Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 12-13. Государственное управление сферами общественной жизнедеятельности и межотраслевое государственное управление




Цель: Рассмотреть и изучить основные концептуальные и практические вопросы современной социальной политики РК.

План:

1 Основные составляющие социальной политики

2 Основные приоритеты социальной помощи государства

3 Роль государства в сфере образования, культуры и здравоохранения.

 

1 Социальная политика представляет собой совокупность принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) решений, учитывающих общественное мнение, и направленных на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества (объектов социальной политики), повышение уровня и качества жизни, а также мероприятий по практическому осуществлению этих решений.

Методология анализа социальной составляющей рыночной экономики исходит из парадигмы, что основной задачей социальной политики является достижение определённого уровня равновесия в общественной жизни – на основе предоставления государственных гарантий для амортизации последствий стихийной рыночной экономики.

Это означает, что социальная политика, в основном, должна быть направлена не только на управление социальным развитием общества, но и на обеспечение удовлетворения потребностей общества, а также на регулирование процессов социальной дифференциации общества. Поэтому базовыми целями социальной политики могут быть: достижение равновесия, стабильность, целостности и динамизма – при наличии материальных ресурсов, соответствующих политических сил и социальной системы; разрешение социальных противоречий, сохранение или восстановление баланса стратегических и тактических общественных интересов.

Экономическая модель социальной сферы должна отвечать параметрам:

- гуманизации социально-экономических отношений;

- достижения научно-технического прогресса за счет развития творческого труда, достигаемого путем удовлетворения разумных потребностей работника;

- создание нормальных условий жизнедеятельности людей, когда уровень экономического развития страны позволяет удовлетворять их основные потребности;

- развития отношений равноправного социального партнерства между работодателями, включая государство, и трудоспособным населением - на основе чёткого разграничения прав и обязанностей этих двух сил общества.

 

2 Важнейшими приоритетами социальной политики в среднесрочной перспективе являются:

- содействие расширению фронта занятости, а также активизация потребительского и инвестиционного спроса, оживление производства;

- становление эффективного рынка труда, преодоление неоправданно заниженной цены труда, повышение ее уровня по мере роста национальной экономики;

- повышение уровня жизни, сокращение имущественного расслоения населения, формирование системы и уровней социальных гарантий (оплата труда, пенсии, пособия, стипендии, медицинское обслуживание);

-восстановление, развитие и повышение эффективности функционирования отраслей социальной сферы.

Важнейшими мерами по осуществлению названных приоритетных направлений являются следующие:

- создание действенных стимулов для ускоренного становления многосекторного хозяйства, раздвигающего фронт занятости и возможности выбора работы, отвечающей способностям и интересам каждого;

- целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов, для сохранения и создания рабочих мест;

- реальное и повсеместная поддержка малого и среднего предпринимательства, представляющего собой гибкий амортизатор последствий кризисного спада в сфере занятости;

- становление и развитие муниципальной собственности, перспективной в плане расширения занятости в сфере коммунального обслуживания;

- разработка комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, рассчитанных на нормализацию условий жизнеобеспечения населения, сохранение и повышение качества трудового потенциала;

- подготовка организационных и нормативно-правовых основ для реализации таких программ, в частности, для повышения заинтересованности предпринимателей в развитии рабочих мест, привлечение частных и зарубежных инвестиций, отладка механизма их информационного обеспечения и финансирования;

- совершенствование практики социального партнерства по линии включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест, организация работы по подготовке персонала к ситуациям, связанным с резкими изменениями структуры и качества этих мест, разрешение практики общественных работ;

- определение в законодательном порядке минимальных размеров гарантированной заработной платы как стартовой цены простого малоквалифицированного труда с ориентацией на сближение этих размеров с величиной среднего прожиточного минимума и дальнейшее повышение;

- постепенное введение на предприятиях гарантированного минимума оплаты труда, обеспечив включение в Генеральное соглашение обязательного для всех других видов коллективных договоров положения по гарантированию минимальной заработной платы с ее индексацией в зависимости от роста цен;

- освобождение минимальной заработной платы от функций регулирования социальных трансфертов, фиксация в Трудовом кодексе обязательности гарантирования этого минимума со стороны работодателей;

- законодательное уточнение метода и порядка индексации доходов населения в целях сохранения реальной покупательной способности денежной заработной платы в условиях инфляции;

- сокращение имущественного расслоения, необоснованно высоких различий и уравниловки в доходах путем введения системы прогрессивного налогового обложения с увеличением прогрессии ставок сверх средней заработной платы и усиления налоговой дисциплины;

- уточнение параметров Единой тарифной сетки в соответствии с величиной прожиточного минимума;

- разработка механизмов восстановления сбережений населения и осовременивания прежнего заработка в целях учета трудового вклада для пересмотра размеров пенсий и приближения их величины к прожиточному минимуму;

- концентрация усилий на последовательной реализации мер по укреплению гарантированной социальной защищенности граждан, а также по реформированию политики вспомоществования и социального страхования;

- задействование новых подходов к реализации и права на социальную защиту и обслуживание нетрудоспособных в зависимости от их материальной обеспеченности на основе новых государственных стандартов и лицензирования деятельности организаций социального обслуживания;

- создание условий внедрения новых социальных технологий с приоритетным развитием обслуживания в нестационарных условиях.

