Система учебников и учебных пособий по русскому языку в школе.
В преподавании русского языка и литературы в средней школе надо различать следующие ведущие линии: а) Обучение владению письменным литературным языком; б) Обучение владению устным литературным языком; в) Осознание правил, регулирующих нашу речь, и историческое объяснение исключений из них; г) Обучение сознательному чтению текстов разных стилей; д) Воспитание привычки к чтению; 1. Владение письменным языком достигается посредством изучения безукоризненных образцов литературной речи и посредством соответствующих письменных упражнений. 2. Владение устным литературным языком создается на почве овладения письменным литературным языком путем упражнений в устном пересказе. 3.Осознание правил нашей речи происходит путем изучения грамматики. 4. Умение понимать трудные тексты разных стилей создается посредством упражнений во всестороннем анализе разнообразных литературных образцов. 5. Начитанность и привычка к чтению вообще создается посредством организации внеклассного чтения – обязательного и свободного. (Л.В.Щерба) Планирование учебно-воспитательного процесса по ИЯ: Сущность и виды планирования Планирование – это деятельность учителя, направленная на 1) определение цели изучения ИЯ на определенный период, 2)разработку средств реализации данной цели с учётом объективно-действующих условий. В ходе планирования учебного процесса учитель приспосабливает УМК к существующим условиям обучения.
Виды планирования
Поурочное планирование отражает последовательность работы над иноязычным материалом, характер деятельности учителя и обучающихся на уроке, определяет объекты контроля и временные затраты на различные виды деятельности. Планы разрабатываются на каждый урок
Схема поурочного плана Проанализируйте предыдущий урок, определите степень реализации его задач. Установите причины их невыполнения, определите характер затруднений уч-ся в выполнении заданий на предыдущем уроке. Требования к составлению поурочного плана План-конспект занятия, как правило, состоит из следующих рубрик: Тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного вами поурочного планирования.
Занятие №../..: порядковый номер урока и его название выписываете из вашего поурочного планирования. Тип занятия: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого занятия. Могут быть: урок изложения нового материала, повторения и закрепления, контроля, комбинированный. Форма проведения: лекция, семинар, беседа, практическое занятие, лабораторная работа, комбинированный урок и пр. Цели занятия: кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной целей: 1. Образовательная: формирование знаний (перечислите, с чем связанных); формирование умений: специальные умения (например, решение задач, видение алгоритмов и методов); общеучебные умения (например, умение логически и полно выстраивать ответ). 2. Воспитательная: нравственные и эстетические представления, система взглядом на мир, способность следовать нормам поведения, исполним, законы; потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. 3. Развивающая: развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, воля) и потребностей — мотивационной области, умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, cпособность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы. Оборудование к уроку: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов. Си и hi же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (компьютер, используемое программное обеспечение и т. д.). Разрешается включать в этот раздел описание дидактических материалов и наглядных пособий (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.). Для уроков информатики сюда можно включить План занятия: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблицы следующего содержания:
Обычно выделяются перечисленные ниже этапы.
Для занятияизложения нового материала: организационный момент; актуализация базовых знаний; изложение нового материала; первичное закрепление; подведение итогов урока; оглашение задания на дом. Для занятия по закреплению и повторению: организационный момент; актуализация базовых знаний; повторение и закрепление изученного материала (решение задач, выполнение лабораторных работ, выполнение творческих, самостоятельных работ и т. д.); подведение итогов занятия; оглашение задания на дом. Для занятия контроля знаний: организационный момент; актуализация базовых знаний (по мере необходимости); изложение требований к контрольной работе (тесту, нестандартному уроку); оглашение задания на дом. Ход занятия — основная часть вашего плана-конспекта. В этой части в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению занятия. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы:
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ по модулю III. Тема 12. Мир педагогики. Обучающая игра «Составь текст» Задание обучающимся: 1. Внимательно прочитать изучаемый текст. 2. Приготовить ручку и бумагу. 3. Каждому написать вопрос к тексту, свернуть листок и отдать его преподавателю. 4. Затем, каждому взять у преподавателя по листку, прочитать попавшийся ему вопрос и подумать, как на него ответить. 5. Обсудить друг с другом свои ответы и выстроиться в том порядке, в каком идет текст. 6. В получившемся порядке пересказать текст. Тема 13. Язык в сфере деловых взаимоотношений и деловой дискурс Обучающая игра «Части текста» Задание обучающимся: 1. Познакомиться с учебным текстом, внимательно и быстро его прочитав. 2. Разделиться на 4 группы, дав каждой группе соответственно следующие названия: первая - «введение», вторая - «основная мысль», третья - «заключение», четвертая - «дополнение».
