Тема 12-13. Государственное управление сферами общественной жизнедеятельности и межотраслевое государственное управление
Цель: Рассмотреть и изучить основные концептуальные и практические вопросы современной социальной политики РК. План: 1 Основные составляющие социальной политики 2 Основные приоритеты социальной помощи государства 3 Роль государства в сфере образования, культуры и здравоохранения.
1 Социальная политика представляет собой совокупность принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) решений, учитывающих общественное мнение, и направленных на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества (объектов социальной политики), повышение уровня и качества жизни, а также мероприятий по практическому осуществлению этих решений. Методология анализа социальной составляющей рыночной экономики исходит из парадигмы, что основной задачей социальной политики является достижение определённого уровня равновесия в общественной жизни – на основе предоставления государственных гарантий для амортизации последствий стихийной рыночной экономики. Это означает, что социальная политика, в основном, должна быть направлена не только на управление социальным развитием общества, но и на обеспечение удовлетворения потребностей общества, а также на регулирование процессов социальной дифференциации общества. Поэтому базовыми целями социальной политики могут быть: достижение равновесия, стабильность, целостности и динамизма – при наличии материальных ресурсов, соответствующих политических сил и социальной системы; разрешение социальных противоречий, сохранение или восстановление баланса стратегических и тактических общественных интересов.
Экономическая модель социальной сферы должна отвечать параметрам: - гуманизации социально-экономических отношений; - достижения научно-технического прогресса за счет развития творческого труда, достигаемого путем удовлетворения разумных потребностей работника; - создание нормальных условий жизнедеятельности людей, когда уровень экономического развития страны позволяет удовлетворять их основные потребности; - развития отношений равноправного социального партнерства между работодателями, включая государство, и трудоспособным населением - на основе чёткого разграничения прав и обязанностей этих двух сил общества.
2 Важнейшими приоритетами социальной политики в среднесрочной перспективе являются: - содействие расширению фронта занятости, а также активизация потребительского и инвестиционного спроса, оживление производства; - становление эффективного рынка труда, преодоление неоправданно заниженной цены труда, повышение ее уровня по мере роста национальной экономики; - повышение уровня жизни, сокращение имущественного расслоения населения, формирование системы и уровней социальных гарантий (оплата труда, пенсии, пособия, стипендии, медицинское обслуживание); -восстановление, развитие и повышение эффективности функционирования отраслей социальной сферы. Важнейшими мерами по осуществлению названных приоритетных направлений являются следующие: - создание действенных стимулов для ускоренного становления многосекторного хозяйства, раздвигающего фронт занятости и возможности выбора работы, отвечающей способностям и интересам каждого; - целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов, для сохранения и создания рабочих мест;
- реальное и повсеместная поддержка малого и среднего предпринимательства, представляющего собой гибкий амортизатор последствий кризисного спада в сфере занятости; - становление и развитие муниципальной собственности, перспективной в плане расширения занятости в сфере коммунального обслуживания; - разработка комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, рассчитанных на нормализацию условий жизнеобеспечения населения, сохранение и повышение качества трудового потенциала; - подготовка организационных и нормативно-правовых основ для реализации таких программ, в частности, для повышения заинтересованности предпринимателей в развитии рабочих мест, привлечение частных и зарубежных инвестиций, отладка механизма их информационного обеспечения и финансирования; - совершенствование практики социального партнерства по линии включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест, организация работы по подготовке персонала к ситуациям, связанным с резкими изменениями структуры и качества этих мест, разрешение практики общественных работ; - определение в законодательном порядке минимальных размеров гарантированной заработной платы как стартовой цены простого малоквалифицированного труда с ориентацией на сближение этих размеров с величиной среднего прожиточного минимума и дальнейшее повышение; - постепенное введение на предприятиях гарантированного минимума оплаты труда, обеспечив включение в Генеральное соглашение обязательного для всех других видов коллективных договоров положения по гарантированию минимальной заработной платы с ее индексацией в зависимости от роста цен; - освобождение минимальной заработной платы от функций регулирования социальных трансфертов, фиксация в Трудовом кодексе обязательности гарантирования этого минимума со стороны работодателей; - законодательное уточнение метода и порядка индексации доходов населения в целях сохранения реальной покупательной способности денежной заработной платы в условиях инфляции; - сокращение имущественного расслоения, необоснованно высоких различий и уравниловки в доходах путем введения системы прогрессивного налогового обложения с увеличением прогрессии ставок сверх средней заработной платы и усиления налоговой дисциплины;
- уточнение параметров Единой тарифной сетки в соответствии с величиной прожиточного минимума; - разработка механизмов восстановления сбережений населения и осовременивания прежнего заработка в целях учета трудового вклада для пересмотра размеров пенсий и приближения их величины к прожиточному минимуму; - концентрация усилий на последовательной реализации мер по укреплению гарантированной социальной защищенности граждан, а также по реформированию политики вспомоществования и социального страхования; - задействование новых подходов к реализации и права на социальную защиту и обслуживание нетрудоспособных в зависимости от их материальной обеспеченности на основе новых государственных стандартов и лицензирования деятельности организаций социального обслуживания; - создание условий внедрения новых социальных технологий с приоритетным развитием обслуживания в нестационарных условиях.
