Тема 11. Государственная служба в системе государственного управления
Цель: Сформировать у студентов комплекс современных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности по обеспечению полномочий государственных и муниципальных органов.
План: 1 Понятие и специфические признаки государственной службы 2 Принципы государственной службы 3 Управление государственной службой в РК
1 Государственная служба есть деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти. Государственная служба как особый род профессиональной деятельности имеет свои признаки: а) государственная служба связана с реализацией задач и функций государства как внутри, так и вне страны; б) задачи и функции государства по развитию отраслей экономики, социальной сферы и административно-политического строительства реализуются через государственное управление, профессиональную деятельность государственных служащих; в) государственная служба осуществляется в рамках создаваемого специального аппарата, обеспечивающего реализацию управленческих функций в обществе; г) специфика государственной службы связана с осуществлением управленческих функций, которые выступают в качестве объективно необходимых направлений практической работы государственных служащих по реализации задач и функций государств; л) государственные служащие выступают от имени государства, а потому они наделены государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления возложенных на них функций управления; е) государственная служба строго основывается на нормах Конституции, законов, указов Президента Республики Казахстан и других нормативных правовых актах;
ж) государственная служба - деятельность практическая, организаторская, носит исполнительный характер; з) государственная служба есть деятельность распорядительного характера. Распорядительная деятельность предполагает издание в необходимых случаях актов управления, при помощи которых обеспечивается целенаправленное воздействие на подведомственные объекты и направление их основной деятельности; и) государственная служба носит деполитизированный характер. Это означает, что государственные служащие при исполнении своих должностных функций и полномочий обязаны руководствоваться только требованиями законодательства и не связывать себя решениями политических партий, общественных объединений и их органов.
2 Государственная служба как специфическая профессиональная деятельность особого слоя людей, связанная с выполнением управленческих функций в обществе, основывается на определенных принципах, которые выражаются в виде требования их соблюдения, гарантирующая функционирование института государственной службы в целом. К таким принципам относятся: 1) законности. 2) казахстанского патриотизма. 3) единства системы государственной службы, независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. 4) приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства. 5) общедоступности, то есть равного права граждан республики на доступ к государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. б) добровольности поступления граждан на государственную службу. В соответствии с данным принципом подбор кандидатур на должности государственных служащих должен осуществляться строго на добровольной основе. Никто не может в принудительном порядке назначить гражданина на государственную службу.
7) профессионализма и компетентности государственных служащих. В основу данного принципа положен деловой критерий оценки руководящих кадров с точки зрения знания ими порученного дела, соответствия их занимаемой должности. 8) равной оплаты труда за выполнение равнозначной работы. 9) обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий; 10) подконтрольности и подотчетности государственных служащих; 11) учета общественного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; 13) поощрения государственных служащих за добросовестное, инициативное исполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности. 14) личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими должностных обязанностей и превышение им своих полномочий. 15) непрерывности повышения квалификации государственных служащих.
3 Государственная служба это особая профессиональная деятельность, особый вид управленческой деятельности, связанный с организацией собственной работы государственных служащих, с обеспечением единой государственной политики в сфере государственной службы, а потому сложились свои принципы, функции, методы в формы управления. Для управления государственной службой, что означает улучшение системы найма, подготовка и продвижения кадров — одного из основных принципов стратегии. В этом направлении выдвигается неотложная задача — подготовка управленческих кадров нового поколения. В управление должны прийти технократы, кто способен и готов работать «засучив рукава» на достижение приоритетных целей и задач. Для реализации единой государственной политики в сфере государственной службы образованы специальные органы, наделенные соответствующими функциями и полномочиями. К ним относятся Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и его территориальные подразделения. В стратегическом плане главным назначением данных органов является создание и поддержание высокой репутации государственной службы в обществе. Это связано, с одной стороны, со становлением новой государственности в Казахстане, а с другой — формированием демократического, правового, социально ориентированного государства.
Основные задачи, функции и полномочия Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы определены Положением, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 1999 года. В соответствии с возложенными задачами Агентство осуществляет следующие функции: - участвует в разработке и реализации государственных программ в области совершенствования и повышения эффективности государственной службы; - формирует республиканскую базу данных по персоналу государственной службы и кадровый резерв для занятия должностей административных государственных служащих; - разрабатывает и представляет на утверждение Президенту страны Положение о кадровом резерве государственной службы; - разрабатывает и формирует республиканскую информационную систему управления кадрами государственной службы; - разрабатывает в утверждает типовые квалификационные требованиям к категориям административных государственных служащих; - разрабатывает и представляет на утверждение Президенту республики Реестр должностей административных государственных служащих и иные акты; - разрабатывает предложения по совершенствованию системы оплаты труда, социально-правовой защиты государственных служащих; - координирует деятельность государственных органов по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Управление государственной службой включает ряд взаимосвязанных ключевых элементов, которые образуют цикл управления трудовыми ресурсами:
- отбор работников; - оценка профессиональной деятельности; -система вознаграждения; - возможность обучения и повышения квалификации. Управление трудовыми ресурсами включает также: -анализ рынка труда; - отбор, прием и адаптацию работников; - планирование карьеры кадров, их профессионального и административного роста; - анализ затрат и результатов труда; - обеспечение необходимых условий труда, создание хорошего социально-психологического климата; - разработку системы мотивации труда; участие в переговорах с профсоюзами; - разработку социальной и пенсионной политики организации; - разрешение конфликтов. Вопросы к лекции: 1 Понятие и специфические признаки государственной службы 2 Принципы государственной службы 3 Управление государственной службой в РК Тесты к теме: 1. Объективные основы государственного управления. А) Территория, население; В) Три ветви власти; С) Природно-географические, естественно- общественные, культурно-исторические; D) Закономерности, ценности, адаптационные формы; Е) нет правильного ответа.
2.Свойства управляемых объектов. А) Самоактивность, целенаправленный характер, адаптированность, способность к самоуправлению, зависимость от объективных факторов; В) Независимость, централизованность, способность к самофинансированию; С) Пассивность, незащищенность от внешних факторов; D) Коррелятивные зависимости, специализация деятельности; Е) правильные ответы В, С.
3.Виды целей государственного управления образуют следующюю структуру: А) Политические, правовые, макроэкономические; В) Предвидение, прогнозирование, планирование; С) Планирование, организация, мотивация; D)Общественно-политические, социально-экономические, организационные, информационные; Е) правильные ответы А, В.
4. Функции государственного управления. А) организация, регулирование, контроль; В) внутренние, внешние, общие и специфические; С) программирование, мотивация, мониторинг; D) законодательная, исполнительная и судебная. Е) прогнозирование, проектирование, программирование. Литература 1. Государственное управление. Основы теории и организации./ Под ред. В.А. Козбаненко. Учебник. – М.: СТАУТ, 2000. 2. Государственное и муниципальное управление: Учебник. М.: Юристъ, 2003. 3. Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М.: Экономика, 2012.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|