3. Участникам каждой группы пересказать часть текста по порядку: «введение», «основная мысль», «заключение», «дополнение». 4. Группа «дополнение» берет слово после выступления каждой группы. Оценивается: Какая группа точнее соответствовала своему назначению, сравнивая воспроизведенную информацию с материалом текста. Тема 14. Педагогическая лексика и лексико-семантические вопросы педагогического дискурса. Обучающая игра «Составь учебник» Задание обучающимся: 1. Быстро, но внимательно прочитать учебный текст. 2. Представить себе, что Вы являетесь составителем учебника по данной дисциплине. Учебник может включать содержание, основные разделы, трудности, которые могут встретиться при изучении этого материала, приемы, которые облегчат усвоение материала, какой-то личный опыт, приобретенный учащимся в жизни. Нужно составить наиболее рациональный удобный учебник, которым могли бы пользоваться остальные участники. 3. Представить работы на обсуждение. Оценивается: В каком учебнике материал изложен наиболее рационально и подробно.
2. Используя приведенную ниже схему структуры статьи, подготовьте для публикации в международном научном журнале статью, где должны отразиться результаты научных исследований, основанных на таких определениях термина „межкультурная коммуникация”: классическое – международная, межнациональная, межэтническая коммуникация; функциональное – коммуникация представителей различных систем норм поведения, моральных норм, ценностей, стилей жизни, обычаев и др. разных общественных групп (например, культуры города и деревни, культур поколений, культуры организации и т.д.). Структура статьи
Основы транслитерации: Для источников, записанных в системе кириллицы, следует применять латинизацию алфавита согласно схеме: - авторы (транслитерация) - год издания - транслитерация названия статьи - [перевод названия статьи на английский язык в квадратных скобках] - транслитерация названия источника - [перевод названия источника на английский язык – парафраз] - информация об издании со словами и сокращениями на английском языке указание языка статьи (in Russian, In Ukrainian)
Рекомендуем использовать такие сайты для автоматической транслитерации: - с русского языка – http://www.translitteration.com/transliteration/en/russian/bgn-pcgn/ Пример транслитерации: Nesterenko, G. (2015). Systema upravlins'kykh kompetentsiy vykladacha vyshchoyi shkoly. [System of the managerial competences of a high school teacher]. Upravlins'ki kompetentsiyi u profesiyniy diyal'nosti vykladacha. [Managerial competences in professional teacher’s activity]. Kyiv: Agrar Media Group, pp. 89-105. (In Ukrainian).
