Специальные и конкретные функции управления турфирмой.
Лекция 13. Тема: ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ 13.1 Сущность и структура внутрифирменного планирования. 13.2 Стратегическое и текущее планирование. 13.3 Бизнесс-планирование.
Внутрифирменное планирование как функция управления заключается в обоснованном определении главных направлений и пропорций развития производства на основе спроса рынка и с учетом материальных источников обеспечения этого развития. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; мобилизации материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
План является руководством к действию, исполнению. Подчеркнем, что процесс планирования непрерывен, только тогда он наиболее эффективен. При изменении реальных обстоятельств в ходе реализации план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей. План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям. Во всех случаях перспективное, стратегическое планирование осуществляется высшим руководством предприятия, а в разработке текущих, годовых и календарных планов участвуют все его службы. Функция планирования предполагает осуществление в организации следующих действий; – формирование миссии и предназначения организации на основе изучения внешней среды; – установление целей исходя из требований рынка и возможностей внутренней среды организации; – определение стратегий развития или выживаемости фирмыс учетом состояния и возможных изменений внешней и внутренней среды и установленных целей; – разработка политики и процедур для реализации разработанных стратегий членами организации; – разработка текущих планов распределения и выполнения работ в подразделениях организации и определение конкретных исполнителей и сроков выполнения работ, текущие планы ориентированны на обеспечение неприрывного поступления прибыли в организацию; – разработка планов обеспечения подразделений организации ресурсами для реализации работ. Функция планирования осуществляется на двух уровнях: стратегическом и текущем. На рис. 13.1 показана связь между стратегическим, текущим и оперативным планированием. В реальности результаты маркетингового исследования постоянно обновляются и используются не только на этапе стратегического планирования, но и на других этапах планирования. Другой особенностью показанной структуры является постоянная связь этапов планирования с финансовыми возможностями предприятия и с его ресурсным обеспечением. Постоянное согласование разрабатываемых планов с наличием ресурсов делает эти планы более надежными. Особенно это важно на последней стадии текущего планирования производства, что является гарантом успешного выполнения планов. И последнее, что требует пояснения, – на схеме между стратегическим и текущим планированием показан этап «Построение организации (организационная структура, производственные мощности и др.)». Реально новое предприятие организационно оформляется одновременно с уточнением целей своего развития и составлением стратегических планов.
Классификация основных видов планов представлена в табл. 13.1 Таблица 13.1 Классификация основных видов планов
Планы предприятий
| Планирование деятельности предприятия и координация планов работы, входящих в него филиалов и подразделений
|
Планы филиалов предприятий
| Планирование деятельности филиала предприятия и координация планов работы, входящих в него
подразделений
|
Планы подразделений
| Планирование деятельности подразделений
| По функциональному назначению
| Бизнес-планы
| Планирование выполнения новой программы или проекта, где указаны возможности финансирования и обеспечения программы
|
Сетевое планирование и управление
| Планирование и координация сложных комплексов работ, оптимизация планов и управление деятельностью на основе сетевых моделей
|
Календарные планы
| Конкретное планирование работ исполнителей на определенное время
| Бизнес-планирование. Этот процесс планирования мы разберем для типичного случая, когда фирма хотела бы начать производство (и естественно, реализацию) новой для себя услуги. Будем называть это программой создания нового продукта. Кроме этого наиболее распространенного случая бизнес-планирование используют в коммерческой деятельности, в материальном производстве и в некоторых других сферах. В последнее время появился термин «бизнес-процесс». Он означает комплекс работ, направленных на достижение определенной цели (производства и продажи). Часто он используется при многопрофильном производстве на одном предприятии, чтобы при планировании и последующем анализе финансовых результатов деятельности выделить, какая бизнес-единица (сфера деятельности) наиболее рентабельна, какая, может быть, даже убыточна. По существу, во всех случаях можно использовать бизнес-планирование.
Рис. 13.2. Условия формирования, пользователи и функции бизнес-плана [11]
Задачи бизнес-планирования. В отличие от обычных видов планирования, где планы являются коммерческой тайной фирмы, бизнес-планирование направлено на двух основных пользователей: для руководства фирмы и ее планового подразделения, чтобы использовать утвержденный бизнес-план для текущего планирования и управления, и для инвесторов, акционеров и компаньонов, участвующих в совместном бизнесе. Из этого следует, что бизнес-план может составляться в двух вариантах. Первый вариант содержит конфиденциальные сведения, второй официальный – открытую информацию. Представленная на схеме информация (рис. 13.2) достаточно полно отвечает на главные вопросы, связанные с бизнес-планированием:
– Какие условия вызывают необходимость заниматься бизнес-планированием? – Для каких целей пользователям нужен бизнес-план? Содержание бизнес-плана. Бизнес-план состоит из следующих составляющих: – титульный лист с реквизитами фирмы: название фирмы, название плана, его номер, дата подготовки, адрес, учредители, сведения о степени конфиденциальности; – вводная часть (резюме) с кратким описанием проекта; – описание инноваций и товарной продукции, которую фирма будет производить, в том числе: назначение продукции, наличие патента (или лицензии), прогрессивность технологии, величина необходимых инвестиций, ожидаемая рентабельность, срок окупаемости инвестиций, степень готовности к реализации, жизненный цикл продукции; – состояние конкурентной среды: потребители, объем рынка, ожидаемый спрос, конкуренты; – план маркетинга, в том числе: исследование рынка и мотивов поведения потребителей, политика ценообразования, бюджет маркетинга и др.; – производственный план содержит: номенклатуру услуг и другой товарной продукции, источники информации для разработки услуг. Состав договорных услуг и их поставщиков, необходимые средства производства, масштаб производства, характеристику производственного процесса, себестоимость сторонних услуг и комплектующих товарной продукции; – организационный план: оргструктура фирмы, кадры, форма собственности, сведения о партнерах; функции кадровой службы, оплата труда; – оценка риска и способы уменьшения рисков; – финансовый план и построение прогнозной отчетности; – приложения. Лекция 14. Тема: СЕТЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ 14.1 Понятие сетевого планирования и управления. Сетевая модель. 14.2 Собственные и системные характеристики работ и событий. 14.3 Оптимизация сетевой модели.
