Типовой объем работ по техническому обслуживанию и ремонту арматуры и обратных затворов
7.2.1 Для поддержания арматуры и обратных затворов в работоспособном состоянии при эксплуатации выполняются:
- техническое обслуживание ТО 1;
- сезонное обслуживание ТО 2;
- текущий ремонт (ТР);
- средний ремонт (СР);
- капитальный ремонт (КР);
- техническое освидетельствование.
Средний ремонт клиновых задвижек и обратных затворов проводится без демонтажа с трубопровода. Средний ремонт шиберных задвижек не проводится.
Капитальный ремонт арматуры и обратных затворов проводится с демонтажем в условиях специализированного ремонтного предприятия.
7.2.2 Периодичность и объем работ по техническому обслуживанию и ремонту арматуры должны соответствовать требованиям документации на конкретный вид арматуры и настоящего раздела (таблица 7.1).
Сроки выполнения технического обслуживания и ремонта должны определяться с учетом плановых остановок НПС и линейной части МН.
Таблица 7.1 - Периодичность и типовой объем работ по техническому обслуживанию и ремонту арматуры и обратных затворов
Типовой объем работ
| Периодичность выполнения работ
|
ТО 1, мес.
| ТО 2
| ТР, мес.
| СР, лет
|
|
|
|
|
|
Задвижки:
|
|
|
|
|
клиновые DN 50-250 мм
|
| Два раза в год1
|
|
|
клиновые, шиберные DN 300-1200 мм
|
| Два раза в год1
|
| 152
|
Визуальная проверка герметичности арматуры по отношению к внешней среде, в том числе состояния и плотности материалов и сварных швов, герметичности фланцевых соединений и сальниковых уплотнений
| +
| +
| +
| +
|
Проверка исправности всех подвижных частей арматуры и электропривода
| +
| +
| +
| +
|
Подтяжка сальникового уплотнения или его замена
| +
| +
| +
| +
|
Техническое обслуживание электропривода3
| +
| +
| +
| -
|
Контроль наличия смазки и ее пополнение в редукторе электропривода с учетом требований заводов-изготовителей
| +
| +
| +
| +
|
Чистка наружных поверхностей, устранение подтеков нефти и масла
| +
| +
| +
| +
|
Проверка подводящих кабелей и крепления клемм электродвигателя
| +
| +
| +
| +
|
Проверка крепления и герметичности защитного кожуха шпинделя арматуры
| +
| +
| +
| +
|
Сброс избыточного давления из корпуса задвижек при температуре окружающей среды свыше 30 °С
| +
| +
| +
| +
|
Контроль герметичности затвора в соответствии с п. 7.2.3
| +
| +
| +
| +
|
Проверка работоспособности путем полного открытия-закрытия затвора арматуры в местном и дистанционном режимах управления. В случае невозможности выполнения полного цикла, допускается проведение контроля исправности арматуры частичным закрытием (открытием) запорного органа. Контроль осуществляется в местном и дистанционном режимах управления путем страгивания, незначительного перемещения до 10 % и возврата запорного органа в исходное положение
| -
| +
| +
| +
|
Контроль срабатывания и настройка муфты ограничения крутящего момента
| -
| +
| +
| +
|
Контроль срабатывания и настройка конечных (путевых) выключателей
| -
| +
| +
| +
|
Проверка плавности перемещения всех подвижных частей арматуры и прямолинейности выдвижной части шпинделя
| -
| +
| +
| +
|
Проверка резьбы шпинделя на отсутствие повреждений
| -
| +
| +
| +
|
Проверка защиты электродвигателя от перегрузок и перекоса фаз
| -
| +
| +
| +
|
Удаление воды из подшиберного пространства через дренажный трубопровод шиберной задвижки, слив конденсата из защитной стойки шпинделя
| -
| +
| +
| +
|
Проверка и подтяжка контактных соединений электропривода, восстановление изоляции выходных концов проводов, проверка состояния взрывозащиты электродвигателя, надежности крепления крыльчатки вентилятора электродвигателя
| -
| -
| +
| -
|
Проверка состояния подшипникового узла шпинделя, определение степени износа резьбовой втулки шпинделя (в случае чрезмерного износа - ее замена)
| -
| -
| +
| +
|
Восполнение смазки подшипникового узла шпинделя
| -
| -
| +
| +
|
Устранение следов коррозии и задиров шпинделя (штока). Уплотнительная поверхность шпинделя должна быть зеркально гладкой. Вмятины и риски глубиной не более 0,15 мм устраняются притиркой шлифовальными порошками и пастой ГОИ с применением притирочных приспособлений
| -
| -
| +
| +
|
Набивка или замена сальников, нажимной втулки
| -
| -
| +
| +
|