 

3 Государственная политика в сфере образования является важным фактором модернизации любого общества и обеспечения конкурентоспособности экономики. Кроме того, общество, которое заботится о сохранении социальной стабильности, должно обеспечивать возможности доступа к образовательным системам молодежи с различным уровнем доходов – от самых высоких до самых низких.

Основными задачами политики образования на всех его уровнях в стабильной рыночной экономике являются:

- содействие успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда;

- противодействие негативным социальным процессам, таким, как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде, борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних;

- поддержка систем специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение вклада образования в модернизацию экономики.

Государственная значимость этих задач определяет необходимость участия средств государственного бюджета в финансировании части образования. Масштабы этого участия определяются, во-первых, государственным образовательным стандартом (определяет минимальный обязательный уровень образования) и, во-вторых, государственным заказом на подготовку специалистов со средним специальным и высшим образование.

В рыночной экономике определенная часть культуры (так называемая массовая культура) самостоятельно адаптируется к существующей экономической среде, являясь так называемым центром прибыли.

Однако при этом остается значительная часть объектов культурной сферы, которая зависит от государственного бюджета и не может приносить прибыль в размерах, достаточных для своей самоокупаемости. В числе таких объектов – музеи, библиотеки, немузеефицированные памятники культуры. Поэтому основная задача государственной политики в области культуры заключается в обеспечении доступности членов общества вне зависимости от их доходов основных услуг этой отрасли. Необходимыми условиями решения этой проблемы являются:

- бюджетное финансирование учреждений культуры, находящихся в государственной собственности и не являющихся центрами прибыли;

- стимулирование в случае необходимости развития культуры через механизмы налоговых льгот юридическим и физическим лицам, инвестирующими свои средства в эту отрасль;

- налоговое поощрение благотворительности в области культуры;

- предоставление льгот (дотирование) потребления основных услуг культуры малодоходными домохозяйствами.

С точки зрения государственных интересов необходимость в поддержке за счет средств государственного бюджета возникает в отношении мероприятий, связанных, во-первых, с сохранением культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития культуры и поддержкой культурных инноваций и, во-вторых, с обеспечением единства культурного пространства страны.

Любое государство, где достигнута социально-экономическая стабильность, сталкивается с проблемой финансирования здравоохранения, определением принципов формирования этой отрасли. Бюджет здравоохранения в стране складывается, как правило, из трех основных источников – государственного бюджета, средств системы обязательного медицинского страхования и средств самих граждан.

Средства государственного бюджета используются для оплаты медицинских услуг по программам обязательного медицинского страхования для лиц, которые не перечисляют средства в эту систему (прежде всего, пенсионеров и неработающих инвалидов).

Вопросы к лекции:

1 Основные составляющие социальной политики

2 Основные приоритеты социальной помощи государства

3 Роль государства в сфере образования, культуры и здравоохранения.

 

Тесты к теме:

1.Организационная структура государственного управления –

это.

А) обеспечение совпадения социальной роли элементов

государственного управления и возможностей людей;

В) установление отчетливо видимых субординационных

взаимосвязей;

С) особое государственно-правовое явление, обусловленное

общественно-политической природой, социально-

функциональной ролью, целями и содержанием государственного

управления;

D) распределение общего объема организационного потенциала по

вертикали и по горизонтали.

Е) правильные ответы А, С.

 

2. Характеристики государственного органа.

А) исполнительные и представительные;

в) общеэкономические, региональные и отраслевые;

С) функциональные, социологические, юридические,

организационные;

D) компетенция, субординация, обособленность;

Е) функциональные, региональные, представительные.

 

3. Структура государственного органа должна отвечать следующим требованиям.

А) соответствовать конституции и законам данного государства;

В) мобильности, оперативности, экономичности;

С) соответствовать положениям о государственных органах;

D) организационной взаимозависимости и степени

Самостоятельности;

Е) правильные ответы В, С.

 

4. Государственный суверенитет – это.

А) реальное, силовое, целенаправленное влияние на управляемое

отношение;

В) обеспечение законности, подготовка и повышение квалификации

государственных служащих;

С) явление демократии, форма народовластия;

D) правильного ответа нет;

Е) правильный ответ В, С.

Литература

1. Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М.: Экономика, 2012.

2. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2010.

3. Аткинсон Э., Стиглиц Д. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник./ Пер. с анг.; Под ред. Л.Л. Любимова. – М.: Аспект пресс, 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...