Тема: эффективность менеджмента
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 18.1 Понятие эффекта и эффективности. 18.2 Эффективность менеджмента (управления). 18.3 Использование интегрированного показателя эффективности менеджмента (управления турфирмой).
Понятие эффекта и эффективности. Эффект и эффективность различные понятия, характеризующие деятельность фирмы. Направленность деятельности на достижение определенной цели не гарантирует получение запланированного результата, соответствующего цели. Когда конечный результат совпадает с целью, то деятельность фирмы признают рациональной, в противном случае – нерациональной. ЭФФЕКТ. Под эффектом деятельности организации (фирмы) понимаются достижение целей организации или полученный результат. Эффект может быть экономическим (коммерческим) или социальным. Экономический эффект характеризуется такими количественными показателями как: - объем производимых товаров или услуг за определенный период времени; - величина прибыли также за определенный период времени; - доля товарной продукции, произведенной организацией для реализации на конкретном рынке товаров или услуг; Социальный эффект проявляется в достижении показателей КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ (рис. 18.1), которые не всегда поддаются количественному измерению, но социальная направленность которых (положительная или отрицательная) может быть определена достаточно точно. К положительным показателям социального эффекта относят: - благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе (возможности нормальных отношений с руководством и сотрудниками), - оплата труда, обеспечивающая достойный человека уровень жизни; - наличие социальных гарантий (предоставление оплачиваемого отпуска, оплата больничных листов, выплата гарантированных пособий, своевременная выдача;
- возможность профессионального роста и проявления творческого потенциала; - наличие и возможность использования дополнительных социальных благ (материальная помощь, оплата спортивно-оздоровительных услуг, оплата лечения и др.). К отрицательным социальным эффектам можно отнести: - ущерб, наносимый здоровью неблагоприятными условиями труда (профессиональные заболевания, производственные травмы и пр.); - ущерб, наносимый личности (стрессы, унижение достоинства человека и др.). ЭФФЕКТИВНОСТЬ – это отношение полезного (положительного) результата – эффекта к затратам, или к величине используемых ресурсов, обусловившим получение результата – эффекта. Синонимами эффективности являются результативность деятельности, интенсивность во времени, уровень организованности системы. Эффективность менеджмента проявляется прежде всего через эффективность основной деятельности организации в виде двух показателей – рентабельности товарной продукции и общей рентабельности используемого капитала.
Рентабельность производства товарной продукции (изделий, услуг) где Пр – прибыль от реализации товарной продукции; Сизд – затраты на производство продукции (себестоимость, издержки).
Общая рентабельность используемого капитала
Пв – валовая прибыль; Пв = Пр ± Ппр ± Пвн; Пр – прибыль от реализации товарной продукции; Ппр – прибыль от прочей реализации, в том числе и от продажи имущества организации; Пвн – прибыль от операций не связанных с производством или коммерцией (использование денежных средств, операции с ценными бумагами и валютой и др.); возможны отрицательные значения Пр и Пвн;
Кос – величина основного капитала организации, в том числе стоимость основных средств производства долговременного пользования; Коб – величина оборотного капитала, используемая в одном производственном цикле (на права, материалы, на оплату труда и др.). Эффективность менеджмента (управления) – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы фирмы и в создание качества трудовой жизни всего персонала организации в сопоставлении всего персонала организации в сопоставлении с размерами ресурсов, обеспечивающих управление. Главная роль в обеспечении эффективности управления отводится кадрам управления (менеджерам, руководителям, специалистам), которые являются наиболее активной и профессионально подготовленной частью производственных ресурсов фирмы. В отличие от исполнительского персонала влияние управленцев на конечные результаты производства осуществляется опосредованно. В связи с этой особенностью возникает проблема правильного обоснования системы показателей эффективности управления и их использования для оценки достижения конечных результатов. Приведенное выше содержание категории «Эффективность менеджмента (управления)» предполагает комплексный учет экономической и социальной составляющих эффективности. Существуют частные показатели эффективности менеджмента, например, доля затрат на управление в себестоимости товарной продукции где Кзу – коэффициент относительных затрат на управление; Зу – затраты на управление; Сизд. – затраты на производство товарной продукции (себестоимость). При совершенствовании системы управления (организационной структуры управления, перераспределения функций, создания нового подразделения в системе управления и др.) эффективность нововведений оценивают через показатель рентабельности инвестиций где Pt – экономический эффект осуществления мероприятий по совершенствованию за период времени t;