Прогонка шпинделя по гайке на всю рабочую длину
| -
| -
| +
| +
|
Обтяжка фланцевых уплотнений
| -
| -
| +
| +
|
Обтяжка болтов и гаек осуществляется равномерно в два приема крест-накрест динамометрическими гайковертами. При обнаружении течи во фланцевом соединении проводится дополнительная равномерная обтяжка. Если обтяжка фланцев не дает положительных результатов и утечка продолжается, проводится разборка арматуры и замена прокладки согласно инструкции по эксплуатации. Обтяжку фланцевых соединений следует проводить с периодичностью согласно требованиям, изложенным в документации на конкретный
| -
| -
| +
| +
|
вид арматуры. При отсутствии данного требования обтяжка фланцевых соединений проводится:
- первый раз через 6 месяцев после установки арматуры в объеме проведения ТО 2;
- второй раз через год;
- далее один раз в пять лет, а также в случае обнаружения подтеков нефти.
Перед обтяжкой фланцевого соединения (корпуса и крышки) клиновой задвижки необходимо приоткрывать клин во избежание повреждения резьбовой втулки.
Обтяжка фланцевых соединений арматуры должна проводиться на отключенном участке трубопровода
|
|
|
|
|
Замена уплотнения сальникового узла шпинделя на основе асбеста на уплотнения из терморасширенного графита
| -
| -
| +
| +
|
Замена прокладки между корпусом и крышкой (замененная прокладка должна быть из терморасширенного графита)
| -
| -
| +
| +
|
Замена прокладки фланцевых соединений патрубков арматуры на основе асбеста на прокладки из терморасширенного графита у задвижек DN 50-250 мм
| -
| -
| +
| +
|
Замена электропривода для капитального ремонта на специализированном предприятии после 15 лет эксплуатации
| -
| -
| +
| +
|
Кроме того, для клиновых задвижек при среднем ремонте проводится:
|
|
|
|
|
Снятие крышки, разборка, проверка технического состояния всех деталей и, при необходимости, их ремонт или замена
| -
| -
| -
| +
|
Замена подшипника бугельного узла
| -
| -
| -
| +
|
Замена сменных частей арматуры, при обнаружении дефектов
| -
| -
| -
| +
|
Зачистка и промывка посадочного паза затвора клиновых задвижек от механических примесей
| -
| -
| -
| +
|
Проверка состояния уплотнительных поверхностей корпуса и затвора, их очистка и шлифовка
| -
| -
| -
| +
|
Гидравлические испытания в соответствии с п. 7.2.11
| -
| -
| -
| +
|
Обратные затворы
|
| Два раза в год1
|
|
|
Визуальная проверка герметичности относительно внешней среды, в том числе демпфирующих устройств, фланцевого соединения (корпус-крышка), в случае необходимости, его обтяжка
| +
| +
| +
| +
|
Чистка наружных поверхностей, устранение подтеков нефти
| +
| +
| +
| +
|
Проверка работоспособности демпфирующих устройств и их восстановление
| -
| +
| +
| +
|
Контроль уровня масла в демпфирующих устройствах, добавление масла
| -
| +
| +
| +
|
Контроль герметичности затвора в соответствии с п. 7.2.3
| -
| -
| +
| +
|
Обтяжка фланцевого соединения корпус-крышка аналогично задвижкам
| -
| -
| +
| +
|
Разборка и зачистка внутренних полостей от грязи и отложений
| -
| -
| -
| +
|
Проверка состояния уплотнительных поверхностей корпуса и крышки, корпуса и захлопки их очистка и шлифовка
| -
| -
| -
| +
|
Замена втулок и демпфирующих устройств
| -
| -
| -
| +
|
Замена прокладки между корпусом и крышкой
| -
| -
| -
| +
|
Гидравлические испытания обратных затворов в соответствии с п. 7.2.11
| -
| -
| -
| +
|
Шаровые краны
|
| Два раза в год1
| -
| -
|
Контроль герметичности шарового крана относительно внешней среды
| +
| +
| -
| -
|
Ввод уплотняющей пасты по штоку
| +
| +
| -
| -
|
Чистка наружных поверхностей
| +
| +
| -
| -
|
Проверка состояния электропривода и крепления клемм электродвигателя
| +
| +
| -
| -
|
Проверка работоспособности шарового крана путем полного открытия-закрытия шара, контроль плавности перемещения и отсутствия заедания подвижных элементов. В случае невозможности выполнения этого цикла - контроль исправности шарового крана частичным до 10 % закрытием (открытием) шара
| -
| +
| -
| -
|
Ввод уплотняющей пасты по штоку и, при негерметичности, замена верхнего уплотнения штока
| -
| +
| -
| -
|
Контроль герметичности затвора в соответствии с п. 7.2.3
| -
| +
| -
| -
|
Примечания
1 При подготовке к осенне-зимнему и весеннему периоду эксплуатации.
