Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познание окружающего мира ,




«Моя страна»

Задачи. Познакомить детей с картой России, с российской государ­ственной символикой (флаг, герб), обобщить сведения, полученные ими в течение года о знаменитых местах нашей страны.

Предварительная работа. Знакомство детей с гербом города, с уст­ройством карт, со знаменитыми местами нашей Родины (в течение года).

Материалы, инструменты, оборудование. Карта России, неболь­шого размера государственный флаг Российской Федерации, неболь­шие рисунки, иллюстрирующие то, чем знаменита наша страна.

Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение А. Перлова «Родина»:

Много книг — библиотека,

Много трав — копна.

Мы семья, три человека,

Миллионы нас — страна.

Настя во Владивостоке

Спать уже идет,

А в Калининграде Костя

696

С солнышком встает.

Абрикосы зреют в Сочи,

На Чукотке — лед.

 Сотни трудятся рабочих —

Строят самолет.

Добываем нефть и газ,

 В спорте побеждаем,

Нашу Родину зовем

Благодатным краем.

Воспитатель вспоминает вместе с детьми, какие места есть в нашей стране: большие и маленькие реки, озера, леса, высокие и низкие горы, море. Находит и показывает их на карте России.

Показывает детям флаг России. Обсуждает с детьми, почему на на­шем флаге полосы такого цвета. Спрашивает детей, что бывает белого цвета (снег, облака, стволы берез, ромашки), что означает белый цвет (цвет чистоты). Белый цвет на нашем флаге — это цвет нашего снега, ромашек, берез и облаков.

Что бывает синего цвета? (Реки, озера, моря, небо, васильки.) На­ша страна знаменита своими реками, в нашей стране находится самое глубокое озеро в мире, которое называется Байкал. Синий цвет на на­шем флаге — это цвет наших рек и озер, синего неба и любимых цве­тов — васильков.

Что означает красный цвет на нашем флаге? Это цвет красных ягод и маков, цвет солнца и самый красивый цвет. Воспитатель напоминает детям, что раньше красивую девушку называли «красна девица», слово красный означало не только красного цвета, но и «красивый».

Воспитатель вспоминает с детьми, когда поднимают государствен­ный флаг России. Отмечает, что флаги вывешивают во время праздни­ков, которые отмечает вся наша страна.

Педагог показывает детям государственный герб России, напоми­нает им, что может быть изображено на гербе города, что изобража­ли, чтобы показать силу и смелость жителей (сильных зверей и птиц — медведя, орла). Рассказывает, что на гербе нашей страны изображен двуглавый орел, головы которого смотрят в разные стороны.

Воспитатель рассказывает детям, что у каждой страны три государст­венных символа — флаг, герб, которые они уже видели, и гимн. Гимн — это особая торжественная песня, когда ее исполняют, нельзя разговари­вать, нельзя сидеть, гимн обязательно слушают стоя. Напоминает детям, что когда соревнуются спортсмены из разных стран, то в честь победите­ля звучит гимн его страны. Воспитатель дает детям прослушать гимн, об­ращая их внимание на то, как надо вести себя во время слушания гимна.

Воспитатель размещает на карте небольшие рисунки знаменитых продуктов и товаров товаров России около тех городов (мест), где их делают (тульские пряники, вологодское масло, костромской сыр, уральские самоцветы, ивановские ситцы, дымковские и богородские игрушки и т. д.). Говорит детям, что мы гордимся своими мастера­ми, которые их сделали, гордимся тем, что умеем делать хорошо.

697

Воспитатель рассказывает детям, у всех людей, живущих в нашей стране — России, есть общие праздники, вспоминает с детьми, какие праздники они помнят. Рассказывает, что в этом месяце, в мае, вся наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. Это была долгая и страшная война, в которой участвовали все люди нашей страны, кто-то воевал, кто-то работал — делал самолеты, танки, шил одежду. В этот день мы все вспоминаем наших дедушек и прадедушек, бабушек и прабабушек, которые участвовали в этой войне, вспоминаем тех, кто погиб, не вернулся с войны, приносим цветы к памятникам погибшим.

На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, что объединяет всех людей, живущих в России, почему мы любим свою Ро­дину.

ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ СВОЮ РОДИНУ

1. Многие наши предки (прабабушки и прадедушки, бабушки и де­душки, мамы и папы) родились и жили здесь, наши братья и сестры, наши друзья живут в России.

2. Мы говорим на своем родном языке. Если это русский язык,
то мы все знаем стихи Пушкина, читаем произведения других писате­лей, писавших на русском языке.

3. Мы привыкли видеть вокруг себя родные леса, реки, горы и поля. Мы привыкли слушать знакомую нам музыку, есть свою обычную еду, отмечать вместе праздники.

4. Мы знаем, что живем в многонациональной стране, и все наро­ды, населяющие Россию, живут в дружбе, уважают друг друга.

5. У нас общая история, настоящее и будущее, мы стараемся помо­гать друг другу и радоваться, когда у представителей нашей страны что-то хорошо получается (выиграли соревнования, показали красивый спектакль и т. д.).

После занятия.;На занятии по аппликации дети создают компози­цию из цветов «Флаг России».

Дети могут принести в группу и рассмотреть вместе с другими деть­ми фотографии их прадедушек, прабабушек, воевавших на фронте или работавших в тылу во время войны. Желательно дать детям послушать Гимн России в торжественных ситуациях, например, перед началом праздника, посвященного Дню Победы.

АППЛИКАЦИЯ коллективная

«Цветы России (наш флаг)»

Задачи. Показать детям возможность составления коллективной композиции на единой основе из множества однородных элементов (цветков), подготовленных детьми на занятии.

Продолжать учить детей вырезать цветы в форме розетки из бумажных квадратов, сложенных уже знакомым способом — дважды по диагонали.

698

Обогатить аппликативную технику — вырезать лепестки разной формы, передавая характерные особенности конкретных цветов (бе­лые ромашки, синие васильки, красные маки или гвоздики). Развивать пространственное мышление и воображение.

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага, готовые бумажные формы — цветные квадраты разной величины и расцветки; ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеенки.

Предварительная работа. Рассматривание фотографий, открыток, календарей с изображением цветов (ромашки, васильки, гвоздики, ма­ки); беседа о весне и цветущих растениях; дидактическая игра на цве­товой модели «Цветной домик» с целью развития восприятия цвета и получения гармоничных цветосочетаний. Знакомство с государст­венной символикой (флаг, герб, гимн). Подготовка основы для компо­зиции «Наш флаг» (прямоугольный лист бумаги большого формата с соотношением ширины и высоты полотна составляющих полос как в государственном флаге России).

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям изображения цветов в форме розетки (имеющих круговое строение) — белую ромашку, красную полевую гвоздику (или мак) и синий василек. Спрашивает, в чем сходство и отличие этих цветов между собой. Дети приходят к выводу, что все рассматриваемые цветы похожи на круг или на солнышко (имеют в своей основе круг, если посмотреть на них сверху). Воспитатель спра­шивает детей, как можно вырезать такие цветы из бумаги. Обобщает («Можно так..., очень хороший способ —...» и т. д.) и напоминает рацио­нальный способ — вырезание цветка в форме розетки путем сложения бумажного квадрата дважды по диагонали. Сначала дети упражняются на черновых листках бумаги, а потом создают красивые образы цветов.

Воспитатель показывает детям разные приемы оформления края или «берега» формы «розетки», чтобы получились разные цветы — как насто­ящие: у ромашки и мака лепестки округлые — вырезаем «маковки», у ва­силька и гвоздики лепестки зубчатые — вырезаем «зубчики» (см. рис.)

 

 

 

 

Воспитатель спрашивает детей, какого цвета полевые цветы  ромашка, василек, гвоздика. Уточняет ответы (в случае необходимости) и предлага­ет вырезать много-много цветов, что­бы из них можно было составить раз­ные композиции. Дети вырезают кон­кретные цветы (ромашки, васильки, маки и гвоздики), подбирая бумаж­ные квадратики соответствующего цвета и стараясь передать форму ле­пестков («маковки» или «зубчики»).

 


 

699

Все вырезанные цветы дети переносят на свободный стол или на пол, рассматривают и с помощью воспитателя создают из цветов моза­ичную композицию «Наш флаг». Воспитатель напоминает детям, в ка­ком порядке следуют на флаге цветные полосы, выкладывает для ори­ентира по два-три цветка.

