Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация службы (отдела) логистики




 

Материаль­ные потоки в экономике складываются в результате действий многих участников, каждый из которых преследу­ет свою собственную цель. Если участники смогут согласовать свою деятельность в целях рационализации совместного объек­та управления — сквозного материального потока, то они все вместе получат существенный экономический выигрыш.

Рационализация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако мак­симальный эффект можно получить, лишь оптимизируя сово­купный материальный поток на всем протяжении от первич­ного источника сырья вплоть до конечного потребителя, либо отдельные значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи должны работать как еди­ный слаженный механизм. Для решения этой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору техники, к проектиро­ванию взаимоувязанных технологических процессов на различ­ных участках движения материалов, к вопросам согласования зачастую противоречивых экономических интересов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков. Все это предполагает создание самостоятельной службы логистики.

Основные функции службы логистики:

v Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров и услуг

v Определение потребности в материальных потоках, последовательности продвижения, организация перевозок

v Организация складского хозяйства

v Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Одна из основных задач логистики — управление затратами по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Однако управлять затратами можно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому в системе учета издержек необходимо выде­лять затраты, возникающие на разных этапах, выявлять наиболее значимые затра­ты. В качестве критерия оптимальности системы —используется минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

v Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования и использова­ние специального оборудования (где это возможно). При выполнении определенных операций универсальное оборудование проигрывает специальному обору­дованию в условиях мас­сового выпуска и использования широкой номенклатуры разно­образных средств производства.

v Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. Одним из значимых элемен­тов логистических систем являются кадры, то есть специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответ­ственности выполнять свои функции. Однако, работа в сфере управления материальными потоками традиционно не престиж­на, что объясняет наличие в ней «вечной» проблемы кадров. Логистический подход, усиливая общественную значимость дея­тельности в сфере управления материальными потоками, созда­ет объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом должны адекватно совершенствоваться условия труда. Иначе говоря, если нет современных условий труда и перспектив карье­ры, то нет и дисциплинированного, дееспособного, квалифициро­ванного персонала, а значит элемент «кадры» в логистической системе будет, так называемым, «узким местом».

v Развитие логистического сервиса. Нишу на рынке мож­но занять:

ü повышая качество товара;

ü выпуская новый товар;

ü повышая уровень логистического сервиса.

Применение первых двух стратегий объективно ограничено необходимостью больших капитальных вложений. Третий путь гораздо дешевле. Поэтому все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису как к средству повышения конкурентоспособности. Если на рынке есть несколько поставщиков товаров одинакового качества, потребитель отдаст пред­почтение тому из них, который в процессе поставки способен обеспечить более высокий уровень сервиса, например, доставит товар вовремя, в удобной таре, приемлемыми партиями, с подо­бранным ассортиментом и т. п. Появле­ние большого количества разнообразных товаров и услуг повы­шает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характери­стик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем адаптироваться к изменениям внешней среды является суще­ственным фактором устойчивого положения на рынке.

Материальные потоки образуются в результате деятельно­сти различных предприятий и организаций. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие пред­приятия и организации:

— транспортные предприятия общего пользования, экспедиционные фирмы;

— предприятия оптовой торговли;

— коммерческо-посреднические организации;

— предприятия-изготовители со складами готовой продук­ции.

Каждый из перечисленных участников логистического про­цесса осуществляет свои функции. Все функции взаимоувязаны и напра­влены на управление материальным потоком, т. е. весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели;

Критерием эффективности реализации логистических функ­ций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.

Планирование, управление, контроль и осуществление логи­стической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно под­разделение производственного предприятия занимается закупка­ми материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбы­том готовой продукции. При этом цели этих подразделений за­частую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предпри­ятие.

Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистиче­ской службы, которая должна управлять материальным пото­ком, начиная от формирования договорных отношений с постав­щиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции.

Рассмотрим взаимодействие службы логистики с дру­гими службами предприятия.

Логистика и маркетинг. Наиболее существенная взаимо­связь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии службой марке­тинга: анализ рынка, анализ потребителей, планирование товара, сбыт товара. Первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, но задачи третья и четвертая должны решаться совместно. Если служба маркетинга обосновала необходимость вы­пуска нового вида продукции, задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка по новому виду продукции. Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для распределения строгие рамки требований логистического сервиса.

Логистика и планирование производства. Служба ло­гистики на предприятии тесно взаимодействует со службой планирования производства. Производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Со­ответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока и организующая снабжение предприятия, должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.

С другой стороны, упра­вляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логисти­ки, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.

Существенной функцией службы логистики является достав­ка сырья и комплектующих в цеха, непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции в места хране­ния. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реали­зации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство. Одним из основных показателей, характеризующих постав­щика и влияющих на организацию всего логистического процесса, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблю­дением — также совместная задача службы логистики предпри­ятия и службы планирования производства.

Логистика и финансы. Деятельность по управлению ма­териальными потоками на предприятии, как правило, сопряже­на с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Совместные решения служб логистики и финансов при­нимаются при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов, совместно осуществляется контроль и управление транспортными, а также складскими затратами. Определяя оптимальные объемы запасов, служба логи­стики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предпри­ятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...