tн – начальный период времени; tк – конечный период времени; квл – общие капиталовложения для реализации проекта совершенствования управления;
Е – норма дисконта, равная приемлемой для организации норме дохода на капитал и определяется исходя из депозитного процента по вкладам. В ряде случаев эффективность менеджмента оценивают частными вспомогательными показателями такими как: эффективность управления по уровню затрат на управление, доля управленческого персонала в общей численности персонала фирмы, доля затрат на управление в себестоимости товарной продукции. Эффективность управления по уровню затрат на управление. где Эу – показатель эффективности управления по уровню затрат; Пв – валовая прибыль; Зу – затраты на управление. Показатель доли управленческого персонала в общей численности персонала фирмы. где Кчу – показатель численности управленческого персонала в общей численности персонала фирмы; Чу – численность управленческого персонала; Чсп – общая среднесписочная численность работников фирмы. Приведенные частные показатели эффективности менеджмента не отражают степень развития и совершенства менеджмента фирмы, в целом. Поэтому в последующих параграфах приведены модели оценки эффективности менеджмента и их функциональные особенности. Использование интегрированного показателя эффективности менеджмента (управления) турфирмой. Подход Кабушкина Н.И. [12] состоит в том, чтобы использовать интегрированный количественный показатель эффективности управления турфирмой Кэфу:
где Оу – затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления; Lчп – удельный вес численности управленческих работников в общей численности персонала фирмы; FT – фондовооруженность, приходящаяся на одного работающего (стоимость основных и оборотных средств); Еоф – фондоотдача, т.е. стоимость произведенных и реализованных услуг, приходящаяся на единицу стоимости основных и оборотных средств.
По мнению Кабушкина Н.И. учет величины интегрированного показателя и количественных его составляющих позволяет спроектировать эффективную организационную структуру управления либо усовершенствовать существующую. Усовершенствование организационной структуры может быть достигнуто следующим образом: - устранение дублирования и параллелизма в работе; - укрупнение турфирм и разграничение их деятельности; - специализация и унификация функций управления по уровням и звеньям; сокращение и удешевление аппарата управления; - повышение экономичности, гибкости и надежности организационной структуры системы управления. Подход Томилова В.В. [18] предполагает оценку эффективности системы управления на базе основных (интегрированных) и вспомогательных показателей. В качестве основного показателя эффективности управления предполагается показатель ресурсоотдачи Эсу, характеризующий эффективность всей системы управления в целом:
где Для проведения расчетов по представленной формуле необходимо знать сущность и методы определения ее составляющих. Применительно к деятельности туроператора для оценки затрат необходимо использовать дополнительно специфические для отрасли показатели: - частота поездок Чп: где Кп – количество поездок; Чв – период времени, месяц, год; - интенсивность путешествий Ип: где Кт – количество туристов; Чн – численность населения города, региона, которые обслуживает турфирма; - средняя продолжительность поездок Пп: где Кн – количество ночевок; Кп – количество поездок
Для полной оценки эффективности деятельности фирмы и системы управления в целом, кроме основных показателей, следует применять вспомогательные, отражающие отдельные стороны управленческой деятельности. К ним, в частности, можно отнести показатели, которые представлены в табл. 18.1.
Таблица 18.1 Вспомогательные показатели эффективности системы управления в организации [18]
Томилов В.В. ориентирует пользователей предлагаемой системы основных и вспомогательных показателей эффективности упрваления использовать при выработке решений: 1) по изысканию трудовых резервов и улучшению использования управленческих кадров путем их рационального подбора, расстановки и ротации; 2) по разрешению социальных и психологических проблем при совершенствовании организационной структуры системы управления.
