Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Совершенствование стиля управленческой деятельности и ответственность в ее осуществлении




 

Цель: Способствовать формированию у студентов званий о стиле государственного управления и его разновидностей.

 

План:

1 Понятие, содержание и элементы стиля управления.

2 Разновидности стиля управления.

3 Резервы рационализации стиля государственного управ­ления.

 

1 Стиль - продуманное и согласованное взаимодействие управленческих элементов и человеческого потенциала, представляет собой специфическое отражение в особой управленческой сфере общества единства субъективного и объективного.

Под стилем государственного управления следует понимать реально используемую систему социально эффективных и постоянно развивающихся способов, средств, форм и методов повседневного функционирования должностных лиц и в целом органов государственной власти и местного самоуправления, основанную на соответствующих принципах и обеспечивающую рациональное и демократическое ведение управленческих дел.

Стиль должен состоять из следующих элементов:

– целевых, функциональных и организационных характеристик органов государственной власти и местного самоуправления, которые определяют их место и правовой статус в иерархии управляющей системы государственного управления;

– юридически закрепленных и, соответственно, практически используемых форм, методов и процедур управленческой деятельности органов управления и их должностных лиц;

– реально проявляемых общекультурных, профессиональных и личностных качеств должностных лиц, посредством которых формируются социально-психологические механизмы управления.

2Разновидности стиля управления:

Директивный - отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением большинства не только крупных, но мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными.

Демократический - предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, подготовку и принятие решений при их деятельном участии, справедливую оценку их усилий, уважительное отношение к людям и заботливое отношение к их потребностям.

Либеральный стиль отличают отсутствие размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия, когда они неблагоприятны.

Анархический - все пущено на самотек, каждый делает все что хочет и как хочет. Кампанейский - от “кампании” до “кампании”. Волевой - приказы, грубое психологическое давление

Также различают: Общий стиль - общепризнанный, проявляющийся повсеместно, поддерживаемый обществом. Индивидуальный - общий стиль, преломленный в соответствии с конкретными условиями управленческой деятельности и качествами соответствующих руководителей. Чаще всего имеет место смешение стилей.

Исторический опыт показывает, что наиболее целесообразным является демократический стиль государственного управления.Его свойства:

Глубокие связи органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами

Обширные возможности для введения научного знания в управленческие процессы и придания им целенаправленности, деловитости и влиятельности - использование достижений науки в деятельности аппарата

Становление и поддержание во всей системе государственного управления подлинно гуманных взаимоотношений между руководителями и подчиненными, коллективами, должностными лицами, гражданами.

 

3 Управляемым процессам необходимы: адекватные организационные формы, связанные с соответствующими конкретными видами деятельности, четко обозначенные цели, соответствующие интересам людей и активизирующие их деятельность, нормы, нормативы, правильно регулирующие внешние (для общества, для других процессов) параметры деятельности и дающие простор для инициативы и самодеятельности, ресурсное и научно-техническое обеспечение, стимулы, удовлетворяющие определенные интересы или создающие для этого основу и меры ответственности, демократические процедуры контроля и оценки результатов деятельности.

Резервы рационализации:

1. Ими обладает коллегиальность как форма организации управленческой деятельности. Осуществляется в рамках субординации и призвана ее укреплять. Это средство интеграции интеллектуальных и организационных усилий, не подменяет индивидуальной деятельности и ответственности, на основе коллективно выраженной воли соответствующий организатор имеет самые широкие полномочия и может действовать как единоначальник.

2. Резервом является также анализ и оценка состояния и качества управленческой деятельности: имеют цель выяснить правду об управленческом процессе. На поиск истины должны быть направлены усилия самих управленческих кадров.

3. Развитие коммуникативности управляющих компонентов с гражданами, обществом - это важнейшая внешняя сфера с огромным разнообразием политических и социально-психологических рецепторов. Принцип контактов может быть только один: на равных, с подлинным уважением к человеку. Особенности - в общении с массовой аудиторией.

Неформальные и внеслужебные контакты - при них должностное лицо воспринимается в соответствии со своим статусом - нужно стремиться к тому, чтобы эти контакты способствовали укреплению авторитета должностного лица и того органа, который он представляет.

Вопросы к лекции:

1 Понятие, содержание и элементы стиля управления.

2 Разновидности стиля управления.

3 Резервы рационализации стиля государственного управ­ления.

Тесты к теме:

1. Общие черты управленческой деятельности.

А) прикладной характер, интеллектуальное и информационное

содержание, социально-психологическое и комплексное явление;

В) политические, экономические, социальные и духовные объекты; С) потребности- интересы – цели – мотивы – стимулы;

D) теоретическая и практическая направленность;

Е) правильные ответы С, D.

 

2. Методы управленческой деятельности.

А) прямые и обратные связи, принуждение и убеждение;

В) иерархические, пирамидальные, горизонтальные и вертикальные;

С) выделение цели, определение приоритетов, стратегии и ресурсов;

D) методы функционирования органов государственной власти и

методы обеспечения реализации целей и функций

государственного управления;

Е) прямые и косвенные, квотирование.

 

3. Стадии управленческой деятельности.

А) информация – знания – ресурсы – действия - оценка;

В) предоставление, сосредоточение и обеспечение функций

управления;

С) цели – функции – интересы – потребности – решения;

D) анализ – оценка – прогнозирование – моделирование – правовое

обеспечение – организация – контроль – обобщение;

Е) нет правильного ответа.

 

4.Принципы государственного управления.

А) объективности, демократизма, правовой упорядоченности,

законности;

В) разделения власти, федерализма, публичности государственного

управления;

С) согласованности, взаимодополняемости, сочетание общих и

частных интересов, последовательности;

D) все выше перечисленное.

Е) правильные ответы В, D.

Литература

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. – М.: Омега-Л., 2011. Издание 3-е, дополненное.

2. Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М.: Экономика, 2012.

3. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учеб. Пособие. – М.: Аспект Пресс, 2009

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...