Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками
Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта деятельность осуществлялась человечеством с давних времен. В чем специфика логистического подхода к управлению материальными потоками на микро-и на макроуровне? На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. ü Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 2). При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится. В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных. ü При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 3). При этом обособленность предприятий в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами. На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия (рис. 4). ü При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.
Рис. 2. Традиционный подход к управлению материальным потоком на макроуровне: показатели на выходе (т. А) складываются случайно. Рис. 3. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне: на выходе (т. А) сквозной материальный поток имеет заранее спроектированные, контролируемые показатели. Рис. 4. Традиционный подход к управлению материальным потоком на уровне отдельного предприятия: показатели сквозного материального потока на выходе (т.В) складываются случайно. Рис. 5. Логистический подход к управлению материальным потоком на уровне отдельного предприятия: показатели материального потока на выходе (т.В) управляемы и имеют заранее заданное значение.
ü При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми. ПРИМЕР Управлять бизнесом своих партнеров и бизнесом партнеров своих партнеров становится нормой на Западе – и все это ради того, чтобы избежать проблем в своей компании. Для эффективного управления материальными потоками необходима стабильная работа поставщиков и потребителей. А те зависят от своих партнеров. Именно поэтому менеджеры вынуждены лезть в чужой огород, хотя на самом деле заботятся о своем. В России таких попыток почти не делается, хотя попытка надежности партнеров часто более актуальна, чем для иностранцев. И дело тут в логистике: российский бизнес организован на уровне здравого смысла, а не с учетом мирового опыта и научных достижений в этой сфере, российским компаниям не до управления партнерами - хорошо бы навести внутренний порядок.
ПРИМЕР Освоение логистики начинается с изменения взглядов и привычек руководителей. Речь идет об отказе от вредной привычки управлять отдельными подразделениями и переход на управление сквозным материальным потоком. Когда во время кризиса все кинулись снижать издержки, своеобразным тестом на наличие у руководителей логистического мышления мог быть принцип одного зонтика. Суть этого принципа в том, что нужно управлять суммарными издержками компании, а не сокращать расходы по подразделениям. Обычно если в компании начинается борьба за снижение издержек, то каждое подразделение борется с ними по-своему. Например, транспортная служба увеличивает объемы перевозимых партий товаров, но растущие при этом затраты на содержание складов могут перекрыть достигнутый транспортниками эффект. А экономию на упаковке груза легко свести нанет, повредив его при доставке. Уменьшение площади складов может привести к остановкам в производстве. Итак, в логистике действует правило - некоторое увеличение затрат в одной области может привести к их экономии в системе в целом. Но чтобы управлять издержками одного понимания взаимосвязи всех издержек – мало, нужно точно знать, прежде всего, на что и сколько компания тратит. В этом поможет калькуляция издержек на логистику. Чтобы иметь возможность влиять на издержки, нужно знать не только во что обходятся отдельные функциональные области логистики: закупка, склад, транспортировка, производство, распределение. Нужно еще представлять, сколько тратится на логистику тех или иных продуктов. Это позволяет выявить в общей сумме, потраченной на закупку сырья и материалов, сумму, пущенную на отдельный бизнес-процесс по выпуску конкретного продукта. Можно накапливать статистику, анализировать всплески и падения и гибко на них реагировать.
Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается: v в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;
v в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками (в РФ любую практическую деятельность по управлению материальными потоками называют «логистика», даже если эта деятельность не очень соответствует логистической идее).
При логистическом подходе к управлению материальными потоками продолжают применяться общеизвестные методы планирования и управления. Однако переход от рассмотрения отдельных самостоятельных систем к интегрированным логистическим системам требует расширения методологической базы управления материальными потоками. Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Система (от греч. — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Существует четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой. Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми. Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенные связи, которые определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать. Третье свойство (организация). Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы. Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.
Примеры систем. ПРИМЕР 1 - Шариковая ручка как система ü Первое: ручка состоит из отдельных элементов — корпус, колпачок, стержень, пружина и т. д. ü Второе: между элементами имеются связи — ручка не рассыпается, она является единым целым. ü Третье: связи определенным образом упорядочены. Все части разобранной ручки можно было бы связать ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но связи не были бы упорядочены и ручка не имела бы нужных нам качеств. ü Четвертое: ручка имеет интегративные (суммарные) качества, которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов — ручкой можно удобно пользоваться: писать, носить. ПРИМЕР 2 Точно так же можно доказать, что такие объекты, как автомобиль, студенческая группа, оптовая база, совокупность взаимосвязанных предприятий, настоящая книга и многие другие привычные, окружающие нас объекты тоже являются системами. Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Рассмотрим свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе. Первое свойство (целостность и членимость).
Рис. 16. Принципиальная схема логистической системы на макроуровне Рис. 17. Принципиальная схема логистической системы на микроуровне Совместимость разных звеньев обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем. Второе свойство (связи): на макроуровне основу связей составляет договор, на микроуровне - внутрипроизводственные отношения. Третье свойство (организация): связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организацию. Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.). В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д. Цель логистической системы — доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.
Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства (рис. 18). Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.
Рис. 18. Выделение границ логистической системы Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа «уплаты денег — получения денег» (рис. 19). Рис. 19. Взаимосвязь логистической системы с окружающей средой. Принцип «уплата денег — получение денег» Логистические системы делят на макро - и микрологистические. Макрологистическая система охватывает предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Формирование межгосударственных систем требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов. Микрологистические системы включают различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой. Внутри системы функционируют подсистемы: отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат. На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем. Логистические системы с прямыми связями - материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников (рис. 20 а). Эшелонированные логистические системы - на пути материального потока есть хотя бы один посредник (рис. 20 б). Гибкие логистические системы - движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников (рис. 20 в).
Главной методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи. Функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих целей функционирования системы, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибочным. ПРИМЕР Схема движения сахарного песка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|