Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности
ского характера, бесспорно, служит цикл, связанный с Тезеем, где афиняне создали свой идеал правителя, предвестника демократического строя. Следующий период мироощущения греков отличается более светлым характером и связан с возникновением антропоморфных богов Олимпийцев. Мир начинает разделяться на обособленные предметы: возникают понятия прекрасного и безобразного. Возникает потребность в подвигах. Человек становится участником динамики мира, побеждающим его стихии. Это еще только физическое самоутверждение человека. Искусство этого периода отличается агональностью (соревновательностью). Наиболее ярко это проявилось в театре. Театральная деятельность приобретает самостоятельность среди различных видов развлечений, закрепляясь за конкрегным местом и временем. Театр того времени явился результатом интеграции зрелищности и спортивного состязания. На греческих агонах состязались не только атлеты, но и музыканты, поэты, художники, скульпторы и ораторы. Такой момент наличествовал и в постановках трагедий, связанных с культом Диониса, проводимых как соревнование между тремя коллективами, составленными из хора, актеров и драматурга. Награда поэтам и драматургам была невелика: им преподносили лавровый венок и корзину винных ягод (фиг), но слава была огромной (в честь победителя устанавливали памятник, ему доверяли высокие посты). Театром в Древней Греции называли специально построенное здание, которое было специально приспособлено для показа особого рода театрального зрелища. Театр включал три составные части: «скену» - место для играющих актеров, «орхестру» - площадку для хора, играющего ведущую роль в трагедиях и комедиях древних авторов и «театрон» - круто поднимающиеся по склону холма места для зрителей. В первых рядах театрона размещались места для почетных зрителей, сделанные из мрамора. Театры были достаточно вместительны. Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч человек.
В Афинах представления устраивались только два раза в год на дионисовых праздниках в театре Диониса (под открытым небом на южном склоне Акрополя четыре дня подряд по 15 пьес). Зрителям в это время выплачивался их дневной заработок, так как театр являлся не развлечением, а был направлен на воспитание гражданина, способного совершить подвиг во имя народа. В процессе представления зритель должен был переживать особое состояние, названное греческими философами катарсисом (очищение, освобождение), в результате которого негативное переживание страха смерти переходило в сферу позитивных эмоций гордости за погибающего героя. Сначала спектакль представлял собой хоровое пение, посвященное богам. Он скорее напоминал современную оперу, чем драму, так как 3. АНТИЧНОСТЬ большая часть времени отводилась хору, исполнявшему нечто, напоминающее современную кантату. Рифмы греки не знали (ее изобретут только в средние века). Хор мерными шагами двигался в сторону и потом возвращался назад. Это было и чтение стихов, и музыка, и пляска одновременно. Потом появился актер, который как бы говорил от лица какого-то действующего лица. Когда действующих лиц было много, возникла особая палатка, в которой актер переодевался и менял маску. Так как театр был большим, актер стремился к тому, чтобы его было лучше видно: башмаки, напоминающие ходули, большая маска, яркие одежды, широкие жесты. Само драматическое действие проходило эпизодами и распределялось между двумя актерами. Постепенно расширилась роль корифея (предводителя хора), который все больше начинал вступать во взаимодействие с актерами на сцене, что привело к появлению третьего действующего лица. Так было во времена Эсхила. Софокл, который, собственно, и ввел третьего актера, развил роль декламации в театре.
Со времени разгрома Афин пелопоннесцами кончается эпоха аттической трагедии и начинается жизнь комедийного жанра, прорастающего из двух корней: обличительных песен ряженых против своих обидчиков и бытовой сценки, которая пародировала не только человеческий быт, но и соответствующие мифы. Именно тогда и зародилось то искусство, которое в наши дни претендует на роль самостоятельного вида. Речь идет об искусстве мима. Комедии ставились тоже по праздникам: с хором, тремя артистами, но одетыми не царями, а шутами. Сюжеты в отличие от трагедий не были связаны с мифами, а придумывались. В дальнейшем основным понятием, характеризующим специфику греческого мировосприятия, становится «космос» (дословно - «порядок»). Мир греки считают ставшим именно тогда, когда Хаос начал оформляться, проявлять соизмеримость отношения частей к целому. Именно поэтому так ценимы у греков гармония, мера, пропорциональность. Ведь именно они определяют сущность Космоса, Вселенной. В основе космического совершенства лежит вечный Идеал, на поиски которого направлено все искусство Древней Греции. Вечный и совершенный Идеал проявлен в прекрасном. Прекрасное греки понимали очень широко: прекрасным было все, что ценно, что достойно признания и выбора. Прекрасное в их представлении приравнивалось к добру (Сократ). Представление о красоте человека ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Внешний облик человека символизировал определенный уровень его внутреннего мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|