1.2. Предметная область и функциональное назначение изданий
1. 2. Предметная область и функциональное назначение изданий по развитию речи Основой содержания изданий для дошкольников может стать практически любое явление, любой объект действительности. Однако интерпретация событий, поступков людей, свойств животных должна приобретать при этом особое звучание – звучание, определяемое предметной областью детской литературы. Предмет детской литературы характеризуется богатством проблемно-тематического состава. Буквально все стороны жизни и деятельности человека находят отражение в литературе для детей. Ребенок готов задавать миллионы вопросов. Содержание книги призвано раскрыть, показать, объяснить те факты, которые попадают в поле зрения ребенка. Развивающие издания призваны также обратить внимание детей на те факты, которые не попадают в поле их зрения [7]. Тематическая направленность развивающих изданий должна отражать познавательный и воспитательный потенциал литературы для детей. В тематике могут отражаться различные стороны жизни общества, нравственные позиции, сложившийся общественный идеал, который влияет на характер предмета литературы для детей. Но тематика и отбор фактического материала произведений не исчерпывают общую характеристику содержания. Важным показателем предметной области детской литературы является проблематика произведений. Дошкольники верят в незыблемость и открытость мира, в доброту и справедливость. И поэтому, как правило, произведения детской литературы оптимистичны, в них добро побеждает зло, правда торжествует над ложью. Так, можно сделать вывод, что ограничения в тематическом и проблемном плане состоят лишь в отказе от освещения негативных и антивоспитательных явлений.
Важным показателем для отбора произведений редактором является то, чтобы произведения определенной тематики и проблематики были доступны детскому восприятию. Далее рассмотрим основные задачи изданий по развитию речи у дошкольников. Если рассматривать целевое назначение развивающих изданий в общем, то, по мнению Т. И. Тихеевой, его можно свести к следующему: «Целевое назначение развивающих изданий заключается в том, чтобы в доступной для читателя определенного возраста форме раскрыть знания о мире. Одна из важнейших задач таких изданий – обозначить и объяснить различные понятия, дав возможность детям оперировать ими в собственной практике, показать им внутренний мир личности, познакомить с человеком и его жизнью. Развивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу личности ребенка, способствовать накоплению не только знаний, но и эмоций, показать не только представления, но и ощущения» [55, с. 67]. Нас интересует функциональное назначение изданий по развитию речи. Используя научные разработки в области психолого-педагогической теории развития детской речи, и в частности, работу О. С. Ушаковой, обозначим задачи таких изданий [52, 56, 58, 61]. 1. Развитие связной речи. Решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи – диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей. Центральным моментом развития связной речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание.
Это предполагает формирование у них знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания. При обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его. 2. Развитие лексической стороны речи. Работа над словом – это работа по осмыслению его значения. Ребенка необходимо знакомить с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантически адекватное его использование, формирование обобщенного представления о слове. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания сообразно контексту, речевой ситуации создает предпосылки для свободного и гибкого обращения с языковыми средствами при построении высказывания. Словарь дошкольников нуждается не только в количественном обогащении, но и в качественном совершенствовании. Для этого требуется особая работа по уточнению значения слов, обучению семантически адекватному употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, развитию умения понимать переносные значения. В развитии словаря дошкольников крайне важным является принцип объединения слов в тематические группы. В процессе словарной работы следует стремиться к тому, чтобы речь ребенка приобретала такие качества, как точность, правильность, выразительность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые адекватно отражают замысел говорящего. 3. Формирование грамматического строя речи. В процессе овладения речью ребенок приобретает умение образовывать и употреблять грамматические формы. С учетом этого требуется специальная работа над морфологией, словообразованием, синтаксисом. Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы; он усложняется с возрастом детей. В детской речи наиболее велик удельный вес существительных и глаголов, однако ребенок все больше начинает употреблять другие части речи – прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал – поехал – выехал). При работе над синтаксисом при помощи развивающих изданий детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. У детей формируется элементарное представление о структуре предложения и о характере использования лексики в предложениях разных типов, умение осознанно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей. 4. Развитие звуковой стороны речи. Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (общую способность воспринимать фонологические средства языка). Линейные звуковые единицы (звук – слог – слово – фраза – текст) обладают самостоятельной протяженностью, следуют друг за другом. Одновременно с ними особенности звуковой стороны речи отражают просодические единицы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи). Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и адекватно воспроизводить все звуковые единицы языка. Поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводиться систематически. Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. В целом, работая над звуковой стороной речи, ребенок осваивает умение «подчинять» высказывание целям и условиям коммуникации с учетом предмета и темы высказывания, особенностей слушателей. 5. Развитие образной речи. Развитие образности является существенным моментом речевого развития во всем его объеме. Далее покажем связь предыдущих задач с нашей главной задачей – развитием образной речи. Так, лексическая сторона речи служит составной частью образности, так как анализ семантики способствует развитию умения употреблять точное по смыслу и выразительное слово или сочетание в соответствии с контекстом высказывания. Не менее значим грамматический аспект образности, поскольку, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно. Фонетическая сторона связана со звуковым оформлением текста (интонационная выразительность, оптимально выбранный темп, дикция), что во многом обусловливает характер эмоционального воздействия на слушателей. Итак, развитие всех сторон речи, взятой в аспекте ее образности, выступает фундаментальным условием развития самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении сказок, рассказов, стихов, загадок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|