Лекция 5. Закупочная логистика
Характеристика функциональных областей логистики Закупочная логистика Характеристика функциональных областей логистики Объектом логистики, как известно, является сквозной материальный поток, но на любых участках управление им имеет определенную специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную.
Рис. 25. Взаимосвязь закупочной, производственной и распределительной логистики Различают следующие компоненты логистики: Закупочная логистика – процесс своевременного и оптимального обеспечения предприятия материальными ресурсами. Распределительная логистика – обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса. Производственная логистика – обеспечение качественного своевременного и комплексного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство. Складская логистика – оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов, расчет оптимального количества складов и места их расположения. Транспортная логистика – оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств, определение разноканальных маршрутов доставки, обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса. Закупочная логистика Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Рассмотрим цели функционирования службы снабжения: v На внешнем уровне служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Служба снабжения работает в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями. Идея логистики — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы — улучшается положение предприятия, как ее элемента. v Внутри своего предприятия, служба снабжения, должна обеспечивать прохождение материального потока в цепи «снабжение—производство—сбыт» при высокой степени согласованности планов и действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта с учетом постоянных изменений.
ПРИМЕР Рассмотрим два варианта организации снабжения, принципиально отличающиеся друг от друга возможностями реализации системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем.
На рис. 26 представлен вариант организационной структуры предприятия. Задачи что закупить и сколько закупить решаются дирекцией по производству. Задачи, у кого и на каких условиях закупить решаются дирекцией по закупкам. Здесь же выполняются работы по снабжению, то есть заключаются договоры, контролируется их исполнение, организуется доставка закупленных предметов труда. В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материалами разделена между различными службами и ее эффективная реализация затруднена. Другой вариант, представленный на рис. 27, предполагает сосредоточение всех функций снабжения предприятия в одних руках, например, в дирекции по материально-техническому снабжению. Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда. Рис. 26. Реализация функции снабжения в процессе работы различных подразделений предприятия Рис. 27. Реализация функции снабжения в процессе работы одного подразделения предприятия Задачи службы снабжения: Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи: v Сделать или купить; v Выбор поставщика (сколько, у кого, на каких условиях закупить) v заключить договор и проконтролировать его исполнение; v организовать доставку и складирование. Задача «Сделать или купить». В широком плане решение задачи предусматривает решение вопроса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства: средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), предметов труда (изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий). Альтернативные решения — наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий. В более узком значении задача заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изделие самим или же покупать у другого производителя. При принятии решения учитываются следующие факторы: Ø Самостоятельное производство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах).
Ø В то же время, высокое качество и низкую себестоимость комплектующих скорее обеспечит производитель, который специализируется на их выпуске. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Ø Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее» предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя. Ø Решение в пользу закупок комплектующих должно быть принято в случае, если: потребность в комплектующем изделии невелика; отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности; отсутствуют кадры необходимой квалификации. Ø Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда: потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика; комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании. Задача «Выбор поставщика» После того, как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Основные этапы решения этой задачи. Ø Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы: — объявление конкурса; — изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.; — посещение выставок и ярмарок;
— переписка и личные контакты с возможными поставщиками. В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно изменяется. Ø Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев? — Часто ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надёжностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции. — Удаленность поставщика от потребителя; — сроки выполнения текущих и экстренных заказов; — наличие резервных мощностей; — организация управления качеством у поставщика; — психологический климат у поставщика (возможности забастовок); — способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования; — финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др. В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений. Ø Оценка результатов работы с поставщиками. Р азрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика, т.е. производится первичная классификация. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда. Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле — к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки. Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.
ПРИМЕР 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|