Правила оформления библиографии: Книга одного автора: Zaręba, M. (2010). Metody rozwiązywania sporów na arenie międzynarodowej w XXI wieku. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe. Книга двух авторов: Adamczyk, M., Zaręba, Z. (2010). Zarządzanie zasobami ludzkimi organizacji w okresie transformacji. Bielsko-Biała: Wydawnictwo Nowa Nauka Polska. Составная часть (глава, фрагмент, раздел) в отдельном издании: Adamczyk, M. i Zaręba, Z. (2010). Teoretyczne i funkcjonalne aspekty karier w okresie transformacji. w: A. Adamczyk (red.), Zarządzanie zasobami ludzkimi organizacji w okresie transformacji (ss. 112165). Bielsko-Biała: Wydawnictwo Nowa Nauka Polska. Статья в энциклопедии (словаре): Włodarczyk, B. (2013) Jurysprudencja. w: M. Zaręba (red.) Encyklopedia XXI wieku (wyd. 1, s. 117). Warszawa: Wydawnictwo Nowa Nauka Polska. Статья в энциклопедии (словаре) онлайн: Włodarczyk, B. (2013) Jurysprudencja. w: M. Zaręba (red.) Encyklopedia XXI wieku. Warszawa: Wydawnictwo Nowa Nauka Polska. Pozyskano: (10.01.2013) Źródło: www.encyklopediaXXI.pl/hasla/jurysprudencja Статьи в журнале: Witkowicz, A. (2013). Zapobieganie przemocy w szkole – zmiany w prawie i programie kształcenia pedagogów. Polski Przegląd Naukowy 12 (4), ss. 34-57. Witkowicz, A. (2012, 25 czerwca). Zielona rewolucja, Gazeta Prawna, ss. 34-57. Witkowicz, A. (2012). Zapobieganie przemocy w szkole – zmiany w prawie i programie kształcenia pedagogów. Polski Przegląd Naukowy 12 (4), ss. 34-57, Pozyskano (20.05.2012) z http://ppn.com.pl/publ2012/witkowicz_badanie.pfd Правовые акты: Ustawa z dnia 26 października 1982 r. o postępowaniu w sprawach nieletnich. Dz.U.2002.11.109, tekst jednolity. Ustawa z dnia 26 października 1982 r. o postępowaniu w sprawach nieletnich. Dz.U.2002.11.109, tekst jednolity. Pozyskano (20.05.2012) z http://www.abc.com.pl/du-akt/-/akt/dz-u-02-11-109 Электронные источники: Zaręba, W. Teoretyczne i funkcjonalne aspekty karier w okresie transformacji. Pozyskano (20.05.2012) z http://www.wsge.edu.pl/pl/wydania-journal-of-modern-science-tom-1-12-2012 Тема 15. Научно-техническая лексика и социально-общественный дискурс. 1. Как вы считаете, является ли научно-техническая документация, образовавшаяся в деятельности министерств, ведомств, фирм, промышленных объединениях, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организациях, а также конструкторских бюро, лабораториях, кафедр университетов и высших учебных заведений и других учреждениях, именуемых "организациями" составной частью Государственного архивного фонда, если учесть, что современная служба научно-технической документации является составной частью единого технологического процесса в производственной деятельности проектных, конструкторских, технологических, научно-исследовательских организаций, учреждений и предприятий? Тема 16. Лексика инновационных технологий и Интернет-дискурс Работа с практическим материалом ЗАДАНИЕ. Прочитайте текст. Подготовьте тезисы к тексту. Значения выделенных слов объясните по словарю. Общее понятие о метаязыке. Человек устроен так, что знание неотделимо от языка. Для того чтобы описать факты языка и установить существенные связи между ними, необходимо не только разработать эффективные методы исследования, но и найти рациональные способы вычленения подлежащих изучению элементов, эффективно представить полученные результаты, классифицировать и обобщить их. Поскольку любое знание должно быть выражено словами или другими знаками, все эти задачи выполнимы только при условии, когда процессы познания и интеллектуальной коммуникации обеспечены адекватно развитым метаязыком. Метаязыком называют язык, предназначенный и используемый для описания другого языка; язык, объектом которого являются содержание и форма другого языка. Этим другим языком может быть отдельный национальный язык или даже любая другая семиотическая система (ср. метатеория – теория, изучающая свойства другой теории; метаматематика – теория математических доказательств и т.д.). Научный уровень любого исследования существенно зависит от применяемого метаязыка, его строгости и точности. Метаязык влияет не только на ясность концептуального аппарата и понятность его для читателя, но влияет и на самого автора: усложняя язык, автор сам себе мешает мыслить. Всякая наука есть процесс переработки информации и обмена ею, поэтому, если коллеги не понимают терминологии и вообще метаязыка, которым пользуется автор, обмен информацией становится или вообще невозможным, или сильно затрудняется, а в результате и вклад автора в науку обесценивается. (По И.В.