IV. ЛИТЕРАТУРА 1. Менеджмент туризма. Основы менеджмента. Учебник. Гл. редактор В. А. Квартальнов. - М.: «Финансы и статистика», 2002. 2. Бабич Т. Н., Кузьбожиев Э. Н. Планирование на предприятии. Учебное пособие. - М.: «КНОРУС», 2005. 3. Биржаков М. Б. Введение в туризм. Учебник. - СПб.: Издат-й дом Герда, 2007. 4. Бухалков М. И. Планирование на предприятии. Учебник. - М: «ИНФРА-М», 2007. 5. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. - М.: «Экономистъ», 2008. 6. Егоров Ю. Л. Философия управления. - М.: МИЭТ, 2002. 7. Ефремова М. В. Основы технологии туристского бизнеса. Учебное пособие. - М.: Изд-во «Ось-89», 1999. 8. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Толковый словарь туристских терминов. Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. - М.-Афины: Infogroup, 1994. 9. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы. Учебник. - М.: «Финансы и статистика», 2006. 10.Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности. Учебник. — М.: «Финансы и статистика», 2007. 11.Ильяшев А. В. Менеджмент: организация и технология. Учебное пособие. - М.: Машиностроение, 2000. 12.Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. Учебник. - М.: «Новое знание», 2007. 13.Кнышева Е. Н. Менеджмент. Учебное пособие. - М.: ИД «Форум» ИНФРА- М, 2006. 14.Комисарова Т. А. Управление человеческими ресурсами. Учебное пособие. - М.: «Дело», 2002. 15.Кравченко А. И. История менеджмента. Учебное пособие. - М.: Академический Проект: Трикста, 2005. 16.Лукичева Л. И. Управление организацией. Учебное пособие / под ред. Ю.П. Анискина. - М.: «Омега-Л», 2006. 17.Макиавелли, маркетинг и менеджмент. Под ред. Ф. Харриса, Э. Локка и П. Рис. Пер. с англ. - СПб.: «Питер», 2004. 18.Менеджмент. Учебник. Под ред. В. В. Томилова. - М.: «Юрайт-Издат», 2003. 19.Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2007. 20.Ополченов И. И. Инновационные технологии повышения качества в сфере производства туристских услуг. Монография. - М.: «Финансы и статистика», 2007. 21.Ополченов И. И. Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции. Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2003. 22.Семенова И. И. История менеджмента. Учебное пособие. - М.: «ЮНИТИ- ДАНА», 2008. 23.Теория организации. Антлогия / составление В. Л. Семикова. - М.: Академи ческий Проект: Гаудеамус, 2005. 24.Теория управления. Учебник / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - М.: «Финансы и статистика», 2007. 25.Управление персоналом организации. Учебник. Под ред. А. Я. Кибанова. - М.:ИНФРА-М,2007. 26.Устинова Г. М. Информационные системы менеджмента: Основные аналитические технологии в поддержку принятия решений. Учебное пособие. - СПб.: «Диа Софт ЮП», 2000. VI. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ: 1. Содержание понятия – "менеджмент". 2. Объекты управления в менеджменте туризма. 3. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. 4. Основные этапы развития менеджмента. 5. Индустриальный этап развития экономики: научно-техническая революция; формирование акционерного капитала; переход от мануфактуры к фабрично-заводскому производству; предпосылки возникновения науки об управлении. 6. Школа научного управления: сущность, основные принципы. 7. Система управления Ф.Тейлора и ее элемент: научная организация труда. 8. Система управления Ф.Тейлора и ее элемент: функциональное администрирование. 9. Концепции "достигающего рабочего" и "достигающего руководителя". 10. Концепция А.Файоля о двух организмах предприятия. 11. А.Файоль: функции менеджмента (группы операций управленческой деятельности) и их взаимосвязанность. 12. А.Файоль: содержание административной функции. 13. А.Файоль: принципы управления. 14. Новый стиль управления Р.Оуэна. 15. Школа психологии и человеческих отношений. Хоторнские эксперименты Э.Мэйо и их результаты. 16. Пирамида потребностей А. Маслоу. 17. Содержательные теории мотивации Мак-Клеланда и Герцберга. 18. Развитие теории лидерства и стиля руководства Д.Макгрегора. 19. Процессуальные теории мотивации. 