Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 11. Государственная служба в системе государственного управления




Цель: Сформировать у студентов комплекс современных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности по обеспечению полномочий государственных и муниципальных органов.

 

План:

1 Понятие и специфические признаки государственной службы

2 Принципы государственной службы

3 Управление государственной службой в РК

 

1 Государственная служба есть деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти. Государственная служба как особый род профессиональной деятельности имеет свои признаки:

а) государственная служба связана с реализацией задач и функций государства как внутри, так и вне страны;

б) задачи и функции государства по развитию отраслей экономики, социальной сферы и административно-политического строительства реализуются через государственное управление, профессиональную деятельность государственных служащих;

в) государственная служба осуществляется в рамках создаваемого специального аппарата, обеспечивающего реализацию управленческих функций в обществе;

г) специфика государственной службы связана с осуществлением управленческих функций, которые выступают в качестве объективно необходимых направлений практической работы государственных служащих по реализации задач и функций государств;

л) государственные служащие выступают от имени государства, а потому они наделены государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления возложенных на них функций управления;

е) государственная служба строго основывается на нормах Конституции, законов, указов Президента Республики Казахстан и других нормативных правовых актах;

ж) государственная служба - деятельность практическая, организаторская, носит исполнительный характер;

з) государственная служба есть деятельность распорядительного характера. Распорядительная деятельность предполагает издание в необходимых случаях актов управления, при помощи которых обеспечивается целенаправленное воздействие на подведомственные объекты и направление их основной деятельности;

и) государственная служба носит деполитизированный характер. Это означает, что государственные служащие при исполнении своих должностных функций и полномочий обязаны руководствоваться только требованиями законодательства и не связывать себя решениями политических партий, общественных объединений и их органов.

 

2 Государственная служба как специфическая профессиональная деятельность особого слоя людей, связанная с выполнением управленческих функций в обществе, основывается на определенных принципах, которые выражаются в виде требования их соблюдения, гарантирующая функционирование института государственной службы в целом. К таким принципам относятся:

1) законности.

2) казахстанского патриотизма.

3) единства системы государственной службы, независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

4) приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства.

5) общедоступности, то есть равного права граждан республики на доступ к государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

б) добровольности поступления граждан на государственную службу. В соответствии с данным принципом подбор кандидатур на должности государственных служащих должен осуществляться строго на добровольной основе. Никто не может в принудительном порядке назначить гражданина на государственную службу.

7) профессионализма и компетентности государственных служащих. В основу данного принципа положен деловой критерий оценки руководящих кадров с точки зрения знания ими порученного дела, соответствия их занимаемой должности.

8) равной оплаты труда за выполнение равнозначной работы.

9) обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий;

10) подконтрольности и подотчетности государственных служащих;

11) учета общественного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
12) правовой и социальной защищенности государственных служащих. В соответствии с данным принципом государственным служащим обеспечиваются, прежде всего, общие конституционные гарантии правовой и социальной защищенности.

13) поощрения государственных служащих за добросовестное, инициативное исполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности.

14) личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими должностных обязанностей и превышение им своих полномочий.

15) непрерывности повышения квалификации государственных служащих.

 

3 Государственная служба это особая профессиональная деятельность, особый вид управленческой деятельности, связанный с организацией собственной работы государственных служащих, с обеспечением единой государственной политики в сфере государственной службы, а потому сложились свои принципы, функции, методы в формы управления.

Для управления государственной службой, что означает улучшение системы найма, подготовка и продвижения кадров — одного из основных принципов стратегии. В этом направлении выдвигается неотложная задача — подготовка управленческих кадров нового поколения. В управление должны прийти технократы, кто способен и готов работать «засучив рукава» на достижение приоритетных целей и задач.

Для реализации единой государственной политики в сфере государственной службы образованы специальные органы, наделенные соответствующими функциями и полномочиями. К ним относятся Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и его территориальные подразделения. В стратегическом плане главным назначением данных органов является создание и поддержание высокой репутации государственной службы в обществе. Это связано, с одной стороны, со становлением новой государственности в Казахстане, а с другой — формированием демократического, правового, социально ориентированного государства.

Основные задачи, функции и полномочия Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы определены Положением, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 1999 года. В соответствии с возложенными задачами Агентство осуществляет следующие функции:

- участвует в разработке и реализации государственных программ в области совершенствования и повышения эффективности государственной службы;

- формирует республиканскую базу данных по персоналу государственной службы и кадровый резерв для занятия должностей административных государственных служащих;

- разрабатывает и представляет на утверждение Президенту страны Положение о кадровом резерве государственной службы;

- разрабатывает и формирует республиканскую информационную систему управления кадрами государственной службы;

- разрабатывает в утверждает типовые квалификационные требованиям к категориям административных государственных служащих;

- разрабатывает и представляет на утверждение Президенту республики Реестр должностей административных государственных служащих и иные акты;

- разрабатывает предложения по совершенствованию системы оплаты труда, социально-правовой защиты государственных служащих;

- координирует деятельность государственных органов по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

Управление государственной службой включает ряд взаимосвязанных ключевых элементов, которые образуют цикл управления трудовыми ресурсами:

- отбор работников;

- оценка профессиональной деятельности;

-система вознаграждения;

- возможность обучения и повышения квалификации.

Управление трудовыми ресурсами включает также:

-анализ рынка труда;

- отбор, прием и адаптацию работников;

- планирование карьеры кадров, их профессионального и административного роста;

- анализ затрат и результатов труда;

- обеспечение необходимых условий труда, создание хорошего со­циально-психологического климата;

- разработку системы мотивации труда; участие в переговорах с профсоюзами;

- разработку социальной и пенсионной политики организации;

- разрешение конфликтов.

Вопросы к лекции:

1 Понятие и специфические признаки государственной службы

2 Принципы государственной службы

3 Управление государственной службой в РК

Тесты к теме:

1. Объективные основы государственного управления.

А) Территория, население;

В) Три ветви власти;

С) Природно-географические, естественно- общественные,

культурно-исторические;

D) Закономерности, ценности, адаптационные формы;

Е) нет правильного ответа.

 

2.Свойства управляемых объектов.

А) Самоактивность, целенаправленный характер, адаптированность,

способность к самоуправлению, зависимость от объективных

факторов;

В) Независимость, централизованность, способность к

самофинансированию;

С) Пассивность, незащищенность от внешних факторов;

D) Коррелятивные зависимости, специализация деятельности;

Е) правильные ответы В, С.

 

3.Виды целей государственного управления образуют

следующюю структуру:

А) Политические, правовые, макроэкономические;

В) Предвидение, прогнозирование, планирование;

С) Планирование, организация, мотивация;

D)Общественно-политические, социально-экономические,

организационные, информационные;

Е) правильные ответы А, В.

 

4. Функции государственного управления.

А) организация, регулирование, контроль;

В) внутренние, внешние, общие и специфические;

С) программирование, мотивация, мониторинг;

D) законодательная, исполнительная и судебная.

Е) прогнозирование, проектирование, программирование.

Литература

1. Государственное управление. Основы теории и организации./ Под ред. В.А. Козбаненко. Учебник. – М.: СТАУТ, 2000.

2. Государственное и муниципальное управление: Учебник. М.: Юристъ, 2003.

3. Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М.: Экономика, 2012.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...