Тема 14. Совершенствование стиля управленческой деятельности и ответственность в ее осуществлении
Цель: Способствовать формированию у студентов званий о стиле государственного управления и его разновидностей.
План: 1 Понятие, содержание и элементы стиля управления. 2 Разновидности стиля управления. 3 Резервы рационализации стиля государственного управления.
1 Стиль - продуманное и согласованное взаимодействие управленческих элементов и человеческого потенциала, представляет собой специфическое отражение в особой управленческой сфере общества единства субъективного и объективного. Под стилем государственного управления следует понимать реально используемую систему социально эффективных и постоянно развивающихся способов, средств, форм и методов повседневного функционирования должностных лиц и в целом органов государственной власти и местного самоуправления, основанную на соответствующих принципах и обеспечивающую рациональное и демократическое ведение управленческих дел. Стиль должен состоять из следующих элементов: – целевых, функциональных и организационных характеристик органов государственной власти и местного самоуправления, которые определяют их место и правовой статус в иерархии управляющей системы государственного управления; – юридически закрепленных и, соответственно, практически используемых форм, методов и процедур управленческой деятельности органов управления и их должностных лиц; – реально проявляемых общекультурных, профессиональных и личностных качеств должностных лиц, посредством которых формируются социально-психологические механизмы управления. – 2Разновидности стиля управления: Директивный - отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением большинства не только крупных, но мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными.
Демократический - предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, подготовку и принятие решений при их деятельном участии, справедливую оценку их усилий, уважительное отношение к людям и заботливое отношение к их потребностям. Либеральный стиль отличают отсутствие размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия, когда они неблагоприятны. Анархический - все пущено на самотек, каждый делает все что хочет и как хочет. Кампанейский - от “кампании” до “кампании”. Волевой - приказы, грубое психологическое давление Также различают: Общий стиль - общепризнанный, проявляющийся повсеместно, поддерживаемый обществом. Индивидуальный - общий стиль, преломленный в соответствии с конкретными условиями управленческой деятельности и качествами соответствующих руководителей. Чаще всего имеет место смешение стилей. Исторический опыт показывает, что наиболее целесообразным является демократический стиль государственного управления.Его свойства: Глубокие связи органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами Обширные возможности для введения научного знания в управленческие процессы и придания им целенаправленности, деловитости и влиятельности - использование достижений науки в деятельности аппарата Становление и поддержание во всей системе государственного управления подлинно гуманных взаимоотношений между руководителями и подчиненными, коллективами, должностными лицами, гражданами.
3 Управляемым процессам необходимы: адекватные организационные формы, связанные с соответствующими конкретными видами деятельности, четко обозначенные цели, соответствующие интересам людей и активизирующие их деятельность, нормы, нормативы, правильно регулирующие внешние (для общества, для других процессов) параметры деятельности и дающие простор для инициативы и самодеятельности, ресурсное и научно-техническое обеспечение, стимулы, удовлетворяющие определенные интересы или создающие для этого основу и меры ответственности, демократические процедуры контроля и оценки результатов деятельности.
Резервы рационализации: 1. Ими обладает коллегиальность как форма организации управленческой деятельности. Осуществляется в рамках субординации и призвана ее укреплять. Это средство интеграции интеллектуальных и организационных усилий, не подменяет индивидуальной деятельности и ответственности, на основе коллективно выраженной воли соответствующий организатор имеет самые широкие полномочия и может действовать как единоначальник. 2. Резервом является также анализ и оценка состояния и качества управленческой деятельности: имеют цель выяснить правду об управленческом процессе. На поиск истины должны быть направлены усилия самих управленческих кадров. 3. Развитие коммуникативности управляющих компонентов с гражданами, обществом - это важнейшая внешняя сфера с огромным разнообразием политических и социально-психологических рецепторов. Принцип контактов может быть только один: на равных, с подлинным уважением к человеку. Особенности - в общении с массовой аудиторией. Неформальные и внеслужебные контакты - при них должностное лицо воспринимается в соответствии со своим статусом - нужно стремиться к тому, чтобы эти контакты способствовали укреплению авторитета должностного лица и того органа, который он представляет. Вопросы к лекции: 1 Понятие, содержание и элементы стиля управления. 2 Разновидности стиля управления. 3 Резервы рационализации стиля государственного управления. Тесты к теме: 1. Общие черты управленческой деятельности. А) прикладной характер, интеллектуальное и информационное содержание, социально-психологическое и комплексное явление;
В) политические, экономические, социальные и духовные объекты; С) потребности- интересы – цели – мотивы – стимулы; D) теоретическая и практическая направленность; Е) правильные ответы С, D.
2. Методы управленческой деятельности. А) прямые и обратные связи, принуждение и убеждение; В) иерархические, пирамидальные, горизонтальные и вертикальные; С) выделение цели, определение приоритетов, стратегии и ресурсов; D) методы функционирования органов государственной власти и методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления; Е) прямые и косвенные, квотирование.
3. Стадии управленческой деятельности. А) информация – знания – ресурсы – действия - оценка; В) предоставление, сосредоточение и обеспечение функций управления; С) цели – функции – интересы – потребности – решения; D) анализ – оценка – прогнозирование – моделирование – правовое обеспечение – организация – контроль – обобщение; Е) нет правильного ответа.
4.Принципы государственного управления. А) объективности, демократизма, правовой упорядоченности, законности; В) разделения власти, федерализма, публичности государственного управления; С) согласованности, взаимодополняемости, сочетание общих и частных интересов, последовательности; D) все выше перечисленное. Е) правильные ответы В, D. Литература 1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. – М.: Омега-Л., 2011. Издание 3-е, дополненное. 2. Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М.: Экономика, 2012. 3. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учеб. Пособие. – М.: Аспект Пресс, 2009
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|