20. Школа науки управления (количественная школа): главные направления школы; методологические подходы – системный, процессный, ситуационный 21. Школа науки управления (количественная школа): задачи управления, решаемые на основе использования математических моделей и технических средств. 22. Системный анализ: сущность, возможность, цель. 23. Разнообразие моделей менеджмента: американский менеджмент. 24. Разнообразие моделей менеджмента: японский менеджмент. 25. Разнообразие моделей менеджмента: немецкий менеджмент. 26. Разнообразие моделей менеджмента: шведский менеджмент. 27. Разнообразие моделей менеджмента: российский менеджмент. V. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ: 1. Современная концепция менеджмента. 2. Требования к менеджеру. 3. Содержание понятий: "предпринимательство", "бизнес", "предпринимательская структура", "фирма", "предприятие". Отличительные черты менеджера и предпринимателя. 4. Особенности предпринимательства в туризме и инновации туристской организации. 5. Организационно – правовые формы хозяйственной деятельности. 6. Структура управления. Уровни управления в организации. Уровни управления туристскими организациями. 7. Типы организационных схем структур управления в организациях: линейная организационная структура управления. 8. Типы организационных схем структур управления в организациях: функциональная организационная структура. 9. Типы организационных схем структур управления в организациях: линейно-функциональная организационная структура. 10. Типы организационных схем структур управления в организациях: матричная организационная структура. 11. Дивизиональная организационная структура управления. 12. Лидерство в системе менеджмента: соотношение категорий "управление" и "лидерство"; модели лидерства. 13. Понятия "власть" и "властные полномочия". Классификация форм власти. Руководство: власть и партнерство. 14. Стиль руководства. "Многомерные" подходы к проблеме стиля руководства. 15. Принципы взаимодействия руководителей и подчиненных – категории поведения лидера. 16. Аспекты, сущность, содержание, и виды управленческих решений. Подходы к принятию решений. 17. Основы методологии выработки решений: проблемы и основной методологический принцип выработки решений. Типы проблем. 18. Основы методологии выработки решений: составные элементы (структура) процесса принятия управленческого решения. 19. Условия эффективности управленческих решений. 20. Индивидуальные стили принятия решений. Виды письменной информации (формы разработки и реализации управленческих решений) и их особенности. 21. Контроль и регулирование в системе менеджмента. 22. Управленческая информация и закономерности ее движения. Управленческий учет и его назначение. 23. Стратегия, стратегическое управление. Виды планирования и их назначение в стратегическом управлении. 24. Элементы, направленность и функции стратегического планирования. 25. Миссия и стратегические цели организации. 26. Стратегический анализ среды управления: внешняя и внутренняя среда управления. STEP и SWOT-анализы среды. 27. Бизнес-планирование: назначение бизнес-планирования; исходная информация для составления бизнес-плана; состав бизнес-плана. 28. Тактическое планирование: элементы и направленность. Совокупность тактических планов, их содержание. 29. Содержательные теории мотивации деятельности в менеджменте. 30. Процессуальные теории мотивации деятельности в менеджменте. 31. Конфликтность в менеджменте: природа конфликта; типы конфликтов; причины возникновения внутрифирменных конфликтов. 32. Конфликтность в менеджменте: методы разрешения конфликтов; действия руководителя при разрешении конфликтов; управление конфликтами. 33. Собрание и совещание. Организация и технология проведения деловых совещаний. Условия эффективности деловых совещаний. Рекомендации участнику совещания. 34. Деловые переговоры: виды; функции; этапы; условия эффективности. 35. Эффективность менеджмента туризма: понятия «эффект и эффективность». Оценочные системы эффективности менеджмента. Методы оценки эффективности: экономическая; социальная; управленческих решений; управления персоналом. Базовые ключевые факторы успеха для туристской отрасли.
