Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Учет редактором видо-типологических особенностей изданий по развитию речи




ГЛАВА 1. УЧЕТ РЕДАКТОРОМ ВИДО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗДАНИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Развивающие издания для детей являются важным звеном общей развивающей педагогической системы реализации базисного содержания дошкольного образования, они используются обычно в системе интегрированных занятий с детьми, построенной с учетом их возрастных особенностей.

Вся литература для детей выделена в самостоятельный комплекс по признаку читательского адреса, причем категория читательского адреса органически связана с категорией функционального назначения данной литературы. Рассмотрим эти вопросы.

1. 1. Специфика читательского адреса развивающих изданий для детей 3 – 6 лет

В издательской практике отечественного книгоиздания дошкольниками считаются дети от 3 до 6 лет. При этом в данной читательской категории можно выделить еще три группы: дети младшего (от 3 до 4 лет), среднего (от 4 до 5 лет) и старшего (от 5 до 6 лет) дошкольного возраста.

Поскольку объектом воздействия развивающего издания является ребенок в определенной возрастной стадии, следовательно, для того чтобы осознанно, обоснованно формировать издание по развитию речи, необходимо хорошо знать как сам объект воздействия (читателя), так и те процессы, в которых книга выступает как средство достижения определенных целей. Редактор должен четко представлять, какие проблемы с речью существуют у дошкольников на каждом году жизни, что именно необходимо учитывать при моделировании развивающего издания и работе над ним. В связи с этим редактору следует опираться на достижения педагогики и психологии, которые определяют и обосновывают важнейшие свойства читателей определенного возраста и раскрывают задачи и возможности влияния на них.

Э. М. Береговская, которая анализировала образную сторону детской речи, так пишет о речи младших и средних дошкольников: «Хотя на этом этапе развития дети зачастую неспособны адекватно воспринимать и интерпретировать «чужие» тропы в фольклорных и литературных текстах, им случается наряду с неосознанным переносом значения, и намеренно прибегать к метафорическому переносу» [4, c. 28].

Автор считает, что ребенок в этом возрасте не только способен, но и склонен к образованию метафор (например: небритая ягода (о крыжовнике), море в оборочках). Помимо метафор, как отмечает Э. М. Береговская, дети активно используют персонификацию (самолет курит, музыка ругается), метонимию (мойдодырник (о мочалке), алешник (о телефоне)), катакрезу (макушка пальца, поднимите верхнюю руку), сравнения (я исчезну, как сахар в горячем чае) [4, с. 10].  

Э. М. Береговская так пишет о природе подобных образных средств: «В речи дошкольников тропы выступают скорее как способ интерпретации действительности, а не как средство экспрессивного выражения мыслей и чувств. Поскольку мир дошкольника с 2 до 5 довольно тесен, тематика возникающих тропов очень ограничена: быт, игра, животные, явления природы. Ребенок начинает употреблять тропы раньше, чем научается замечать и адекватно воспринимать их в адресованном ему тексте» [4, с. 33].

Способность творить метафоры отражает первую ступень становления абстрактного мышления, процесс индивидуального установления соответствий между объективным миром предметов и явлений, окружающих ребенка, и системой обозначающих их номинаций. Способность творить собственные тропы – залог того, что ребенок научится понимать и интерпретировать чужие, а значит необходимо целенаправленно работать над развитием данной способности именно в дошкольном возрасте, опираясь на специальные развивающие издания, а также на произведения, способствующие развитию образной речи [4].  

Но данный вид работы должен быть сопряжен с общим развитием речи. Поэтому далее, ориентируясь на исследования педагогики и психологии, рассмотрим возрастную специфику детей каждой дошкольной группы с точки зрения общего развития речи [2, 15, 25, 48, 52, 56, 58].

Дети младшего дошкольного возраста еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Развитие понимания речи явно опережает произносительные возможности ребенка. Происходит это из-за еще недостаточной подвижности артикуляционного аппарата (движений мышц языка, губ, нижней части челюсти). Младшие дошкольники испытывают затруднения при произнесении сложных слов, то есть слов, включающих в свою структуру два или более слогов.

Ребенок младшего дошкольного возраста еще не владеет монологической речью, то есть речь, которой он пользуется, достаточно ситуативна, фразы (большей частью простые, хотя и распространенные) зачастую не связаны между собой по содержанию. Именно поэтому детям в таком возрасте еще не доступны пересказы сказок, рассказов, описания сюжетных картин. Ребенок может лишь назвать предметы, действующих лиц или перечислить действия, которые они совершают. Небольшие стихотворения, рифмованные потешки ребенок запоминает и может рассказать по памяти, но при этом не понимает смысла слов, то есть говорит механически [15].

В этот же период становится возможным внеситуативно-познавательное общение. Возрастающая любознательность заставляет детей задавать вопросы, что ведет к стремлению обозначить предметы и явления словом. Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять их по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети еще допускают грамматические ошибки. Отчасти такие погрешности могут быть связаны с несовершенством артикуляционного аппарата.

В младшем дошкольном возрасте у детей формируется наглядно-действенное мышление, в недрах которого развивается наглядно-образное мышление. Знания, ранее усвоенные на эмоционально-чувственной ориентировочной основе, начинают переходить в образный план, интенсивно развивается воображение. Наряду с возникшей способностью образного восприятия у детей постепенно формируется реалистическое понимание действительности [52].

Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях можно считать важной вехой в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. Как правило, ребенок уже может дать оценку событиям, описываемым в художественном произведении, помнит ход действий, их последовательность. Сопоставляя реальное и сказочное, действительное и «понарошечное», смешное и грустное, учится анализировать окружающий мир.

К концу четвертого года жизни довольно высокого уровня достигают восприятие и память ребенка, возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное и образное мышление, которое позволяет полнее понимать речь окружающих людей без наглядного сопровождения [25].

Младшему дошкольнику доступен образный язык произведений и даже действия в плане образа. Дошкольнику нравятся не только ритм, рифма, игровые приемы потешек, песенок, сказок. Его увлекает содержание художественного произведения, направленность и результат событий. Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно, поэтому редактор должен хорошо представлять себе особенности данной возрастной группы [52].

Все затруднения на данном возрастном этапе относятся к «физиологическим нарушениям речи», которые хоть и являются нормальным возрастным этапом становления речи, но все же требуют внимания и развития.

А. В. Запорожец, сравнивая речь среднего и младшего дошкольника, отмечал, что и по содержанию, и по своему строению речь первого сложнее. Ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений. Изменение в строении речи (подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений), по мнению Запорожца, связано с появлением рассуждающего, логического мышления [25].

Вместе с тем в речи ребенка пятого года жизни сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании он часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там»; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания.        Д. Б. Эльконин считал, что на пятом году жизни у ребенка появляется форма речи-сообщения в виде монолога [64].

В педагогических исследованиях, посвященных развитию речи детей среднего дошкольного возраста, рассматриваются разные аспекты их овладения родным языком. Г. М. Лямина, анализируя использование языковых средств в высказываниях детей средней группы детского сада, подчеркивает роль всех сторон речи в становлении связной монологической и образной речи [37].

Вопросы развития словаря детей пятого года жизни рассматривались с точки зрения его обогащения, понимания значения, точности словоупотребления в активной речи.

Почти все исследователи  отмечают роль работы над смысловой стороной слова.

Это связано с тем, что только углубленная лексическая работа формирует осознанное употребление языковых средств в речевом высказывании [25, 37, 52].

Г. М. Лямина подчеркивает, что на пятом году жизни морфологический строй речи детей значительно усложняется. В их высказываниях появляются разнообразные части речи и слова, которые выражают состояние и переживание [37]. Все это позволяет сделать вывод, что пятый год жизни благоприятен для развития образной речи.

В. И. Ядэшко отмечает возрастание количества сложных предложений в речи детей пятого года жизни. Этот факт она связывает с увеличением случаев неправильного согласования слов в предложениях, «в то время как грамматическое оформление союзной связи между отдельными предложениями значительно улучшается» [65, с. 38]. Усложнение структуры предложений связано, по мнению Ядэшко, с расширением словарного запаса, пониманием значения слова, а значит, с развитием мышления. Вместе с тем в высказываниях детей встречаются грамматические ошибки, которые затрудняют изложение, не всегда соблюдается в высказываниях необходимая временная последовательность. Все эти особенности относятся к характеристике речи детей среднего дошкольного возраста.

На пятом году жизни у ребенка увеличивается активный словарь (2500 – 3000 слов к концу года), что дает возможность ребенку полнее излагать свои мысли и строить высказывания. Поэтому речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.

 В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их языке впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами и редко, но все же используются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Чаще в речи употребляются притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья шубка), наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под).

И все же многие дети все еще не могут без помощи взрослых последовательно и связно пересказать прочитанную сказку, рассказ.  

Расширение словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводят к тому, что ребенок начинает допускать грамматические ошибки: неправильно изменяет глаголы, не согласует слова.

Следует отметить, что значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. А достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности.

В шесть лет дети уже полностью овладевают монологической речью и могут без дополнительных вопросов пересказать сказку или рассказ из 40 – 50 предложений. Их высказывания отличаются яркостью образов и большим объемом информации.

В этот период активизируется пассивный словарь ребенка, расширяется активный. Это происходит не только за счет увеличения числа существительных и прилагательных, а также благодаря постепенному овладению приставочным и суффиксальным способами образования слов. В речи ребенка все чаще используются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов, а также отвлеченные, абстрактные понятия.

 Хотя словарь детей шестого года жизни заметно расширяется, в подборе нужных слов, особенно при передаче оттенков значения, деталей, дети допускают неточности. Возможны затруднения при употреблении синонимов, антонимов, паронимов.

Ошибки в употреблении слов могут касаться всех частей речи, включая союзы, предлоги [15].

В шесть лет активно развивается и грамматический строй. Дети овладевают развернутой, распространенной фразовой речью, словообразованием, употребляют предложно-падежные конструкции.

Но при названных усовершенствованиях речи могут встречаться неправильные согласования, особенно при изменении существительных в косвенных падежах, несклоняемых существительных, ошибки при употреблении глаголов совершенного и несовершенного видов.

У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты [37].

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе.

Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого [2].

Итак, каждая дошкольная группа имеет свою специфику (отмечаются проблемы с речью на каждом году жизни). Поэтому, моделируя качественное, обоснованное развивающее издание, редактор должен ориентироваться на конкретный круг читателей, знать, какие задания и произведения будут понятны и выполнимы в определенном возрасте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...