Этапы развития логистики в современной экономике
Стр 1 из 24Следующая ⇒ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ЛОГИСТИКИ БУЦАНЕЦ Н. Б. ПОСОБИЕ По курсу «ЛОГИСТИКА» Для студентов специальности 1-26-02-01 Заочного отделения МИНСК 2012 Уважаемые студенты! Данное учебное пособие в виде конспекта лекций предназначено для более полного и глубокого изучения материалов курса «Логистика» студентами специальности 1-26-02 05 заочного отделения. Пособие содержит большое количество примеров, схем, вопросы для подготовки к экзамену. Желаю Вам успехов в познании.
к.э.н., доцент Буцанец Н.Б.. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...5 Лекция 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ…………………… 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ………….. 2. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗХМОЖНОСТИ ШИРОКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………….. Лекция 2. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ…………………………………… 1. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ…………………………………………………………………… 2. СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ………………………………………………………. 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ. 6 ПРАВИЛ ЛОГИСТИКИ………………………………………………………………………………….. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ (ОТДЕЛА) ЛОГИСТИКИ………………………………… Лекция 3. МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК………………………………… 1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА…………………………………………………... 2. ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ……………………………………………………….. 3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ……………………………………………………………. Лекция 4. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА……………………………… 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЛОГИСТИКИ……………
2. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА………………………………………………………………… Лекция 5. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА……………………. 1.ТРАДИЦИОННАЯ И ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА…………………………………………………………………………………… 2. ТОЛКАЮЩИЕ И ТЯНУЩИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ……………………………………… 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ…………… ЛЕКЦИЯ 6. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА.. 1. ПОНЯТИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ…………………………………………. 2. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ…………………………………. 3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА СКЛАДОВ В СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ…………………………………………………………………………………. 4. ЗАДАЧА ОПТИМИЗАЦИИ РАСПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА НА ОБСЛУЖИВАЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ……………………………………………………………… 5. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ…………… ЛЕКЦИЯ 7. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА.. 86 1. Сущность и задачи транспортной логистики.. 2. Выбор вида транспортного средства.. 3. Транспортные тарифы и правила их применения. ЛЕКЦИЯ 8. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА.. 1. Информационные потоки в логистике. 2. Виды информационных систем в логистике. 3. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов 4. Маркировка грузового пакета машиночитаемым кодом.. ЛЕКЦИЯ 9. ЗАПАСЫ В ЛОГИСТИКЕ. 1. Понятие материального запаса.. 2. Виды материальных запасов. 3. Нормирование запасов. 4. Системы контроля за фактическим состоянием запасов. 5. Определение оптимального размера заказываемой партии.. 130 ЛЕКЦИЯ 10. СКЛАДЫ В ЛОГИСТИКЕ. 1. Понятие и виды складов. 2. характеристика складских операций.. 4. Грузовая единица.. ЛЕКЦИЯ 11. СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ. 1. Понятие логистического сервиса..
2. Уровень логистического обслуживания. 3. Критерии качества логистического обслуживания.
Лекция 12. ТИПОВЫЕ ТЕХНИКИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА…………………………………………………………………… СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… ВВЕДЕНИЕ
Современное управление предприятием основывается наряду с управлением людьми и на управлении процессами. История бизнеса дает немало примеров ухудшения управляемости бизнеса и краха компаний вследствие их роста при стабильном внешнем положении. Это свидетельствует о важности не только темпов расширения производства, увеличения оборотов компании, но и уровня организации бизнес-процессов. Существует несколько типовых ошибок в управлении бизнес-процессами: v Их недокументированность v Отсутствие должностных инструкций, которые определяют роль конкретного исполнителя в том или ином бизнес-процессе v Даже если в компании есть инструкции и другая документация по бизнес-процессам, не проводится работа по анализу отклонений и по устранению причин их возникновения Оптимизация внутренних бизнес-процессов, кроме наведения порядка в работе компании, позволяет снизить затраты на себестоимость, уменьшить время изготовления продукции. Главное значение термина «Логистика» - организация процесса. Аналогии, которые возникают, когда речь заходит о логистике: v Логистика – это искусство создания некоего конвейера, упорядочивающего работу всей компании. Проблема в том, чтобы на стыках было как можно меньше сбоев и неконтролируемых действий v Это как в системе Станиславского: есть ряд событий и есть сквозное действие и идея, все участники спектакля должны постоянно эту идею иметь в виду v Это как ванна, в которую вода наливается и выливается. Ванная комната, ванна, кран, человек, который всем этим руководит – это и есть логистика v Логистика – это такая труба, по которой движутся потоки: материальные, финансовые, информационные, что-то происходит и меняется качественно v Логистика – это, прежде всего, организация процесса. Логистика появилась, когда простейшая модель организации (руководитель определял «кто» и «что делает»), была дополнена правилами: «когда» и «в какой последовательности» (кому)
v Это нечто, связанное со всей организацией, а не с отдельными её частями (именно такой подход выработала недавно западная управленческая мысль). Первоначально под логистикой понимали только организацию снабжения и сбыта. И даже сейчас, клиенты заказывая постановку логистики в организации, ведут речь прежде всего о закупках и реализации. И только потом переходят на организацию денежных потоков и заканчивают чуть ли не налоговыми схемами. v Это организация процессов разного типа и всех их вместе v Одно из новых определений – логистика это общая точка зрения на компанию и её партнеров по бизнесу (стратегическую, тактическую, операционную) с материальными и информационными потоками в качестве интегратора
ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ШИРОКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Этапы развития логистики в современной экономике
История Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX века нашей эры (Византия), обозначая, в основном, четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым. Приоритетное значение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. В России в середине прошлого века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. На рубеже столетия термин «логистика» в России широкого применения не имел: «слово «логистика» в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления» (энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, СПб, 1896 год). Тем не менее, наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от слаженного, быстрого, точного и экономичного обеспечения войск всем необходимым. «Без самой тщательной, основанной на точных математических расчетах, организации тыла, без налаживания правильного питания фронта всем тем, что ему необходимо для ведения военных операций, без самого точного учета перевозок, обеспечивающих тыловое снабжение, немыслимо никакое сколько-нибудь правильное, разумное ведение больших военных операций.
Логистический подход широко применялся во время Второй мировой войны, особенно американской армией. Большой англорусский словарь и сегодня переводит слово «логистика» как: воен. 1) тыл и снабжение, 2) материально-техническое обеспечение, 3) организация и осуществление работы тыла. Имеется исключительно научное направление развития логистики — математическое. Живший в XVII—начале XVIII веков немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904 году на философской конференции в Женеве. В отечественных энциклопедических изданиях XX века и в словарях иностранных слов термин логистика также трактуется как математическая логика. Другое направление развития логистики — экономическое. Здесь под логистикой понимается эф фективное управление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения. Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60-70 е годы и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного отслеживания всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, получаемый от использования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров. Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-е и, особенно, в 90-е годы, объясняется, в первую очередь, развитием методов управления материальными потоками. Несмотря на определенные различия, которые вкладывались в понятия логистики в каждом из названных направлений, можно выделить общий признак: согласованность, рациональность и точный расчет. Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров, исторически в более ранний период, чем логистика. В середине XX века ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса и воздействия на спрос оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела, во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей построения таких систем в экономике, а, во-вторых, ввиду того, что за счет применения новых для того времени маркетинговых приемов можно было резко уйти вперед.
Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало широко использоваться в экономике. В современной экономике выделяют три этапа развития логистики. Первый этап — 60-е годы, характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. Задачи оптимизации распределения решались и прежде: оптимизация поставляемых партий, размещения складов, транспортных маршрутов и графиков, однако традиционно эти задачи решались обособленно. Интеграция отдельных функций распределения материальных ресурсов дает существенный экономический эффект. Транспорт и склад начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Графически степень логистической интеграции участников процесса продвижения материального потока к конечному потребителю на первом этапе развития логистики представлена на рис. 1,2,3. Рис. 8. Третий этап развития логистики: совокупность участников логистического процесса приобретает целостный характер
Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного сложнее их обособленного решения. Здесь зачастую требуются иные методы, а также иная подготовка специалистов. Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е годы XX века. В этот период логистика стала охватывать производственный процесс. Данный этап характеризуется следующим: v быстрый рост стоимости логистических процессов и резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях; v рост профессионализма менеджеров - логистиков; v широкое использование компьютеров для сбора информации, контроля и планирования; v централизация процессов распределения; v четкое определение действительных издержек распределения; v определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя. Графически логистическая интеграция, достигнутая в 80-е годы, представлена на рис. 2. К взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования. Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется тем, что совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер (рис. 3): v концепция логистики о необходимости интеграции начинает признаваться большинством участников снабжения, производства и сбыта; v развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики; v современные компьютерные технологии позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя;
ПРИМЕР:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|