Тема: особенности менеджмента туризма
12.1 Отличительные черты туристских услуг. 12.2 Производственный процесс создания и реализации туристских услуг. 12..3 Специальные функции управления турфирмой.
Туристские услуги имеют отличительные черты при сравнении с другой товарной продукцией, например продукцией материального производства (табл. 12.1). Таблица 12.1. Отличительные характеристики продукции материального
В отличие от сферы материального производства, где контакт с потребителем товара либо не происходит вовсе, либо происходит только на стадии его продажи, любая туристская нематериальная услуга, представляет собой результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя. Потребление услуги требует присутствия как того, кто её оказывает, так и того, кому она оказывается. Так, в процессе взаимодействия официанта и посетителя в ресторане рождается услуга ресторанного обслуживания. Отсюда можно сделать вывод о том, что процесс оказания услуги происходит параллельно с потреблением. Так, в момент, когда гость вступает на территорию отеля и становится объектом услуги, её потребителем, а встречающий его швейцар исполнителем, начинается процесс оказания услуги, который по времени в точности совпадает с моментом её потребления.
Цикл создания, оказания и потребления услуг, например, в гостинице, непосредственно связан с двумя факторами: техническими (материально-техническая база "гостиницы - помещения, оборудование и т.д.) и человеческими (персонал и клиенты гостиницы). Поэтому руководителю предприятия отрасли гостеприимства в процессе принятия управленческих решений необходимо учитывать оба этих фактора, а также обеспечивать и поддерживать постоянное равновесие между ними, т.к. одно без другого не способно произвести то, что называется гостиничным продуктом. Туристские услуги не являются материальными. Это значит, что их нельзя увидеть, попробовать, оценить и т.д. даже в момент совершения покупки. Это становится возможным лишь в начале процесса потребления самой услуги. Поэтому человек, решивший воспользоваться услугами того или иного отеля, испытывает определенное беспокойство в отношении качества обслуживания ещё до начала потребления. В материальном производстве существует разрыв между производством товара и его потреблением, и, следовательно, имеется возможность осуществлять контроль над процессом производства и качеством товара до процесса потребления, то в сфере услуг такой возможности нет. Качество услуг, поэтому, может быть непостоянным и зависит от многих факторов, но главным образом от того, кто оказывает услугу в данный момент. И, наконец, услуги нельзя складировать или хранить ввиду их нематериальности. Это, в свою очередь, требует тщательного изучения рынка, прогнозирования спроса на услуги и управление предложением услуг.
Все вышесказанное, убеждает, что управление в сфере туризма существенно отличается от подобных процессов, в материальном производстве. Более того, необходимость учета всех особенностей продукции неизбежно накладывает отпечаток на организацию управления предприятиями сферы услуг. Производственный процесс создания и реализации товарной продукции (услуг, работ, материальных благ) включает в себя все виды исполнительских работ, в том числе – основных, вспомогательных и обеспечивающих), выполняемых в организации и связанных с формированием продукта и потреблением его во внешней среде. Применительно к деятельности фирмы туроператора производственный процесс состоит из трех частей: 1) разработка содержания туристской комплексной услуги (турпродукта) и подготовка её производства, 2) продвижение турпродукта к потребителю и его продажа, 3) обслуживание туристов и контроль качества обслуживания. Центральная составляющая (ядро) производственного процесса – это технологические процессы получения из внешней среды исходных предметов труда, их преобразование в турпродукт во внутренней среде организации, продвижение и стимулирование продаж турпродукта, обслуживание туристов при потреблении турпродукта. Другими составляющими производственного процесса являются обеспечивающие процессы, которые непосредственно не связаны с преобразованием и потреблением предмета труда, но являются необходимыми для эффективного выполнения технологических процессов. Схема последовательности выполнения основных элементов технологий туроператора представлена на рис. 12.1, где: 1 – предпроектные маркетинговые исследования туристского рынка с целью получении исходных данных для разработки туруслуги, в том числе сведений о потребностях потенциальных туристов на туры и объеме спроса; 2 – краткое описание туруслуги выполняется на основании данных маркетинговых исследований; на этом этапе формируется набор требований потенциальных потребителей туруслуги, которые может выполнить турфирма с учетом её возможностей; документация, детализирующая требования к туруслуге, должна включать [7]: описание процессов, форм и методов обслуживания туристов, значения характеристик процесса обслуживания туристов, требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования, необходимое количество и квалификация используемого персонала, договорное обеспечение комплектующих услуг, гарантии, необходимые согласования с поставщиками услуг, органами санитарно-эпидемиологического надзора и др. контактными аудиториями;
3 – разработка содержания процесса проектирования туруслуги устанавливает: этапы, исполнителей, выделяемые ресурсы, сроки и ответственных. 4 и 5 – этапы проектирования туруслуги взаимосвязаны; разрабатываются общий маршрут и оказание услуг в местах приема; процесс обслуживания формируется по отдельным этапам предоставления услуг; для каждого из этапов составляются технологические документы: технологические карты, инструкции, правила, регламенты, графики загрузки туристского предприятия, перечень мер по безопасности туруслуги и др. 6 – экспедиционное обследование маршрута туристского похода без туристов; документальная основа для дальнейшей разработки туруслуги является отчет о проведении обследования. 7 – анализ проектируемой туруслуги позволяет внести коррективы в содержание этапов оказания услуги. 8 – на основании результатов работ 4-7 вносятся изменения в технологические документы. 9, 10, 11 и 12 – элементы, в результате выполнения которых определяются: методы контроля качества предоставляемых услуг, методы продвижения турпродукта к потребителю и виды рекламной продукции, методы продажи турпродукта и документального оформления расчетов с клиентами, себестоимость турпродукта и его продажная цена. 14 – завершающий этап технологии – процесс обслуживания туристов на маршруте и контроль качества услуг.
В зависимости от содержания комплексной туруслуги для конкретных условий работы турфирмы технологическая схема может иметь другие этапы и их связи. Несколько условно и выделение этапов технологий. Например процесс обслуживания это не только этап 14 на схеме (рис. 12.1). Обслуживание включает более широкий спектр действий. - прием клиента и становление контакта с ним; - установление мотивации клиента по выбору турпродукта; - предложение туров с учетом мотиваций клиента; - оформление правоотношений и расчет с клиентом; - информационное обеспечение клиента; - при потреблении турпродукта поддерживается оперативная связь с клиентами и решение незапланированных вопросов; - выяснение мнения клиента после окончания потребления туруслуги с целью устранения негативных сторон обслуживания и содержания услуги. Перечисленные составляющие обслуживания иллюстрируют то, что человеческий фактор (персонал турфирмы) является одним из значимых. Специальные функции управления турфирой представлены в табл. 12.2
Таблица 12.2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|