Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Изучение и оценка информационно-аналитических уме­ний руководителей школы.




1. Изучение и оценка информационно-аналитических уме­ний руководителей школы.

ЦЕЛЬ: выявить и оценить, как информационное обеспечение и аналитическая деятельность администрации совместно с об­щественными организациями способствовали повышению эф­фективности управления и результативности работы школы в целом.

ПОКАЗАТЕЛИ: соответствие содержания информации це­лям анализа; достаточная полнота и объективность информа­ции; сформированность ее потоков и распределение по уров­ням и ответственным лицам; стандартизация форм сбора и хранения информации; оперативное принятие решений на основе ее анализа; отбор объектов изучения и анализа в соот­ветствии с задачами школы; умение осуществлять системный подход к анализу педагогических явлений; охват всех основ­ных компонентов учебно-воспитательного процесса; умение устанавливать причинно-следственные связи; конкретность выдвигаемых задач и их обоснованность.

1. Изучение и оценка планово-прогностических умений ру­ководителей школ.

ЦЕЛЬ: определить педагогическую целесообразность пла­нирования и влияния на конечные результаты УВП.

ПОКАЗАТЕЛИ: использование при планировании конечных результатов работы школы; учет основополагающих дирек­тивных документов; полнота охвата задач, стоящих перед со­временной школой; знание общей характеристики социума школы, особенностей ученического, педагогического и роди­тельского коллективов; прогноз всех видов ресурсов для ре­ального выполнения плана; роль каждого элемента в реше­нии целей и задач, связь между каждым мероприятием и ви­дами деятельности и главной целью; учет реальных условий работы школы в микрорайоне, районе, городе; органическая связь всех планов в подсистемах школы; создание условий для обучения детей в соответствии с их пожеланиями; про­гноз распределения учащихся по каналам среднего образова­ния с учетом их интересов; планирование организации досуга, работы по преемственности детсада и школы; планирование всей системы условий для обеспечения здоровья школьников; оказание помощи всем нуждающимся детям; планирование распределения контролирующих функций между подразделе­ниями внутри школы.

2. Изучение и оценка эффективности организационно-ис­полнительской деятельности.

ЦЕЛЬ: проанализировать эффективность организационной работы в управлении школой.

ПОКАЗАТЕЛИ: соответствие расстановки управленческих и учительских кадров нормативным предписаниям, личност­ным и профессиональным качествам; охват всех основных видов управленческой деятельности в школе с учетом спе­цифики ее функционирования и развития; распределение прав, полномочий и ответственности; учет деловых и лич­ностных качеств руководителей школы и учителей; отсут­ствие перегрузки при распределении обязанностей; установ­ление организационных связей между учителями; реализа­ция демократических принципов в управлении; система проведения педсоветов и актуальность их тематики; резуль­тативность выполнения их решений и соответствие им вы­водов и предложений различных совещаний; реальность решений педсоветов и методсоветов, соблюдение сроков их исполнения и личной ответственности; преемственность в работе педсоветов, совещаний; четкость, конкретность и глубина инструктажа исполнителей о целях, содержании работы и сроках отчетности; реальность сроков промежу­точной отчетности; глубина и всесторонность инструктажа; наличие условий для самостоятельного выполнения работы; состояние исполнительской дисциплины, новаторства в ис­полнении; согласованность действий исполнителей, эффек­тивность и качество исполнения порученного РОТ в про­цессе управления; культура управления (делопроизводство, прием посетителей, сбор и обработка информации); чет­кость, оперативность и конкретность управленческих реше­ний; система повышения квалификации руководящих и учительских кадров; работа метод объединений (кафедр, ла­бораторий) над научно-методической темой; микро объедине­ния по интересам учителей; работа по повышению качества ЗУН; работа с молодыми специалистами, наставничество; организация аттестации, уровень работы с учителями, имеющими рекомендации.

4. Изучение и оценка контрольно-диагностических и коррекционных умений.

ЦЕЛЬ: определить и оценить полноту охвата контролем всех основных звеньев учебно-воспитательной работы и его эффек­тивность; рассмотреть эффективность развития учебно-воспи­тательного процесса в рамках Закона РФ «Об образовании», учебных планов и программ; дать анализ работы школы в усло­виях демократизации и гласности.