2 Средний ремонт шиберных задвижек не проводится.
3 Техническое обслуживание и ремонт электроприводов арматуры проводится в объеме и в сроки, указанные в Руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию электропривода.
4 Технические осмотры запорной арматуры, обратных затворов проводятся: дежурным персоналом - 1 раз в смену; инженерами служб - 1 раз в неделю; заместителем начальника НПС - 2 раза в месяц; начальником НПС - 1 раз в месяц при общем обходе НПС.
|
7.2.3 Контроль герметичности затвора запорной арматуры и обратных затворов совмещается с плановыми остановками МН и НПС и выполняется согласно Регламенту входного контроля, технического обслуживания, ремонта, технического освидетельствования запорной арматуры и обратных затворов объектов магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть».
Периодичность проведения контроля герметичности затвора арматуры и обратных затворов приведена в таблице 7.2.
Таблица 7.2 - Периодичность контроля герметичности затвора арматуры и обратных затворов
Наименование объекта
| Периодичность, мес.
| Выполнение при проведении
|
Арматура отсекающая магистральные и подпорные агрегаты
|
| ТО 2
|
Отсекающая арматура установленная на входе и выходе НПС
|
| ТО 2
|
Арматура установленная на ПРП резервуаров
|
| ТО 2
|
Обратные затворы
|
| ТР
|
Арматура основных и резервных подводных переходов многониточных нефтепроводов
|
| ТО 1
|
Арматура однониточных подводных переходов нефтепроводов
|
| ТО 2
|
Арматура линейной части магистральных нефтепроводов, включая ответвления и лупинги
|
| ТР
|
Задвижки технологических и вспомогательных нефтепроводов НПС
|
| ТР
|
Шаровые краны технологических нефтепроводов НПС
|
| ТО 2
|
Для контроля герметичности затвора создается перепад давления равный 0,1-0,2 МПа при избыточном давлении не менее 0,4 МПа.
Герметичность затвора арматуры определяется по изменению давления на отсеченных участках нефтепровода и по фиксированию шума протечек нефти через затвор.
Изменение давления на отсеченном участке нефтепровода контролируется по показаниям манометров (не ниже первого класса точности с ценой деления не более 0,05 МПа) не менее 30 мин.
Регистрация шума осуществляется акустическими приборами (течеискателями, шумомерами).
Изменение давления (за 30 мин на 0,1 МПа и более), фиксирование шума протечек нефти через затвор свидетельствуют о негерметичности затвора проверяемой запорной арматуры.
Результаты контроля герметичности затвора арматуры оформляются актом установленной формы, заносятся в формуляр.
7.2.4 Диагностический контроль задвижек осуществляется в соответствии с РД «Положение о порядке проведения технического освидетельствования и продления срока службы трубопроводной арматуры нефтепроводов».
Диагностический контроль задвижек, обратных затворов и шаровых кранов осуществляется акустико-эмиссионным или магнитометрическим, ультразвуковым, капиллярным (магнитопорошковым) методами. При этом проводится измерение толщины стенок.
7.2.5 Ультразвуковое измерение толщины стенок при проведении диагностического контроля арматуры проводится в определенных контрольных точках.
Контрольные точки подлежат маркировке краской с целью толщинометрии в этих же точках при последующих диагностировании и ремонтах. Результаты измерения заносятся в паспорт (формуляр).