Арнольду) ЗАДАНИЕ Ознакомьтесь с текстом. Можно ли отнести буквенную символику к графическому метаязыку? Буквенная символика. Буквенная символика образует как бы промежуточный слой между вербальным метаязыком и собственно графикой. Буквенную символику можно разделить на традиционную и индивидуальную авторскую, которую каждый автор вводит в соответствии со стоящими перед ним задачами, пользуясь преимущественно латинским и греческим алфавитами. Промежуточным слоем между буквенной символикой и терминологией являются буквенные аббревиатуры, т.е. инициальные сокращения терминологических словосочетаний. При обоснованном использовании для особенно часто встречающихся терминов такие аббревиатуры удобны и полезны, ибо экономят время и место. Однако начинающие авторы склонны ими злоупотреблять, полагая, что с подобными сокращениями текст выглядит серьезнее, научнее. Между тем, при обилии таких новообразованных сокращений восприятие текста значительно затрудняется. Читателю приходится тратить время на то, чтобы вспоминать или разыскивать их объяснение. Поэтому такие сокращения следует применять только для немногих, особенно часто встречающихся сложных терминов, обязательно пояснять их при первом употреблении и указывать в общем списке принятых сокращений. (По И.В.Арнольду) ЗАДАНИЕ Прочитайте текст. Подготовьте подробный пересказ. Схемы в лингвистике. Схемой называют изображение чего-либо в самых общих чертах. В науке схемы используются для наглядного представления различных связей и отношений. Например, в лингвистике хорошо известной схемой является семантический треугольник. Его также называют треугольником Фреге или треугольником Огдена-Ричардса, треугольником отнесенности и т.д. С его помощью изображают отношение между факторами, показывающими слово как знак языка, т.е. отношение между референтом – объектом реальной действительности, значением и обозначающим, т.е. звуковым или графическим словом. Треугольник – простейшая из геометрических фигур – оказывается очень удобным для представления этих основных для семантики отношений. В литературе существует множество вариантов трактовки представленных связей и заполнения вершин треугольника: предмет – понятие – знак; предмет – означаемое – означающее; слово – значение – референт. Соответственно меняются и названия ребер: выражает – отражает – указывает или называет. Стремление разграничить значение и понятие и показать специфику значения как языковой категории заставляет авторов заменить треугольную модель трапециевидной: слово – значение – понятие – референт. Заметим, что важным достоинством всякой схемы является ее простота, поскольку только простая схема может быть наглядной. Необходимость применения графических средств метаязыка в основном зависит от принятой методики и объекта исследования, а также, по-видимому, от индивидуальных свойств мышления. Одни авторы прибегают к графике почти на каждой странице, другие в работах на аналогичную тему ею почти не пользуются. Задача науки не в том, чтобы сложно изложить простые вещи, а в том, чтобы просто объяснить сложные. (По К.Бержу)
ЗАДАНИЕ. Составьте к тексту вопросный план. Таблицы и графики. Графический метаязык в виде таблиц и графиков применяется в лингвистике, например, для получения ясного представления о достигнутых результатах. Таблицы – как будто бы всем известный способ суммирования и обобщенного представления полученных данных. Однако опыт показывает, что пользоваться им умеют далеко не все. Таблица должна быть связана с текстом и прокомментирована в нем, но она должна быть более или менее понятна и без текста. Для этого она должна иметь название, поясняющее, что именно она иллюстрирует. Должны иметь свое название вертикальные колонки и горизонтальные строки. Если колонки содержат цифры, то внизу следует их подытожить. Сокращения и условные обозначения, если они не общеприняты, должны быть расшифрованы. Количественные данные приводятся либо в процентах, либо, если они невелики, допустимо давать их в абсолютном значении. Назначение графиков – показывать зависимость изменения одних величин от других. График функции есть кривая, которая дает наглядное представление об изменении функции. (По.В.Арнольду) ЗАДАНИЕ Расскажите о графическом метаязыке. ЗАДАНИЕ Объясните рисунки 1, 2. ЗАДАНИЕ Составьте схему, допускающую варьирование, углубление и конкретизацию темы «Язык как средство общения». ЗАДАНИЕ Прочитайте текст. Озаглавьте его. Подготовьте подробный пересказ. Научная и техническая литература включает в себя ряд подъязыков (например, подъязык химии, математики, электроники, машиностроения, географии, экономики, права, истории и т.