62. Физ. упражнение как основное специфическое средство физ. воспитания. Содержание, форма, классификации физ. упражнений.
62. Физ. упражнение как основное специфическое средство физ. воспитания. Содержание, форма, классификации физ. упражнений. Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач ФВ, сформированы и организованы по его закономерностям. Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени. Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия. Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание ФУ – это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении донного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств ит. п. ). Содержание ФУ обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность. Оздоровительное значение. Выполнение ФУ вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья иво многих случаях оказывает лечебный эффект. Под воздействием ФУ можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения ФУ, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают. Образовательная роль. Через ФУ познаются законы движения в окружающей среде и собственно тела и его частей. Выполняя ФУ, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.
Влияние на личность . ФУ требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий ФУ. Человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др. ). При выполнении ФУ во многих случаях происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий (спортивные игры). Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях ФУ. 63. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как неспецифические средства ФВ. Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся ФУ. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др. ) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека. В процесс ФВ естественные силы природы используют по 2 направлениям: 1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс ФВ. Они дополняют эффект воздействия ФУ на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых ФУ. повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.:
2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры). При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления. Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с ФУ. К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия ФУ на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д. ), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна. Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий ФУ. 64. Неурочные формы занятий физическими упражнениями. Виды неурочных форм, определяющие черты. - индивидуальные занятия - самостоятельные, групповые занятия - групповые занятия под началом офиц. организации. Типичные черты: - нет расписания - нет учителя или тренера - разнородность группы - отсутствие структуры занятия - очень узкое содержание - нагрузка не дифференцируется - протяженность во времени не дифференцируется - протяженность во времени не ограничена К малым формам относятся: вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки. Продолжительность физкультпаузы- 5-7 мин; физкультминутки- 1-2 мин; микропауза- 20-30 сек; вводная гимнастика- 5-7 мин. Групповые формы: самодеятельные групповые занятия (игры, тур. походы, состязания). Руководство со стороны выбранного человека или назначенного лица. Проведение физкультурных праздников, дней здоровья, агитационных пробегов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|