Проект «наш пруд». Аннотация
ПРОЕКТ «НАШ ПРУД» Автор: ПАВЛОВА О. А., учитель математики гимназии № 1542, г. Москва. Учебные предметы, близкие к изучаемой теме: география, история, экономика, черчение, изобразительное искусство, экология, информатика, социология, литература. Возраст школьников: 15—16 лет (10 класс). Оборудование: видеоаппаратура, фотоаппарат, компьютер, принтер, сканер, ксерокс. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: 1. Определить значение пруда в жизни населения микрорайона Солнцево. 2. Изыскать возможности его благоустройства и реконструкции. 3. Привлечь внимание к данной проблеме и получить помощь в ее решении. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 1. Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации с использованием различных источников (компьютерных баз данных, библиотек, музеев, справочников). 2. Проводить социологический опрос. 3. Проводить экономический анализ. 4. Создавать и трансформировать карты пруда и прилегающих территорий. 5. Анализировать экологическую проблему по данной теме проекта. 6. Научить учащихся обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить ее, умению выразить свою точку зрения и обосновать ее. 7. Научить учащихся работать индивидуально, в парах, в группах по теме проекта. 8. Овладеть методом прогнозирования. 9. Сформировать мнение о бережном отношении к родному краю, к окружающей среде. 10. Развить чувство ответственности за порученное дело. 11. Научить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей. СРОК ПРОВЕДЕНИЯ: сентябрь—декабрь (9 уроков и самостоятельные работы в медиатеке). АННОТАЦИЯ Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся гимназии, но и для всех жителей МКР Солнцево. Проект охватывает такие разделы науки, как история, экономика, география, математика, информатика, социология. На обсуждение в качестве темы учащимся была предложена проблема пруда, расположенного в центре жилых застроек. В масштабе страны эту проблему можно ассоциировать с проблемой малых рек. Исторически этот пруд имел не только эстетическое значение для жителей Солнцева, но и экологическое и хозяйственное.
В связи с массовым строительством многоэтажек и сносом частных домов пруд потерял свой первозданный вид, уменьшился в размерах, стал зарастать. Использование воды пруда уже возможно только для технических нужд. Это говорит о своевременности данного проекта, о его огромной значимости для жителей МКР Солнцево. Работа по теме проекта предлагает учащимся изучение широкого круга вопросов, самостоятельный анализ возможности решения проблемы пруда за счет внутренних резервов МКР Солнцево и учащихся близлежащих школ. Проектом предусматривается создание 6 «экспертных» групп, работающих по следующим направлениям: 1. История возникновения пруда, его значение для жителей старого Солнцева (воспоминания старожилов). 2. Социологические исследования (социологический опрос, анализ опроса, анкетирование). 3. Экологические исследования (анализы почвы, воды, загрязненности прилегающей территории). 4. Компьютерное моделирование микрорайона с учетом благоустройства пруда. 5. Чертежно-архитектурное оформление пруда и прилегающей территории. 6. Экономические характеристики проекта и возможности альтернатив финансирования, благоустройства и реконструкции. Учащиеся в процессе работы над проектом выступают в роли экспертов, раскрывающих проблему и использующих исследовательский метод. ВЫХОДЫ: 1. Видеоматериалы об истории пруда.
2. Социологический опрос: мнение жителей Солнцева о теперешнем состоянии пруда (видеоматериалы), анализ анкетирования учащихся. 3. Экологическое состояние пруда и прилегающей территории (результаты проб воды, почвы, загрязненности прилегающей территории). 4. Компьютерная модель микрорайона с учетом благоустройства пруда. 5. Чертежи пруда и прилегающей территории. Макет пруда. 6. Сметы по затратам на очистку и благоустройство прилегающей территории. Этапы работы над проектом: 1 этап. Разработка проектного задания (два урока). ЗАДАЧИ: определение темы, уточнение целей, актуальность проблемы, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов. УЧЕНИКИ организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют задачи и способы взаимодействия, выбирают и обосновывают свои критерии успеха. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРУППА: задание — исследование исторических фактов образования пруда, определение возможных контактов и сбора материалов. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА: выяснить у жителей Солнцева, что они думают о нынешнем состоянии пруда и каким хотят видеть его. Определение группы опрашиваемых и составление конкретных вопросов для социологического опроса. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА: определить все что нужно для экологического обследования прилегающей территории, воды. ГРУППА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ: обсуждение форм выполнения компьютерного макета. ЧЕРТЕЖНО-АРХИТЕКТУРНАЯ ГРУППА: возможность изображения, конструирования территории пруда. Выбор материалов для макета. Определение круга специалистов, способных оказать конкретную консультацию. ГРУППА ЭКОНОМИСТОВ: выяснение круга людей, способных оказать помощь по экономической характеристике реконструкции пруда. УЧИТЕЛЬ мотивирует работу учащихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает. 2 этап. Разработка проекта (три урока и самостоятельные занятия в медиатеке). ЗАДАЧИ: сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта.