3 Государственная политика в сфере образования является важным фактором модернизации любого общества и обеспечения конкурентоспособности экономики. Кроме того, общество, которое заботится о сохранении социальной стабильности, должно обеспечивать возможности доступа к образовательным системам молодежи с различным уровнем доходов – от самых высоких до самых низких. Основными задачами политики образования на всех его уровнях в стабильной рыночной экономике являются: - содействие успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда; - противодействие негативным социальным процессам, таким, как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде, борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних; - поддержка систем специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение вклада образования в модернизацию экономики. Государственная значимость этих задач определяет необходимость участия средств государственного бюджета в финансировании части образования. Масштабы этого участия определяются, во-первых, государственным образовательным стандартом (определяет минимальный обязательный уровень образования) и, во-вторых, государственным заказом на подготовку специалистов со средним специальным и высшим образование. В рыночной экономике определенная часть культуры (так называемая массовая культура) самостоятельно адаптируется к существующей экономической среде, являясь так называемым центром прибыли. Однако при этом остается значительная часть объектов культурной сферы, которая зависит от государственного бюджета и не может приносить прибыль в размерах, достаточных для своей самоокупаемости. В числе таких объектов – музеи, библиотеки, немузеефицированные памятники культуры. Поэтому основная задача государственной политики в области культуры заключается в обеспечении доступности членов общества вне зависимости от их доходов основных услуг этой отрасли. Необходимыми условиями решения этой проблемы являются: - бюджетное финансирование учреждений культуры, находящихся в государственной собственности и не являющихся центрами прибыли; - стимулирование в случае необходимости развития культуры через механизмы налоговых льгот юридическим и физическим лицам, инвестирующими свои средства в эту отрасль; - налоговое поощрение благотворительности в области культуры; - предоставление льгот (дотирование) потребления основных услуг культуры малодоходными домохозяйствами. С точки зрения государственных интересов необходимость в поддержке за счет средств государственного бюджета возникает в отношении мероприятий, связанных, во-первых, с сохранением культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития культуры и поддержкой культурных инноваций и, во-вторых, с обеспечением единства культурного пространства страны. Любое государство, где достигнута социально-экономическая стабильность, сталкивается с проблемой финансирования здравоохранения, определением принципов формирования этой отрасли. Бюджет здравоохранения в стране складывается, как правило, из трех основных источников – государственного бюджета, средств системы обязательного медицинского страхования и средств самих граждан. Средства государственного бюджета используются для оплаты медицинских услуг по программам обязательного медицинского страхования для лиц, которые не перечисляют средства в эту систему (прежде всего, пенсионеров и неработающих инвалидов).
Вопросы к лекции: 1 Основные составляющие социальной политики 2 Основные приоритеты социальной помощи государства 3 Роль государства в сфере образования, культуры и здравоохранения.
Тесты к теме: 1.Организационная структура государственного управления – это. А) обеспечение совпадения социальной роли элементов государственного управления и возможностей людей; В) установление отчетливо видимых субординационных взаимосвязей; С) особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической природой, социально- функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления; D) распределение общего объема организационного потенциала по вертикали и по горизонтали. Е) правильные ответы А, С.
2. Характеристики государственного органа. А) исполнительные и представительные; в) общеэкономические, региональные и отраслевые; С) функциональные, социологические, юридические, организационные; D) компетенция, субординация, обособленность; Е) функциональные, региональные, представительные.
3. Структура государственного органа должна отвечать следующим требованиям. А) соответствовать конституции и законам данного государства; В) мобильности, оперативности, экономичности; С) соответствовать положениям о государственных органах; D) организационной взаимозависимости и степени Самостоятельности; Е) правильные ответы В, С.
4. Государственный суверенитет – это. А) реальное, силовое, целенаправленное влияние на управляемое отношение; В) обеспечение законности, подготовка и повышение квалификации государственных служащих; С) явление демократии, форма народовластия; D) правильного ответа нет; Е) правильный ответ В, С. Литература 1. Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М.: Экономика, 2012. 2. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2010. 3. Аткинсон Э., Стиглиц Д. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник./ Пер. с анг.; Под ред. Л.Л. Любимова. – М.: Аспект пресс, 2009.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|