Сетевое планирование и управление (СПУ) – это комплекс графических и расчетных методов, организационных мероприятий, обеспечивающих моделирование, анализ и динамическую перестройку плана выполнения сложных проектов и разработок, например таких как: разработка туристской услуги, исследование системы управления организацией, маркетинговое исследование, разработка стратегий организации и др. Характерной особенностью таких проектов является то, что они состоят из ряда отдельных, элементных работ. Они обусловливают друг друга так, что выполнение некоторых работ не может быть начато раньше, чем завершены некоторые другие. Например, расчет цены услуги нельзя выполнить раньше, чем будет составлена калькуляция; реализация нового тура не может быть осуществлена, если еще не обучен персонал, и т. п. Сетевое планирование и управление включает три основных этапа: 1. Структурное планирование. 2. Календарное планирование. Оперативное управление. Структурное сетевое планирование начинается с разбиения проекта на четко определенные операции, для которых определяется продолжительность и необходимые ресурсы. Затем строится сетевая модель (сетевой график), которая представляет взаимосвязи работ проекта. Это позволяет детально анализировать все работы и вносить улучшения в структуру проекта еще до начала его реализации. Календарное сетевое планирование предусматривает определение моментов времени начала и окончания каждой работы и другие временны'е характеристики сетевого графика. Это позволяет, в частности, выявлять критические операции и пути сетевой модели, которым необходимо уделять особое внимание, чтобы закончить проект в директивный срок. Во время календарного планирования определяются все временные характеристики всех работ и событий с целью оптимизации сетевой модели, которая позволит улучшить эффективность использования какого-либо ресурса (трудовых ресурсов, времени, денежных средств и др.). В ходе оперативного сетевого управления используются оптимизированный сетевой график и календарные сроки для составления периодических отчетов о ходе выполнения проекта. При этом модель может подвергаться оперативной корректировке, вследствие чего будет разрабатываться новые параметры остальной части сетевой модели. Сетевая модель – это план выполнения некоторого комплекса взаимосвязанных работ, заданного в форме сети, графическое изображение которой называется сетевым графиком. Математический аппарат сетевых моделей базируется на теории графов. Графом называется совокупность двух конечных множеств: – множества точек, которые называются вершинами, и множества связей между парами вершин, которые называются ребрами. Если рассматриваемые пары вершин являются упорядоченными, т. е. на каждом ребре задается направление, то граф называется ориентированным; в противном случае – неориентированным. Последовательность повторяющихся ребер, ведущая от некоторой вершины к другой, образует путь. Граф называется связным, если для любых двух его вершин существует путь, их соединяющий; в противном случае граф называется несвязным. В экономике и управлении чаще всего используется два вида графов: дерево и сеть. Дерево представляет собой связный граф без циклов, имеющий исходную вершину (корень) и крайние вершины; пути от исходной вершины к крайним вершинам называются ветвями. Сеть – это ориентированный конечный связный граф, имеющий начальную вершину (источник) и конечную вершину (сток). Таким образом, сетевая модель представляет собой граф вида «сеть». Объектом управления в системах сетевого планирования и управления являются коллективы исполнителей, располагающие определенными ресурсами и выполняющие комплекс операций, который призван обеспечить достижение намеченной цели, например разработку новой услуги – исследование системы управления, реализацию комплекса управленческих процедур и операций для достижения стратегической организации и др. Общий вид сетевой модели изображен на рис. 14.1. Обозначения: цифры в кружках – номера событий; стрелки между событиями – работы; дробные числа над стрелками: числитель – трудоемкость работы Qij в человеко-часах (или человеко-днях), а знаменатель – количество исполнителей mij человек; число под стрелкой tij – продолжительность выполнения работы в часах (или днях).
Исходные данные для построения сетевой модели, изображенной на рис. 14.1, представлены в табл. 14.1.
Рис. 14.1. Общий вид сетевой модели Таблица 14.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|