1. Изучение и оценка информационно-аналитических умений руководителей школы.
1. Изучение и оценка информационно-аналитических умений руководителей школы. ЦЕЛЬ: выявить и оценить, как информационное обеспечение и аналитическая деятельность администрации совместно с общественными организациями способствовали повышению эффективности управления и результативности работы школы в целом. ПОКАЗАТЕЛИ: соответствие содержания информации целям анализа; достаточная полнота и объективность информации; сформированность ее потоков и распределение по уровням и ответственным лицам; стандартизация форм сбора и хранения информации; оперативное принятие решений на основе ее анализа; отбор объектов изучения и анализа в соответствии с задачами школы; умение осуществлять системный подход к анализу педагогических явлений; охват всех основных компонентов учебно-воспитательного процесса; умение устанавливать причинно-следственные связи; конкретность выдвигаемых задач и их обоснованность. 1. Изучение и оценка планово-прогностических умений руководителей школ. ЦЕЛЬ: определить педагогическую целесообразность планирования и влияния на конечные результаты УВП. ПОКАЗАТЕЛИ: использование при планировании конечных результатов работы школы; учет основополагающих директивных документов; полнота охвата задач, стоящих перед современной школой; знание общей характеристики социума школы, особенностей ученического, педагогического и родительского коллективов; прогноз всех видов ресурсов для реального выполнения плана; роль каждого элемента в решении целей и задач, связь между каждым мероприятием и видами деятельности и главной целью; учет реальных условий работы школы в микрорайоне, районе, городе; органическая связь всех планов в подсистемах школы; создание условий для обучения детей в соответствии с их пожеланиями; прогноз распределения учащихся по каналам среднего образования с учетом их интересов; планирование организации досуга, работы по преемственности детсада и школы; планирование всей системы условий для обеспечения здоровья школьников; оказание помощи всем нуждающимся детям; планирование распределения контролирующих функций между подразделениями внутри школы.
2. Изучение и оценка эффективности организационно-исполнительской деятельности. ЦЕЛЬ: проанализировать эффективность организационной работы в управлении школой. ПОКАЗАТЕЛИ: соответствие расстановки управленческих и учительских кадров нормативным предписаниям, личностным и профессиональным качествам; охват всех основных видов управленческой деятельности в школе с учетом специфики ее функционирования и развития; распределение прав, полномочий и ответственности; учет деловых и личностных качеств руководителей школы и учителей; отсутствие перегрузки при распределении обязанностей; установление организационных связей между учителями; реализация демократических принципов в управлении; система проведения педсоветов и актуальность их тематики; результативность выполнения их решений и соответствие им выводов и предложений различных совещаний; реальность решений педсоветов и методсоветов, соблюдение сроков их исполнения и личной ответственности; преемственность в работе педсоветов, совещаний; четкость, конкретность и глубина инструктажа исполнителей о целях, содержании работы и сроках отчетности; реальность сроков промежуточной отчетности; глубина и всесторонность инструктажа; наличие условий для самостоятельного выполнения работы; состояние исполнительской дисциплины, новаторства в исполнении; согласованность действий исполнителей, эффективность и качество исполнения порученного РОТ в процессе управления; культура управления (делопроизводство, прием посетителей, сбор и обработка информации); четкость, оперативность и конкретность управленческих решений; система повышения квалификации руководящих и учительских кадров; работа метод объединений (кафедр, лабораторий) над научно-методической темой; микро объединения по интересам учителей; работа по повышению качества ЗУН; работа с молодыми специалистами, наставничество; организация аттестации, уровень работы с учителями, имеющими рекомендации.
