Тема 15. Проблема социально-экономической эффективной деятельности по управлению государством
Цель: Рассмотреть критерии социальной эффективности государственного управления, изучить эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления. План: 1 Критерии социальной эффективности государственного управления 2 Эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления 3 Демократические процедуры измерения социальной эффективности государственного управления.
1 Критерии эффективности представляют собой признаки, грани, стороны, проявления управления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. Наиболее обобщающий и определяющий класс составляют критерии общей социальной эффективности государственного управления. На их основе определяется связанность общества и государственного управления и подготовленность государственного управления к обеспечению динамичного и гармоничного развития общества. К критериям общей социальной эффективности государственного управления относится: - уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам; - темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН; - уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и с разбивкой доходов различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран; - упорядоченность, безопасность и надежность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом.
2 Для анализа и оценки состояния организации функционирования самого государства, как субъекта управления общественными процессами используют критерии специальной социальной эффективности:
– целеориентированность (целесообразность) организации и функционирования государственного управляющей системы; – затраты времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих операций; – стиль функционирования государственной системы, ее подсистем; – сложность организации объектов государственного управления; – общие - экономические, социальные, технические, кадровые и др. издержки на содержание и функционирование управленческо – государственной системы. Критерии конкретной социальной эффективности каждого управленческого органа: – степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности органов и должностных лиц тем ее параметрам, которые обозначены в правовом статусе органа государственной должности (каждый должен заниматься своим делом); – законность решений и действий госорганов и органов местного самоуправления; – реальность управленческих воздействий; – соответствие содержания управленческих актов запросам и нуждам людей; – характер и объем взаимосвязей органов государственного управления и должностных лиц с гражданами (уровень демократизации управленческой деятельности); – мера обеспечения в решениях и действиях управленческого органа и должностного лица государственного престижа; – правдивость и целесообразность управленческой информации; – нравственное и моральное состояние органа управления и его влияние на общество. – 3 В государственном управлении при оценке его рациональности и эффективности должны сравниваться: – цели, практически осуществляемые в государственного управлении с целями, которые объективно детерминированы общественными запросами; – цели, реализованные в управленческих процессах, с результатами, полученными при объективации государственного управления;
– объективные результаты управления с общественными потребностями и интересами; – возможности, заложенные в управленческом потенциале, со степенью их реального использования; – общественные издержки, ушедшие на государственное управление, с объективными результатами, полученными вследствие управления. Основной критерий - уровень и качество жизни населения. Критерии: здоровье, качество жизни, уровень личной и общественной безопасности, уровень экономического развития государства, территории, культура образование, искусство, экологическое состояние, степень развития прав и свобод и т.д. Необходимо познать степень реального удовлетворения общественных запросов в государственно-правовом целеполагании, организации и регулировании. Процедуры анализа и оценки государственного управления: – отчеты органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц (послание Президента, отчеты председателя Правительства, депутатов перед избирателями и т.п.); – массовые обсуждения и голосования (референдумы); – общественное мнение - как совокупность свободно выраженных суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей, хотя по природе и субъективно, но из-за своей массовости обладает свойством объективно “видеть” эффективность государственного управления; – СМИ - их достоинства состоят в объективности (независимости); – обращения граждан. Структура и содержание, предмет и адресность обращений весьма точно отражает жизнь людей. Вопросы к лекции:
1 Что является критерием социальной эффективности государственного управления 2 Охарактеризуйте эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления 3 Какие демократические процедуры измерения социальной эффективности вяделяют в государственном управлении. Тесты к теме: 1. Правовое регулирование государственного управления – это. А) деятельность государства по организации государственных органов и установлению правил их функционирования; В) соответствие итогов реализации решения к требованиям законов и правовых актов;
С) разработка, обсуждение и принятие правовых актов и осуществление организационных мероприятий; D) деятельность государства по изданию юридических норм поведения людей, обязательных к исполнению; Е) система хозяйственных отношений между странами мира.
2. Что такое законность в государственном управлении. А) стандартные решения, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив; В) юридическое установление в государственном органе, характеризующее объем, содержание и ресурсы деятельности; С) система юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, призванных обеспечивать практическую реализацию законов и других актов; D) законодательное определение аспектов целей, функций, структур и принципов государственного управления; Е) установление отчетливо видимых субординационных взаимосвязей.
3. Управленческая информация – это. А) часть данных, раскрывающая содержание, смысл правила поведения, т. е. юридические права и обязанности; В) представление об основных закономерностях, отношениях и взаимосвязях эффективного ведения управленческой деятельности; С) получение, осмысление, систематизация сведений об объектах управления; часть социальной информации, которая выделена по критериям пригодности и обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий; Е) правильные ответы С, D.
4. Критерии социальной эффективности государственного управления. А) уровень благосостояния жизни людей, упорядоченность общественных отношений; В) производительность труда, темпы прироста национального богатства; С) безопасность и надежность общественных отношений; D) все вышеперечисленные; Е) правильные ответы А, В. Литература 1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. – М.: Омега-Л., 2011. Издание 3-е, дополненное. 2. Государственное управление. Основы теории и организации./ Под ред. В.А. Козбаненко. Учебник. – М.: СТАУТ, 2010.
3. Шамхалов Ф. Теория государственного управления. М.: Экономика, 2012.
ГЛОССАРИЙ Для студента изучающий курс «Теория государственного управления» необходимо грамотно оперировать экономическими и управленческими терминами. Нижеуказанный глоссарий содержит все необходимые термины и определения, изучение которого позволит углубить знания теории управленческой деятельности. Автократия – сосредоточенное в руках одного человека безграничное властвование, который принимает управленческие решения без помощи кого-либо. Авторитаризм – политический режим, при котором вся политическая и экономическая власть, основанная на харизме, осуществляется одним человеком. Авторитаризм, как и тоталитаризм, автократия относятся к деспотическому типу политических режимов, при котором вся полнота государственной власти осуществляется через насилие, террор, подавление, ограничение свобод. Административная реформа – процесс совершенствования механизма государственного управления и общественных отношений в сфере государственного управления Аспект - (от лат. aspectus — вид) точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие; перспектива, в которой выступает явление, сторона предмета, сторона предмета, изучаемого определённой наукой: философский аспект, экономический аспект и др. Бюрократия – (от франц. bureau – бюро и греч. kratos – власть) форма осуществления власти, при котором происходит подмена общей воли общества волей группы лиц, проявляется как правила в крупных иерархических организациях. Власть – такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке. Государственная должность – должность в республиканских органах государственной власти, а также других органах, образуемых в соответствии с Конституцией, с установленными кругом обязанностей, ответственностью, денежным содержанием. Государственная политика – совокупность целей и задач, практически реализуемых государством, и средств, используемых при этом. Государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан Республики Казахстан по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти. Государственное управление – это осуществляемое в рамках закона воздействие специально уполномоченных лиц на определенные их компетенцией сферы деятельности государства с целью проведения государственной политики. Государственный орган – созданная государством единичная структура власти, для осуществления закрепленных за ней целей и функций.
Государственные услуги – предоставляемые государственными органами исполнительной власти, непосредственно или через подведомственные им государственные учреждения безвозмездно или по регулируемым органам государственной власти ценам услуги гражданам и организациям в области образования, социальной защиты населения, здравоохранения. Государство – организация непосредственного политического властвования. Организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и как механизм управления. Гражданское общество – общество, при котором в государстве соблюдаются и защищаются права и свободы человека, само государство способствует развитию экономики и политической свободе, государственная и общественная жизнь строится на идеалах демократии и справедливости. Основными чертами гражданского общества являются: открытость, свобода, правовой характер, самоуправляемость и саморазвитие, плюрализм. Законодательная власть – подсистема государственной власти, основными функциями которой являются представительство интересов граждан и принятие законов, иных правовых и политических актов. Исполнительная власть – подсистема государственной власти, основными функциями которой являются обеспечение и ведение непосредственного управления общественными процессами, сознанием, поведением и деятельностью людей. Менеджмент - совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента - высокая эффективность производства, рациональное использование ресурсного потенциала предприятия. Местное самоуправление – форма народовластия, обеспечивающая организацию деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется в городах, районах, поселках и других территориях. Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который выполняет функции, и главы государства, и законодательной, и исполнительной власти. Общество – устойчивое объединение людей, с единым образом жизни, общим языком, проживающих на одной территорий. Политическая (государственная) власть – представляет собой особую разновидность общественной власти. Термины «политическая власть» и «государственная власть», равно как и стоящие за ними понятия, – синонимы. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, т.е. такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии. Политическая система общества — это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Публичная власть – совокупность аппарата управления и аппарата подавления, т.е совокупность органов законодательной и исполнительной власти специальных органов, которые правомочны и имеют средства для принуждения исполнения государственной воли. Республика – форма правления, при которой: – государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (Мажилису, сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т.п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти; – представительная власть сменяема, избирается на определенный срок; – законодательно закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности. Социальное управление — целенаправленное воздействие на общество для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития его определенной качественной специфики. Суверенитет (государственный) – под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти. Унитарное государство — это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Управление – функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Федерализм – обеспечение единства системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федераций. Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
План семинарских занятий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|