Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Римский живописец стремится отразить окружающую природу и расположить фигуры в пространстве. Он не достигает реалистического отражения действительности, но создает определенные иллюзии ее, подчеркивает внутреннее пространство линеарно, хотя и без достижения перспективы (которая появится гораздо позже).

Время начинает сближаться с понятием человеческой жизни, оно становится историчным. Историчность наиболее ярко проявляет себя в римской литературе, которая достигает в этот период особого расцвета. В это время были созданы новые литературные жанры: пастораль, роман, сатира. Роман рассказывал о событиях, сопровождающих путешествия римского завоевателя, о его впечатлениях об увиденном в дальних краях, о приключениях прошедших лет. Сюжет романа был связан с историей событий прошедшего времени.

Историчность как временная последовательность проявилась и в римской поэзии. Но эта проявленность была несколько иного плана: поэты рассказывали не только об исторических событиях, но и о человеческих чувствах, связанных с воспоминаниями и впечатлениями прошедших событий. Золотой век римской поэзии наступил в эпоху Августа. Среди наиболее известных римских поэтов и прозаиков можно назвать Вергилия, Горация, Овидия, Ювенала, Апулея, Сенеку.

Следует подчеркнуть прагматический характер всего римского искусства, задачей которого было укрепление существующего порядка и воспитание истинных граждан. Во времена республики особое развитие получает риторика - ораторское искусство. Известным оратором является Цицерон. Существуют ораторские состязания. Зал, где они проводились, называли аудиторией, а преподавателя красноречия - профессором. Ораторское искусство стало со временем средством воспитания духа.

Римское искусство подарило миру традиции зрелищности. В Древнем Риме существовали приемы массового воздействия на население. К ним относились гладиаторские бои, «боевые программы» и театр. В Древнем Риме театр стал зрелищным мероприятием. Произошло отделение искусства декламации монологов и исполнение музыкальных номеров, получили развитие виды художественной деятельности, связанные с движением - мимы и пантомимы. Одним из наиболее знаменитых деятелей театра является Ливий Андроник, первым связавший все действие единым сюжетом.

Римский театр не имел отношения к культу, актеры были профессионалами, выходцами из низших слоев общества, отношение к которым было в высшей мере пренебрежительным.

Римский трагик отталкивался от того предположения, что зрителю неизвестен исход, и строил постановку на решении развязки. Основа трагедии - соотношение человеческого и божественного - оставалась невос-

3. АНТИЧНОСТЬ

требованной для римского зрителя. Поэтому трагедия не пользовалась в Риме успехом и скоро сошла со сцены.

В Риме особенно развивались такие театральные жанры, как комедия и сатира (Варрон, Лукиан, Петроний, Сенека, Плавт). Комедия использовала приемы римского народного театра, комическую неожиданность и фольклорный схематизм персонажей.

Появилось и новое понимание красоты искусства, рассматривающее художественные ценности как самоценности, независимые от выражаемых ими моральных или интеллектуальных проблем. Искусство и красота становятся достоянием частных коллекций. Особо знаменита была коллекция Цицерона.

Римская эстетика в большой мере повлияла на основы мироощущения католического христианства, Западного Возрождения, всей западноевропейской культуры, в то время как греческая традиция отношения к миру больше проявится в восточноевропейской эстетической мысли. В целом античное мироощущение стало основанием для всей классической эстетики, остающейся все еще актуальной для человечества. В римском искусстве можно выделить в основном две тенденции: воплощение римского могущества и эстетизация жизни.

3. 3. Эстетические учения античности

Развитие эстетической мысли античности было тесно связано с философией и прошло несколько периодов:

- доклассический период (Гомер) - архаика;

- ранняя классика - философско-эстетические школы ранних философов (Пифагор, Гераклит Эфесский, Демокрит и софисты) до Сократа;

- зрелая классика (Сократ, Платон, Аристотель);

- эллинизм - стоицизм, эпикуреизм, неопифагореизм и скептицизм.

Архаико-эстетические идеи Гомера связаны с отождествлением красоты и божественного начала, искусства и жизни. Жизнь - это творчество, а творчество - это и есть жизнь. Поэтому рождение искусства - то же самое, что и рождение в природе. Красота для Гомера достаточно материальnа и доступна осязанию.

Проявлением философии антропоморфизма ранней классики является пифагореизм, представители которого утверждали, что числа - это мир. Ранние пифагорейцы при помощи наблюдения над металлическими пластинами и сосудами с разным наполнением водой установили числовые отношения интервалов между звуками разной высоты. Впервые слышимое становится видимым в знаках-цифрах. Эти цифровые выражения находят отождествление со стихиями природы и геометрическими формами. Пифагор объявляет число сущностью мира, представленной в му-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...