4. Изучение и оценка контрольно-диагностических и коррекционных умений. ЦЕЛЬ: определить и оценить полноту охвата контролем всех основных звеньев учебно-воспитательной работы и его эффективность; рассмотреть эффективность развития учебно-воспитательного процесса в рамках Закона РФ «Об образовании», учебных планов и программ; дать анализ работы школы в условиях демократизации и гласности. ПОКАЗАТЕЛИ: охват контролем всех объектов управляемой системы, обоснованность в определении объектов контроля; система посещения уроков и внеурочных мероприятий; гласность контроля; участие в нем общественных организаций; четкость и профессионализм в рекомендациях на основе системного и тестового диагностического анализа; контроль за исполнением решений; соответствие учебного плана, учебных программ их реальному выполнению; положительная динамика успеваемости; тестовый анализ знаний, умений, навыков учащихся (ЗУН); использование резервов повышения качества ЗУН и уровня воспитанности на основе современных диагностик; эффективность использования кабинетной системы; систематическое регулирование УВП и коррекция деятельности его участников; обеспечение единства требований к учителям и учащимся. В результате изучения состояния внутришкольного контроля следует установить наличие его целостной системы на диагностической основе (взаимосвязь объектов контроля, соответствие содержания контроля цели, виду, форме, совокупности методов контроля); основные направления контроля как профессиональной услуги; количественные и качественные характеристики информации, собранной в результате контроля и подвергнутой анализу на диагностической основе; осуществление процесса регулирования (исполнение принятых решений).
Важный этап — оценка регулирующей и корректирующей деятельности руководителей школы, целью которой является поддержание системы на заданном планом работы школы уровне. Оценивают действия руководителей школы, педагогическую информацию, решения по оперативному корректированию учебно-воспитательного процесса и результаты этих воздействий. Мы стремились систематизировать основные показатели деятельности, представив, таким образом, оптимальное их соотношение по основным направлениям и видам управленческой деятельности руководителей школы. Бесспорно, что число показателей может быть расширено или уменьшено. Особое место в итоговом анализе занимает оценка каждого показателя в блоке. В предлагаемой методике принята трехуровневая система оценки. Первый уровень отмечается баллов 1 и характеризуется как критический уровень целостности показателя. Второй уровень отмечается баллом 2 и характеризуется как достаточный. Третий отмечается баллом 3 и характеризуется как оптимальный. Алгоритм действий инспектирующего или проводящего самоанализ руководителя следующий: проставить баллы напротив каждого показателя в блоке, соответственно определив (оценив) уровень целостности показателей (как элементов в системе); суммировать баллы по каждому показателю; разделить полученную сумму на общее число показателей, чтобы получить среднюю вариантную оценку: Мср = е/п. Для более наглядного анализа применяется и построение диаграмм. Важно, чтобы в оценке анализа всей системы показателей управления школой принимали участие все ее руководители, общественные организации, советы по образованию, органы ученического самоуправления, родители. В своей практике мы предоставляли возможность провести самоанализ и самооценку по разработанной технологии самим первым руководителям школ. На основании обобщения данных анализа предлагалось определить три уровня работы школ.
Первый — высокий уровень. Школа на самоуправлении. Развито сотрудничество учителей, учащихся, родителей. Педколлектив — коллектив единомышленников, каждый член которого несет ответственность за решение поставленных задач. У школы хорошие конечные результат по уровню воспитания, обучения и развития учащихся. Все кабинеты школы функционально пригодные. Второй — средний уровень. Школа работает с элементами самоуправления. Деятельность руководителей школы поддерживается учителями, учащимися, родителями. Достигнуто взаимодействие и сотрудничество учительского и ученического коллективов, но есть нерешенные проблемы и вопросы. Коллектив и совет школы прилагают усилия для их успешного решения. Третий — низкий уровень. Школа, где преобладает авторитарный стиль управления; медленно идет процесс демократизации, гласность управления не стала нормой деятельности. Педколлектив разобщен. Школа имеет недостаточные условия для успешного решения задач УВП. Представленные в этой книге технологии изучения управленческой деятельности с успехом могут быть применены руководителями школ для самоанализа и самоконтроля при подготовке и проведении аттестации. В связи с развитием демократических процессов в жизни школ и гуманизацией контроля в последнее время в практике работы органов образования прямое инспектирование заменяется отчетом руководителей округов или школ с предварительной самопроверкой и самоанализом, экспертизой на основе самодиагностики и самоанализа, взаимопроверками (взаимоанализом) деятельности школ с участием общественных советов и специалистов. Итогом такой экспертизы, например при аттестации школы, является рассмотрение конечных результатов на советах по образованию, выездных коллегиях совместно с муниципальными органами на местах. Существенным моментом в ходе обсуждения является защита программы развития школы на ближайшую перспективу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|