Сравнение классического и системного подходов к организации материального потока
Различные подходы к организации материального потока проиллюстрируем на примере снабжения магазинов бакалейными товарами со складов оптовой базы. Участники этого процесса: оптовая база, транспортное предприятие и сеть обслуживаемых продовольственных магазинов, изображены на рис. 24. Рис. 24. Участники процесса товароснабжения розничной торговой сети бакалейными товарами Рассмотрим два варианта организации материального потока: «самовывоз» и «централизованная доставка». Вариант 1 (самовывоз) характеризуется следующими признаками: ü отсутствует единый орган, обеспечивающий оптимальное использование транспорта. Магазины самостоятельно договариваются с транспортными организациями и, получив машину, приезжают по мере необходимости на базу за товаром; ü на складах базы, на транспорте и в магазинах применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в местах передачи груза; ü ни оптовая база, ни магазины не предъявляют жестких требований к типам используемого транспорта — главное вывезти товар; ü отсутствует необходимость использования строго определенных видов тары; ü возможно, что в ряде магазинов не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара. Анализ характерных признаков «самовывоза» показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель — рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности. Это классический способ формирования системы и здесь мы видим три, самостоятельно сформированные, подсистемы:
ü подсистема, обеспечивающая прохождение материального потока на складах оптовой базы; ü подсистема, обеспечивающая его обработку на транспорте; ü подсистема, обеспечивающая его обработку в магазинах. Эти подсистемы соединены между собой в значительной степени механически. Несмотря на это, в целом они образуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокупного материального потока по всей цепи: Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется следующими признаками: ü участники логистического процесса создают единый орган, цель которого — оптимизация именно совокупного материального потока. Например, в потребительском союзе для организации централизованной доставки создается рабочая группа, в состав которой входят директора автотранспортных, оптовых и розничных предприятий, организационное руководство рабочей группой возлагается на заместителя председателя правления потребсоюза; ü исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях — участниках логистического процесса корректируются в соответствии с требованиями оптимальной организации именно совокупного материального потока; ü разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза; ü разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров в магазины; ü создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизировать совокупный материальный поток. Анализ характерных признаков второго варианта организации материального потока показывает, что участники процесса задаются общей целью по обеспечению рациональной организации совокупного материального потока. Для этого изучаются требования, которым он должен удовлетворять и формируются варианты его организации, отбирается лучший. Данный вариант является примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока по цепи.
Системный подход к товароснабжению розничной торговой сети, позволяет: v повысить степень использования транспорта, складских и торговых площадей; v оптимизировать товарные запасы у всех участников процесса; v повысить качество и уровень сервиса; v оптимизировать размеры партий товаров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|