п.) и имеет определенные жанры: монография, статья, учебник, учебное пособие, аннотация, реферат, информационный обзор, патентное описание и др. Каждый из подъязыков и жанров научной прозы, наряду с общими стилевыми чертами, имеет и свои индивидуальные черты. Например, в реферате способ изложения материала, как и в любом жанре научной и технической литературы, - формально-логический (коллективный), но, в отличие, например, от жанра статьи, в нем нет той научной обстоятельности изложения, которая характерна для научной или технической статьи. В целом в языке научной и технической литературы наблюдается тенденция к стандартизации, к унификации средств выражения мысли, особенно в подъязыках точных наук, таких, например, как математика. (А.К.Демидова) ЗАДАНИЕ Прочитайте текст. Подготовьте тезисы. Выделите экстралингвистические средства. Из истории системного подхода. В разные периоды развития науки существуют какие-то общие тенденции мышления, которые находят свое отражение во всех науках. Для современного этапа во всех отраслях знания характерен функционально-системный подход к изучаемым явлениям. Определений системы существует очень много. Мы будем понимать под системой упорядоченную и внутренне организованную совокупность (множество) взаимосвязанных и взаимодействующих объектов. Элементы системы образуют целостный комплекс, подчинены отношениям иерархии, могут, в свою очередь, рассматриваться как подсистемы и функционируют во взаимодействии с внешней средой. Возникновение системного подхода в науке относится к XIX и началу XX века. Так, Чарлз Дарвин (1809- 1882) показал в своей теории эволюции органического мира, что весь органический мир – единое целое, состоящее из систематических групп, связанных многими отношениями. Д.И.Менделеев (1834 - 1907) открыл периодический закон химических элементов (1869), на основе которого им была создана периодическая система, объединяющая в одно целое все известные химические элементы и позволяющая предсказать еще неизвестные. С тех пор в науке, технике, искусстве идея взаимосвязанности всего существующего развивалась все шире. Общая теория систем возникла в XX веке. Она изучает общие вопросы структуры систем, управления и передачи информации, присущие разным наукам, акцентируя внимание на целостности и интегративных свойствах объектов и связях внутри систем и с внешней средой. В теории информации понятие среды входит в понятие системы уже по определению. Там принято считать, что множество образует систему, если связи определенного вида между элементами этого множества (внутренние связи) преобладают над аналогичного вида связями между элементами этого множества и окружающей средой (внешние связи). (По И.В.Арнольду) ЗАДАНИЕ. Спишите текст библиографического описания статьи, укажите сведения о составной части документа: Леонтьев А.А. Некоторые психолингвистические аспекты начального этапа процесса овладения языком // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе: Сб. метод.статей: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Рус.яз.,1976. – С.23-30. ЗАДАНИЕ. Сделайте правильное библиографическое описание источника. 1. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи Русский язык Алматы Казак университетi 2006 2. Салагаев В.Г. Студенческие научные работы Академическая риторика – Алматы Раритет 2004 3. Федосюк М.Ю. Ладыженская Т.А. Михайлова О.А. Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов Учебное пособие М Флинта Наука 2000 256с 4. Краткий справочник по химии Э.Г. Злотников С-Пб изд-во Питер 1997 ЗАДАНИЕ. Подберите 3 примера библиографического описания статьи по специальности. ЗАДАНИЕ. Подберите 3 примера библиографического описания учебников по специальности. ЗАДАНИЕ. Составьте заголовки описания 2-3 научных работ. ЗАДАНИЕ. Напишите пример библиографического описания научной журнальной статьи, пользуясь схемой, приведенной выше.
Тема 17.Авторитетные методисты С.С. Кунанбаева, О.Н. Прохоров, И.А.Зимняя, А.А. Виландберк, Е.И.Пассов. Обучающая игра «Лучший вопрос» Задание обучающимся: 1. Внимательно прочитать учебный текст. 2. Придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста, ответ на который покажет совершенство овладения этим материалом, отразит его основной смысл. Оценивается: Кто задал наиболее оригинальный и соответствующий цели задания вопрос, и кто дал наиболее точный ответ. Тест №3 Мир педагогики. Язык в сфере деловых взаимоотношений и деловой дискурс. Педагогическая лексика и лексико-семантические вопросы педагогического дискурса. Научно-техническая лексика и социально-общественный дискурс. Лексика инновационных технологий и Интернет-дискурс. Авторитетные методисты. Современные формы организации процесса обучения иностранному языку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|