УЧЕНИКИ: самостоятельная работа с информацией (индивидуальная, групповая, парная), анализ, обобщение, синтез идей, выполнение исследований по группам, работающим над проектом и оформляющим проект. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРУППА: разделение на подгруппы: беседы с жителями Солнцева, работа в библиотеке с периодической печатЖо, справочниками, исторической литературой. Посещение презентации книги «Солнцево — наш дом», краеведческого музея. Видеосъемка рассказа старожила о возникновении пруда. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА: проведение устного и письменного опроса среди учеников близлежащих школ и жителей Солнцева. Обобщение собранного материала, съемка фото- и киноматериалов. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА: проведение исследований химического состава воды, почвы, обработка результатов, исследование. Возможность решения экологических проблем. ГРУППА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ: создание компьютерных макетов пруда и окрестностей. ЧЕРТЕЖНО-АРХИТЕКТУРНАЯ ГРУППА: посещение выставок и музеев с целью обучения выполнению чертежей и макета. Консультации с учителями, художниками, специалистами макетирования, сбор материалов для выполнения макета. Выполнение чертежей реконструкции пруда. Изготовление макета. ГРУППА ЭКОНОМИСТОВ: получение помощи в районной управе по составлению сметы благоустройства и реконструкции пруда. Консультации бухгалтера, представителей торговых фирм и строительных организаций. Работа со справочным материалом. Составление сметы по благоустройству и реконструкции пруда. УЧИТЕЛЬ: наблюдает, консультирует, советует. 3 этап. Оценка результатов (два урока). ЗАДАЧИ: анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, анализ полноты достижения поставленной цели. УЧЕНИКИ участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА: обсуждение результатов исследования (анкетирования). Представление видео- и фотоматериалов. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА: представление результатов химического и биологического анализов воды и почвы, сопоставление результатов с историческими и экономическими справками.
ГРУППА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ: показ компьютерных макетов пруда и прилегающей территории, обсуждение сопроводительного текста. ЧЕРТЕЖНО-АРХИТЕКТУРНАЯ ГРУППА: представление макета и уточнение сопроводительного текста. ГРУППА ЭКОНОМИСТОВ: представление и обсуждение сметы. Возможности альтернатив финансирования благоустройства и реконструкции пруда. УЧИТЕЛЬ: наблюдает, направляет процесс анализа. 4 этап. Защита проекта (два урока). ЗАДАЧИ: подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. УЧЕНИКИ защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРУППА: доклад об истории образования пруда и о значении его для жителей близлежащих домов. Показ видеоматериала «Рассказ старожила Солнцева». СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА: доклад о социологических исследованиях. Показ видеоматериала «Мнение жителей Солнцева о теперешнем состоянии пруда и их пожелания». ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА: сообщение об экологических исследованиях. Меры, необходимые для улучшения экологического состояния пруда и прилегающей территории. ГРУППА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ: демонстрация компьютерного макета с пояснениями возможностей компьютерной графики. ЧЕРТЕЖНО-АРХИТЕКТУРНАЯ ГРУППА: представление макета пруда с рассказом о благоустройстве и реконструкции прилегающей территории. ГРУППА ЭКОНОМИСТОВ: доклад об экономических затратах на благоустройство, реконструкцию пруда и прилегающей территории. УЧИТЕЛЬ участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. 5 этап. Рефлексия (один урок). ЗАДАЧИ: оценка публикации в школьной газете «Звонок», районной газете «Солнцево». УЧЕНИКИ заполняют анкету рейтинговой оценки. УЧИТЕЛЬ заполняет анкеты рейтинговой оценки, дает среднюю оценку по проекту, общую оценку проекта. Процедура проведения проекта: 1. Презентация тем будущего проекта. 2. Определение количества групп и участников по 2—7 человек в группе, распределение функциональных обязанностей. 3. Обсуждение источников информации, планов деятельности. 4. Работа по темам проекта в группах: а) сбор информации; б) аналитическая работа над собственным материалом; в) консультации учителя; г) корректировка; д) дальнейший поиск информации; е) анализ новых фактов; ж) обобщение — обсуждение — получение данных, удовлетворяющих всех участников в группах; з) оформление материалов.
5. Защита проекта. 6. Подведение итогов, рейтинговая оценка. 7. Рефлексия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|