ПОКАЗАТЕЛИ: охват контролем всех объектов управляе­мой системы, обоснованность в определении объектов контро­ля; система посещения уроков и внеурочных мероприятий; гласность контроля; участие в нем общественных организа­ций; четкость и профессионализм в рекомендациях на основе системного и тестового диагностического анализа; контроль за исполнением решений; соответствие учебного плана, учеб­ных программ их реальному выполнению; положительная ди­намика успеваемости; тестовый анализ знаний, умений, навыков учащихся (ЗУН); использование резервов повыше­ния качества ЗУН и уровня воспитанности на основе совре­менных диагностик; эффективность использования кабинет­ной системы; систематическое регулирование УВП и коррек­ция деятельности его участников; обеспечение единства тре­бований к учителям и учащимся.

В результате изучения состояния внутришкольного конт­роля следует установить наличие его целостной системы на диагностической основе (взаимосвязь объектов контроля, со­ответствие содержания контроля цели, виду, форме, совокуп­ности методов контроля); основные направления контроля как профессиональной услуги; количественные и качественные характеристики информации, собранной в результате контро­ля и подвергнутой анализу на диагностической основе; осу­ществление процесса регулирования (исполнение принятых решений).

Важный этап — оценка регулирующей и корректирующей деятельности руководителей школы, целью которой является поддержание системы на заданном планом работы школы уров­не. Оценивают действия руководителей школы, педагогичес­кую информацию, решения по оперативному корректирова­нию учебно-воспитательного процесса и результаты этих воз­действий.

Мы стремились систематизировать основные показатели де­ятельности, представив, таким образом, оптимальное их соот­ношение по основным направлениям и видам управленческой деятельности руководителей школы. Бесспорно, что число по­казателей может быть расширено или уменьшено.

Особое место в итоговом анализе занимает оценка каждого показателя в блоке. В предлагаемой методике принята трех­уровневая система оценки. Первый уровень отмечается баллов 1 и характеризуется как критический уровень целостности показателя. Второй уровень отмечается баллом 2 и характе­ризуется как достаточный. Третий отмечается баллом 3 и ха­рактеризуется как оптимальный.

Алгоритм действий инспектирующего или проводящего са­моанализ руководителя следующий: проставить баллы напро­тив каждого показателя в блоке, соответственно определив (оценив) уровень целостности показателей (как элементов в системе); суммировать баллы по каждому показателю; разде­лить полученную сумму на общее число показателей, чтобы получить среднюю вариантную оценку:

Мср = е/п.

Для более наглядного анализа применяется и построение диаграмм. Важно, чтобы в оценке анализа всей системы пока­зателей управления школой принимали участие все ее руко­водители, общественные организации, советы по образованию, органы ученического самоуправления, родители. В своей прак­тике мы предоставляли возможность провести самоанализ и самооценку по разработанной технологии самим первым ру­ководителям школ. На основании обобщения данных анализа предлагалось определить три уровня работы школ.

Первый — высокий уровень. Школа на самоуправлении. Развито сотрудничество учителей, учащихся, родителей. Пед­коллектив — коллектив единомышленников, каждый член которого несет ответственность за решение поставленных за­дач. У школы хорошие конечные результат по уровню вос­питания, обучения и развития учащихся. Все кабинеты шко­лы функционально пригодные.

Второй — средний уровень. Школа работает с элементами самоуправления. Деятельность руководителей школы поддер­живается учителями, учащимися, родителями. Достигнуто взаимодействие и сотрудничество учительского и ученическо­го коллективов, но есть нерешенные проблемы и вопросы. Коллектив и совет школы прилагают усилия для их успешно­го решения.

Третий — низкий уровень. Школа, где преобладает автори­тарный стиль управления; медленно идет процесс демократи­зации, гласность управления не стала нормой деятельности.

Педколлектив разобщен. Школа имеет недостаточные условия для успешного решения задач УВП.

Представленные в этой книге технологии изучения управ­ленческой деятельности с успехом могут быть применены ру­ководителями школ для самоанализа и самоконтроля при под­готовке и проведении аттестации.

В связи с развитием демократических процессов в жизни школ и гуманизацией контроля в последнее время в практике работы органов образования прямое инспектирование заменя­ется отчетом руководителей округов или школ с предваритель­ной самопроверкой и самоанализом, экспертизой на основе са­модиагностики и самоанализа, взаимопроверками (взаимоана­лизом) деятельности школ с участием общественных советов и специалистов. Итогом такой экспертизы, например при аттес­тации школы, является рассмотрение конечных результатов на советах по образованию, выездных коллегиях совместно с му­ниципальными органами на местах. Существенным моментом в ходе обсуждения является защита программы развития шко­лы на ближайшую перспективу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...