7.2.6 При выявлении негерметичности или недопустимых дефектов корпуса, а также невозможности восстановления работоспособности задвижек обратных затворов и шаровых кранов при проведении ремонтов на НПС оборудование подлежит демонтажу и ремонту на специализированном предприятии (ЦБПО).
7.2.7 Задвижки, установленные на приеме и нагнетании магистральных и подпорных насосов, после среднего ремонта подвергаются гидравлическим испытаниям водой давлением 1,25Рраб (где Рраб - максимально разрешенное рабочее давление в коллекторе НА) в течение не менее 30 мин. Давление создается на участке между закрытыми задвижками на приеме и нагнетании насоса.
После среднего ремонта клиновые задвижки (кроме установленных на приеме и нагнетании магистральных и подпорных насосов) и обратные затворы подвергаются испытаниям на герметичность по отношению к внешней среде давлением нефти 1,1Рраб в течение не менее 30 мин.
После проведения гидравлических испытаний задвижек давление сбрасывается до атмосферного и дополнительно проводится испытание на герметичность сальникового уплотнения в течение 5 мин, подачей воздуха с избыточным давлением 0,1-0,3 МПа под крышку.
После среднего ремонта задвижек проводится также испытание на герметичность затвора задвижек в соответствии с «Регламентом входного контроля, технического обслуживания, ремонта, технического освидетельствования запорной арматуры и обратных затворов объектов МН ОАО «АК «Транснефть».
7.2.8 Арматура после ремонта и испытаний должна соответствовать классу герметичности затвора, указанному в таблице 7.3.
Таблица 7.3 - Классы герметичности затвора арматуры в линейно-технологической схеме нефтепроводов
Место расположения арматуры
| Вид арматуры
| Класс герметичности затвора
|
|
|
|
Узлы подключения задвижек на входе и выходе НПС, задействованные в системе общестанционных защит на закрытие
| Шиберная задвижка
| А
|
Нагнетательные и всасывающие линии магистральных насосов (агрегатные задвижки)
| Клиновая задвижка, шиберная задвижка
| А
|
Узлы запуска, приема ВИП (трубопроводы по которым осуществляется продвижение ВИП)
| Шиберная задвижка
| А
|
Основные и резервные нитки подводных переходов
| Шиберная задвижка
| А
|
Приемо-раздаточные патрубки резервуаров
| Клиновая задвижка, шиберная задвижка
| А
|
Технологические трубопроводы НПС
| Клиновая задвижка, шиберная задвижка
| В, С
|
Линейная часть магистральных нефтепроводов, включая ответвления и лупинги
| Клиновая задвижка, шиберная задвижка
| А
|
Протечки (пропуск среды) в затворе арматуры и обратном затворе по результатам испытаний на герметичность должны быть не более величин, указанных в таблицах 7.4 и 7.5.
Таблица 7.4 - Значения максимально допустимых протечек в затворе арматуры
Испытательная среда
| Класс герметичности
|
А
| B
| C
|
Величина протечек при испытании водой (см3/мин)
| Нет видимых протечек
| 0,0006×DN
| 0,0018×DN
|
Примечания
1 Определение протечек в затворе проводят при давлении в полости арматуры, равном 1,1 PN.
2 При определении протечек номинальный диаметр DN принимается в миллиметрах. Значения протечек соответствуют случаю истечения в атмосферу.
3 Класс герметичности для запорной арматуры указан в ТУ и паспорте на конкретный вид арматуры и должен соответствовать, в зависимости от расположения арматуры, таблице 7.3.
4 Температура воды - от 5 до 40 °С.
5. Погрешность измерений протечек не должна превышать:
± 0,01 см3/мин - для протечек 0,1 см3/мин;
± 0,5 % - для протечек более 0,1 см3/мин.
6 Сбор протечек осуществляется шприцем, измерение величины протечек - мензуркой с ценой деления 0,1 см3.
|
Таблица 7.5- Нормы герметичности для обратных затворов
Давление номинальное PN, МПа (кгс/см2)
| Пропуск среды (воды) не более, см3/мин для обратных затворов с условным проходом DN, мм
|
300, 400
| 500, 600, 700
| 800, 1000
|
|
< 4 (40)
|
|
|
|
|
³ 4 (40)
|
|
|
|
|
7.2.9 Перед проведением среднего ремонта клиновых задвижек и обратных затворов, а также после 15 лет эксплуатации шиберных задвижек и шаровых кранов проводится диагностический контроль их технического состояния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: