Расчет рейтинга поставщика
Предприятию необходимо закупить товар А, дефицит которого недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная так же экспертным путем сотрудниками службы снабжения, приведена в табл. 5. Таблица 5. Пример расчета рейтинга поставщика К
Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рейтинг рассчитывают для разных поставщиков и определяют наилучшего партнера.
ПРИМЕР 2 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО ВЫБОРУ ПОСТАВЩИКА Имеются две фирмы А и В, производящие одинаковую продукцию, одинакового качества. Обе фирмы известны и надежны. Недостаток фирмы А заключается в том, что она расположена от потребителя на 200 км дальше, чем фирма В (расстояние до фирмы А — 500 км, до фирмы В — 300 км). С другой стороны, товар, поставляемый фирмой А пакетирован на поддоне и подлежит механизированной разгрузке. Фирма В поставляет товар в коробках, которые необходимо выгружать вручную. Тариф на перевозку груза на расстояние 500 км — 0,5 условных денежных единиц за километр (уде/км). При перевозке груза на расстояние 300 км тарифная ставка выше и составляет 0,7 уде/км. Время выгрузки пакетированного груза — 30 минут, непакетированного — 10 часов. Часовая ставка рабочего на участке разгрузки — 6 уде.
Табл. Расчет совокупных расходов по поставке товара
Если принять во внимание лишь транспортные расходы, то предпочтение следует отдать фирме В. Однако с учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ этот вариант оказывается менее экономичным, чем поставка с фирмы А (табл. 6). Таким образом, при прочих равных условиях продукцию выгоднее закупать у поставщика А, поскольку это дает экономию в сумме 17уде в расчете на одну поставку. Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков: расчет рейтинга поставщика, услуги спецагентств, поставляющих информацию о поставщиках и др. Западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов. Эти справки могут содержать следующую информацию о финансовом состоянии поставщика: отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств; отношение объема продаж к дебиторской задолженности; отношение чистой прибыли к объему продаж; движение денежной наличности и др. Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию:
Ø При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляется по упрощенной схеме. ЛЕКЦИЯ 6. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА Понятие производственной логистики. Традиционная и логистическая концепции организации производства Толкающие и тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве _________________________________________________________ 1. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКИ. ТРАДИЦИОННАЯ И ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА Производственная логистика управляет материальным потоком в сфере материального производства при создании материальных благ или материальных услуг (хранение, фасовка, развеска, укладка и др.). Характерная черта объектов изучения в производственной логистике — их территориальная компактность. Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения, а не товарно-денежные. Объекты производственной логистики: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловая грузовая станция; узловой морской порт и др. Логистическая система организации производства значительно отличается от традиционной.
Таблица Различие в традиционной и логистической концепциях Организации производства
*Главное различие выделено
Традиционная система организации производства наиболее приемлема для условий «рынка продавца», а логистическая — для условий «рынка покупателя». Когда спрос превышает предложение, изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем, чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит. Ситуация меняется с приходом на рынок «диктата» покупателя. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос. Производство в условиях рынка может выжить лишь в том случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. До 70-х годов весь мир решал эту задача за счет наличия на складах запасов готовой продукции. Сегодня логистика предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет запаса производственной мощности.
Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем. Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость может обеспечиваться за счет резерва рабочей силы и средств труда. ПРИМЕР На некоторых предприятиях Японии основной персонал составляет не более 20% от максимальной численности работающих. Остальные 80% —временные работники. Таким образом, при численности персонала в 200 человек предприятие в любой момент может поставить на выполнение заказа до 1000 человек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|