Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мир ограничен пространством. Это пространство включает в первую очередь то, что видится непосредственно, что представляет собой ценность в данный момент.

Время греки представляли движущимся на месте, как небосвод. Пра-образом пространственных характеристик мира становится храм. Храм должен быть прекрасным, потому что там живет бог. Жилище простого смертного человека не должно быть прекрасным, потому что это жилище обычного человека.

Человек рассматривается не только как часть мира, а как «микрокосм» (Демокрит), как модель мира. Этот феномен повторяемости души мира в человеке, а души человека в мире приобретает со временем статус божественной силы. Человек, познавая мир, приобретает в себе микромодель этого мира. Мир и человек - неразрывное органическое целое. Человек -часть мира, единого Космоса. Поэтому мы говорим о греческом космоцентризме. В процессе жизни человек все больше растворяется в мире, и в момент смерти переходит в мир целиком. Это проявилось в расцвете скульптурного искусства, начало которому положил Лисипп. Для статуй греков характерно стремление создать не конкретное изображение человека, а общий идеал человеческого совершенства. Образами скульптурного совершенства становятся идеально красивые, совершенные женщины и мужчины, но не земные смертные, а боги и богини. Свои идеалы и представления о совершенстве человека греческие скульпторы устанавливают на невысокие постаменты и располагают в многолюдных местах, чтобы каждый гражданин мог непосредственно впитывать в себя эти критерии человека.

Пластичность и созерцательность - основа греческого мироощущения. Ведь пластика создана для созерцания, а оно прежде всего телесно. Зрение - основа древнегреческого познания. Поэтому зрение играет важную роль в древнегреческой гносеологии: «идея» и «эйдос» (картина) происходят в греческом языке от глагола «видеть». Отсюда любовь греков к пластичным, статичным видам искусства - архитектуре и скульптуре.

3. 2. Мироощущение и искусство в Древнем Риме

Римская культура возникает из смешения местных (в основном этрусских) традиций с греческими.

Мир для римлян становится более приземленным. Все его тайны уже находятся не в далеком и трудно постигаемом Космосе, а рядом с человеком. Мир, согласно представлениям римлян, реален и создан богами для удовлетворения человеком своих насущных потребностей. Впервые в ис-

3. АНТИЧНОСТЬ

тории человек получает Право (быть гражданином Рима), которое начинает уравниваться в значимости с Законом обязанностей. Греческий Идеал Космоса уже так не притягивает к себе римлянина. Римляне скорее стремятся к совершенствованию того реального, человеческого мира, который они имеют. Поэтому человек Рима - практик, которому дано право вмешиваться в события мирового Космоса.

Создается две самостоятельные модели мира: Рим как город-образец и Император как человек-образец.

Первая модель проявляется в архитектуре городов Римской империи. Появляется плановая застройка по единому (Римскому) образцу. Строились форумы, бани, амфитеатры, дворцы, храмы, крепостные стены и т. д., которые и сегодня восхищают своей монументальностью, продуманностью и красотой архитектурных форм. Рим прославился также первым цирком, подземным сточным каналом (существующим и по сегодняшний день и называемым «Великой клоакой»).

Вторая модель проявляется в жанре портрета в основном в скульптуре. Именно с этого периода начинается возвеличивание человеческой личности. Личность постепенно все больше начинает рассматриваться как достижение самого человека (это особенно ярко проявится в Новое время). Именно римский портрет реального человека (а не героя или бога как у греков), впитавший в себя традиции портретного мастерства этрусков, раскрывает возможности моделирования образца человеческой личности, где эталоном становится император Рима. В портретном искусстве римляне заимствуют обычай создавать надгробные маски и портреты на саркофагах умерших, и из этих надгробных масок широко развился римский портрет. Римский скульптор изображал конкретные личности с подчеркиванием портретного сходства. В то же время возникает осознание неодинаковости людей. Человечество разделяется по признаку заслуженности и объема собственных достижений (которые больше оцениваются в материальных категориях в отличие от духовных у греков). Искусство портрета стало более реалистичным. Если древние греки в скульптурах изображали прежде всего свои идеалы, то римляне стали изображать лучших и достойнейших людей, т. е. реальные личности.

Пространственные характеристики мира расширяются, становясь многообразными. Возникает потребность искусственного объединения этого нового пространства. Поэтому начинает развиваться невиданная до этого имперская машина государственности, основанная на законе власти, силы, подчинения. Все это проявляется в живописи и архитектуре.

О монументальности римской архитектуры, демонстрирующей идею мощи Рима как империи, уже упоминалось. Остановимся на основных характеристиках римской живописи древнего периода, отражающих особенности пространственного восприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...