VII. ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ: 1. Множество понятий менеджмента. 2. Содержание понятий «методология», «методика», «метод». 3. Концептуальные уровни методологического знания, их содержание и взаимосвязь. 4. Основные положения системного подхода к управлению организацией. 5. Свойства системы и взаимодействия ее элементов с позиций системного подхода. 6. Основные положения современной теории управления организацией. 7. Внутренняя среда турфирмы, ее подсистемы, их взаимосвязь и 8. Особенности взаимодействия турфирмы с внешней средой. Миссия и цели организации. 9. Отличительные особенности общих и специальных функций менеджмента. 10. Содержание понятий «общие функции менеджмента» и «специальные (конкретные) функции менеджмента». 11. Сущность организационно-распорядительных (административных) методов менеджмента и формы их реализации. 12. Сущность экономических методов менеджмента и формы их реализации. 13. Сущность социально-психологических методов менеджмента и формы их реализации. 14. Основные формы власти. 15. Основные стили руководства. 16. Содержание понятия «лидерство» в управлении. 17. Достоинства и недостатки типовых организационных структур управления: линейных, линейно-штабных, функциональных, матричных, дивизионных. Принципы организационного проектирования систем управления. 18. Понятие производственного и технологического процессов в туризме. Отличительные признаки. Содержание этапов и последовательность их выполнения. 19. Содержание понятий «предпринимательство», «бизнес», «менеджмент»; их отличительные черты. 20. Виды внутрифирменного планирования. 21. Сущность и этапы стратегического управления. Содержание этапов стратегического планирования. 22. Сущность и назначение тактического (текущего) планирования. Система тактических планов и их взаимосвязь. 23. Назначение бизнес-планирования. Содержание разделов бизнес-плана. Внешние и внутренние функции бизнес-плана. 24. Элементы сетевой модели и их взаимосвязь. Правила построения и оптимизации сетевой модели. Область использования сетевого планирования и управления в менеджменте туризма. 25. Управленческие решения: сущность, признаки классификации и виды управленческих решений, структура управленческого решения как документа. 26. Структура процесса подготовки, принятия и реализации управленческого решения. 27. Стили подготовки и принятия управленческих решений и факторы, определяющие выбор стиля. 28. Сущность понятий «мотивация» и «стимулирование». Структура мотивации индивидуума. 29. Содержательные и процессные теории мотивации и их использование в менеджменте. 30. Элементы партисипативного управления. 31. Сущность конфликтной ситуации в организации. 32. Методы разрешения конфликтов и условия их применения. Методы предотвращения конфликтов. 33. Содержание понятий «эффект деятельности» и «эффективность деятельности». Привести примеры показателей, характеризующих эффект и эффективность деятельности. 34. Виды эффективности: экономическая эффективность, социальная эффективность. 35. Системы показателей для оценки эффективности менеджмента. 36. Современные методы оценки эффективности менеджмента и их целевое использование.
VIII. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ: 1. Современная концепция менеджмента организации. Анализ направлений развития. 2. Системный подход к менеджменту туристской организации. 3. Процессный подход к менеджменту организации. 4. Ситуационный подход к менеджменту организации. 5. Разработка организационной структуры управления организацией. 6. Модель менеджера: квалификационные требования к основным должностям туристской индустрии. 7. Исследование методологических факторов повышения эффективности управления турфирмой. 8. Оценка качества управленческих решений и конкурентоспособности организации. 9. Сетевое планирование и управление в системе менеджмента. 10. Выбор стиля руководства при разработке управленческих решений. 11. Исследование эффективности модернизаций в системе управления 12. Разработка информационной модели фирмы (организации). 13. Разработка системы управления: выбор и проектирование. 14. Мотивация и стимулирование персонала управления. 15. Степени рисков деятельности организации, их оценка и пути их преодоления. 16. Подготовка и принятие управленческого решения по данным управленческого учета. 17. Оценка эффективности управления фирмы (организации). 18. Система конкурирующих ценностей в менеджменте организации. 19. Разработка положений и инструкций для сотрудников фирмы (организации). 20. Особенности российской модели менеджмента. 21. Основные направления формирования российской модели менеджмента в туризме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|