После занятия. Из оставшихся цветов дети составляют композиции по своему желанию.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Лучше нет родного края»

Задачи. Формировать у детей представление об образе Родины, родного края; наполнить их значимым для детей эмоционально-насы­щенным содержанием. Развивать умение вслушиваться в слова, пони­мать их значение.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, как называ­ется страна, в которой мы живем. Говорит, что Россия — наша Родина, наше Отечество.

— А что это за слово такое — Отечество? Об этом рассказал писа­
тель Константин Дмитриевич Ушинский в рассказе «Наше Отечество».

«Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зо­вем Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды на­ши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила сво­ему языку; как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов...

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина».

После чтения педагог беседует с детьми, давая им возможность вслу­шаться в звучание слов и порассуждать о сходстве в их значениях.

— Как вы думаете, почему свою землю — Россию — мы называем словом Родина? («...Потому, что в ней мы родились, в ней говорят род­ным нам языком и все здесь для нас родное...»)

— Почему родную землю еще называют словом Отечество, так по­хожим на слово «отец»? («...Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней испокон веку жили наши отцы...»)

Затем воспитатель говорит, что у каждого человека есть свой малень­кий уголок, где он родился, где его малая Родина. Какой же бывает малая Родина? Предлагает послушать рассказ Ю. Яковлева «Малая Родина».

После чтения спрашивает детей, что такое «малая Родина», что бы мы могли о ней рассказать? (Воспитатель помогает детям отметить наи-

700

более яркие черты, особенности места, где они живут — красивую при­роду, связь с историческими событиями и пр.)

После беседы педагог предлагает детям послушать отрывок из сти­хотворения П. Н. Воронько «Лучше нет родного края» (пер. с укр. 3. Александровой)1.

После чтения рассказа педагог предлагает детям послушать стихо­творение 3. Александровой «Родина»:

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

РИСОВАНИЕ по замыслу

«Моя Родина»

Задачи. Создать условия для выражения детьми художественно-изоб­разительными средствами представлений о своей Родине. Учить созда­вать замысел в соответствии с заданной темой и подбирать способы пере­дачи своего замысла. Развивать чувство композиции, умение рассказать о своем рисунке. Воспитывать чувство гордости за свою «малую Родину».

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги разного цве­та, формата и фактуры; цветные и простые карандаши, фломастеры, мелки, краски, кисти, ластики.

. Содержание занятия. Для создания эмоционального настроя у детей воспитатель читает знакомое (или новое) стихотворение о Родине.

Привлекая опыт детей, полученный на предыдущих занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, по художествен­ной литературе, в процессе наблюдений в природе воспитатель подво­дит детей к пониманию того, что они могут в своих рисунках отобразить

1 См.: Читаем детям/ Под ред. Сахиповой 3. Г. —Л.: Просвещение, 1991.

701

любимые места своего города (поселка), где они бывают с родителями, природные пейзажи, запомнившиеся события, традиционные празд­ники, впечатления о каких-либо семейных поездках. Педагог предлага­ет детям подумать, что они хотели бы нарисовать и какие для этого по­надобятся материалы.

Дети подбирают себе необходимые материалы и начинают рисовать. В процессе работы педагог оказывает детям индивидуальную поддержку: подсказывает, что еще можно добавить в рисунок, как лучше расположить изображение на листе, предлагает дополнительные материалы и т. п.

В конце занятия двум-трем детям (авторам наиболее оригинальных рисунков) предоставляется возможность рассказать о своих работах, остальным детям предлагается рассмотреть рисунки друг друга. Воспи­татель показывает приготовленную им заранее надпись будущей мини-выставки «Наша Родина».

После занятия. Вечером педагог вместе с детьми обсуждает располо­жение рисунков с учетом не только их содержания, но и цветовой гам­мы, формата, фактуры бумаги, и на основе общепринятого варианта со­здает общую композицию выставки «Наша Родина». Такую выставку можно разместить не только в детском саду, но и в близлежащих магази­нах, кинотеатрах, клубах и других общественных местах города.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...