с изменениями.
Например: МАЛИНА (см. рис. 26).

Рис. 26

В случае затруднения используется помощь в виде содружественных движений руками при чтении (проговаривании) слова. Ударный слог выделяется силовым напря­жением отхлопывающих движений.

Усложнение:

Смена ударения в парах слов.

Например:

В ходе выполнения упражнения уточняется семанти­ческое значение каждого слова.


 


Упражнение 72

Цель. Составлять слово из заданных слогов.

Ребенку предлагается выделить ударные слоги в сло­вах «капуста» и «шарик», выложить эти слоги из букв магнитной азбуки или счетных палочек, составить из них новое слово «каша».

Вариант 1. Составить слово, используя первый слог каж­дого слова: улей, лицо, царица улица.

Вариант 2. Составить новое слово, выбирая необходи­мый слог из каждого слова: коза, канава, весна занавес.

  Упражнение 73

Цель. Изменять ритмическую структуру слова, исполь­зуя заданный алгоритм.

Ребенку предлагается последовательность действий:

а) выбрать из хаотично лежащих в коробке предмет­ных картинок (карточек со словами) ту, которая содержит
односоставное слово;

б) составить схему, используя специальные знаки;

в) «вырастить» из слова двух- и трехсложные слова,
наращивая слоговую структуру;

г) составить схему к каждому варианту, сравнить полу­чившиеся схемы, например: ДОМ ДО МИК ДО МИ КИ
(см. рис. 27);

Рис. 27

д) «вырастить» новые слова, используя эти схемы. Слова: сом, сад, рот, кот, нос, лист, куст, бант, мост, крест, стол, стул, гном и др.


Приложение

Логопедическая щетка-«ежик»

Рабочую поверхность щетки-«ежика» можно изготовить из массажной щетки для волос. Для этого используется резиновая основа с деревянными зубцами. Площадь поверх­ности щетки по возможности должна соответствовать пло­щади поверхности ладони и пальцев ребенка. На обратную сторону резиновой основы приклеивается линолеум или толстый войлок для придания «ежику» жесткой формы. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щет­ки к поверхности ладони (большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях: зуб­цами к ладони и зубцами наружу.

В упражнениях используются попеременные и синхрон­ные движения обеими руками. В случае резкого ограниче­ния подвижности рук логопед помогает ребенку, используя совмещенные действия. На первых этапах работы продол­жительность упражнения с щеткой-«ежиком» не регламен­тируется временем и количеством повторений, но зависит от эмоционального настроя ребенка, его готовности к со­вместным действиям.

Рис. 28


Щетка-«ежик» может быть использована как вспомо­
гательное средство в ходе формирования ритма движений,
усвоения слоговой структуры слов.                            ,

 

 
Литература

1. Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. Как эффективно подгото­вить ребенка к школе. Обучение чтению, предупреждающее
появление дисграфических ошибок / оформление обложки
А. Лурье, А. Олексенко. СПб.: Лань, 1998.

2. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика раз­
вития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи /
под ред. Л. И. Беляковой. М.: Книголюб, 2004.

3. Визель Т. Г. Как вернуть речь. М.: ЭКСМО-Пресс: В. Секачев,
2001.

4. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: по­собие для учителя. М.: Владос, 1996.

5. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш.
учеб. заведений. М.: Владос, 2002.

6. Калинина И. Л. Учим детей читать и писать: книга для роди­телей, учителей начальных классов и логопедов. 3-е изд. М.:
Флинта, 1998.

7. Козырева Л. М. Логопедическое пособие: звуковые разминки
и упражнения для совершенствования навыков техники чте­ния. М.: Издат-Школа, 2004.

8. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь,
2003.

9. Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение: пособие для
логопедов и родителей. СПб.: Дельта, 1997.

10. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для
развития речи: пособие для логопедов и родителей. М.: Аква­
риум, 1995.

11. Медникова Л. С. К проблеме развития ритмической способно­сти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью //
Дефектология. 2001. № 6.

12. Медникова Л. С. Развитие чувства ритма у дошкольников с
отставанием в умственном развитии: дис. канд. пед. наук.
М., 1996.

13. Методы изучения и преодоления речевых расстройств // Меж-
вуз. сб. научн. трудов. 1994.

14. Особенности формирования психических процессов у детей с
нарушением умственного и физического развития. Минск,
1987.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...