Упражнение 61. Второй блок упражнений. (направлен на слоговой и звукобуквенный. анализ слова). Вариант. Узнавать и выделять слова с различной слогоритмической структурой в буквенном ряду.
Упражнение 61 Цель. Выделять заданное слово из ряда букв. Предварительная работа заключается в кратковременном (2-4 с) предъявлении карточки с заданным словом. Ребенку предлагается узнать и назвать слово; на строке, заполненной буквами, выделить его и обвести (подчеркнуть) цветным карандашом. Например: ДОМКАОДЖТСЫВАОДОМЯФДЗИМКУАЛДОМХЖДОМ Вариант. Узнавать и выделять слова с различной слогоритмической структурой в буквенном ряду. Например: СВЕУЛАКБЫПОВОРОТАУКОНОЛСОНФЭЦУЧАСЩУЕТ Второй блок упражнений (направлен на слоговой и звукобуквенный анализ слова) Упражнение 62 Цель. Воспроизводить слоговую структуру слова с опорой на движение. Логопед предлагает ребенку разделить слово на слоги, проговаривая каждый слог по очереди. Очередность произнесения определяет логопед, используя «салящие» движения рукой (с помощью такого приема выбирается водящий в любой подвижной игре). Вначале отрабатывается схема, по которой ребенок проговаривает первый слог, фиксирует и повторяет его после произнесения всего слова. Затем очередность произнесения слова меняется. Усложнение: Каждый участник игры выкладывает из букв магнитной азбуки тот слог, который произносил. Упражнение 65 Цель. Соотносить слова со схемой, выполненной из гласных букв. Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке карточки со словами или предметные картинки, проговаривает (читает) каждое слово, соотнося его с заданной схемой. Подходящие картинки он кладет рядом со схемой, «лишние» убирает в отдельную стопку. Предварительная работа заключается в построении схемы из заданных гласных и формулировании игровой задачи: подобрать к схеме подходящие слова. Слова должны быть хорошо знакомы ребенку.
Упражнение 63 Цель. Составлять схему слоговой структуры слова. Послоговое проговаривание слова сопровождается составлением схемы и ее анализом (пересчетом количества составляющих, определением их местоположения путем соотнесения с порядковым числительным). Например: в слове «собака» три слога — первый «со», второй «ба», третий «ка». Вопросы ребенку: — Назови первый (второй, третий) слог. — Какой по счету слог «ба» («ка» «со»)? Упражнение 64 Цель. Трансформировать слоговую схему слова. Ребенку предлагается последовательность действий: произнести слово по слогам, выложить его схему из счетных палочек (карандашей); определить и назвать каждый слог, выделив гласные; соотнести каждую часть схемы с гласной, выложить гласные буквы. Например: СО — РО — КА 54 ' Упражнение 66 Цель. Дифференцировать слова в соответствии со схемами, выполненными из гласных букв. Ребенку предъявляются две (три) схемы, усвоенные на предыдущих занятиях. Задание заключается в распределении предметных картинок (карточек со словами) к каждой схеме. Набор картинок (карточек) включает «лишние» слова, не подходящие к предлагаемым схемам. Слова: рука, арбуз, сумка, куртка, кактус, шалун, каблук, будка, луна, булка, парус, барсук. Упражнение 67 Цель. Различать слова-паронимы. Логопед произносит цепочку слов и предлагает ребенку выбрать слово, которое отличается от остальных. Например: катушка — катушка — подушка — катушка удочка — уточка — удочка — удочка совок — совок — сапог — совок Например: баран, банан, батон, рыба, шуба, верба, бабушка, барабан, собака, колбаса.
При составлении схемы из квадратикрв или счетных палочек заданный слог выделяется контрастным цветом или величиной.
Третий блок упражнений (направлен на выделение морфологических признаков слова) Упражнение 68 Цель. Выделять заданный слог в структуре слова. Ребенку предлагается проговаривать слово по слогам, изменяя силу голоса на заданный слог (например, первый слог — громко, остальные — шепотом). Подбор слов может быть хаотичным или ориентированным на автоматизацию поставленного звука, анализ слов с одинаковой сло-горитмической структурой, например: батон, вагон, балкон, закон, содержащих одинаковые слоги: роза, коза, гроза, глаза; косы, весы, бусы, носы, усы. Вариант. Громко произносить только второй (первый или третий) слог каждого слова. Упражнение 70 Цель. Выделять ударный слог в структуре слова. Ребенку предлагается, используя движение и специальные знаки, выделять ударный слог в словах с одинаковой слогоритмической структурой {сорока, дорога, ворота, корона и пр. ). Работая с предметными картинками, он проговаривает слово, отхлопывая или отстукивая каждый слог. Слог в ударной позиции произносится с широкой амплитудой движения. При составлении Схемы слова ударный слог выделяется контрастным цветом, формой или величиной. Чтение каждого слова сопровождается расстановкой знака ударения. Усложнение: Дифференциация слов в соответствии с местоположением ударного слога в структуре слова. При выполнении этого задания ребенок ориентируется на схему, где ударный слог выделен контрастным цветом, формой или величиной. Например: ДО-РО-ГА (см. рис. 25).
■ Упражнение 69 Цель. Определять место заданного слога в структуре слова. Ребенок выбирает хаотично лежащие в коробке предметные картинки или карточки со словами, содержащими заданный слог; проговаривает (читает) каждое слово, составляет его схему; выделяет заданный слог и определяет его местоположение в структуре слова. В упражнении используются слова с различной слогоритмической структурой. Рис. 25
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|