Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности
зыке. Эта теория изложена Пифагором в произведении, названном «Золотые стихи». Учение пифагорейцев развивал Гераклит Эфесский, бравший за основу всего живого «вечно живой огонь». Конкретизируя понятие красоты, Гераклит говорит о гармонии как о единстве противоположностей. Она возникает и проявляется в борьбе противоположностей. Гармония по Гераклиту является основой красоты и имеет универсальный характер: мы видим ее в основе космоса, человеческих связей, она присутствует в искусстве. Гераклит подробно говорит о мере, которая носит всеобщий и универсальный характер. Демокриту приписывается взгляд на искусство как на деятельность, подражающую поведению живых природных существ. По сути, это первая формулировка теории мимесиса, в которой искусство рассматривается как подражание. Софизм также принадлежит ранней классике. Софистами «ремесло» постепенно стало рассматриваться как «искусство». Деятельность софистов в основном строилась на изучении риторики. В основе софизма лежат учения Протагора, Гиппия, Горгия, которые сводились к отрицанию любого порядка вообще и в искусстве в частности. Для софистов была характерна ориентация на чувственное познание и ощущение. Поэтому прекрасное рассматривалось ими как относительная категория. Искусство для софистов - только иллюзия. Сократ, один из знаменитейших философов античности, считал, что: • органы чувств лишены познавательной способности; • эстетическая деятельность является целесообразной и ее результаты необходимо оценивать, прежде всего, с позиций их необходимости; • искусство - средство подражания действительности и изображения идеала. Платон свои эстетические идеи изложил в диалогах («Федр», «Кратил», «Ион», «Гиппий Больший», «Пир», «Тимей», «Филеб» и др. ). Платон был одним из первых, кто обратился к проблеме эстетических категорий, рассматривая их как парные категории. В целом основные идеи Платона заключаются в следующем:
• схема природы всего бытия сводится к трем градациям: высшая -«идеи», средняя - реальности физического и практического мира и низшая - тени и отражения реальных предметов и фактов. Ремесленники и деловые люди имеют дело с предметами второго порядка. К третьему принадлежат поэты и художники, создающие только образы тех вещей, которые относятся к среднему разряду. Поэтам и художникам свойственно непостоянство («зеркальное отражение»). Риторы, симулирующие искусство логичной речи; повара, симулирующие искусство диетического питания; закройщики и портные, симулирующие красоту человеческого тела, - все они собратья драматургов, так 3. АНТИЧНОСТЬ как создают привлекательный вид путем слепого копирования чисто внешней формы истины, идеала или предмета; • красота имеет три уровня: телесная, душевная и абсолютная; • прекрасное - это проявление в нас божественного начала; • есть два вида творчества: божественное и человеческое; • искусство есть сфера применения человеческого мастерства, дар богов, мудрость и наука; • искусство в руках мудрого правителя может стать средством воспитания народа; • сущность музыки может быть отражена с помощью морального и умственного критерия, а не просто объемом доставляемого удовольствия. Основными трудами, излагающими эстетические идеи Аристотеля, являются «Поэтика» и «Политика». В отличие от Платона, Аристотель рассматривает прекрасное в материалистическом духе, как объективное качество вещей. Наиболее характерными признаками прекрасного он считает порядок (в пространстве), соразмерность и определенность в явлениях и предметах реального мира. Противоположностью прекрасного (безобразным) Аристотель считает неоформленность предмета, отсутствие в нем таких свойств, как целостность, единство, порядок, соразмерность.
Аристотель анализирует трагическое и комическое на уровне трагедии и комедии как жанров искусства. Трагическое есть важное, значительное действие человека, приносящее ему страдание. В своем труде «Политика» он говорит о том, что главный источник трагического - частная собственность. Основные эстетические положения Аристотеля: • искусство усовершенствует природу; искусство - процесс созидания и формирования предметов, то есть движение, вызванное в той или иной среде душой и рукой художника. Природа и искусство - движущие силы мира. Произведение искусства задано человеком на определенный срок, а в природе оно вечно; • искусство - дело рук человека, подобное божественному созиданию; • степень обобщения служит мерилом высшего качества как в области научных знаний, так и в подражательном искусстве; • порядок, симметрия и сведение всех частей в единое целое свойственны всем видам подражания, но трагедия является образцом; • высший продукт разума - форма, а форма - это симметрия, порядок и определенность, которые лежат в основе красоты и гармонии; • основными источниками искусства являются интерес человека к воспроизведению жизненных явлений и его любовь к творчеству; • искусство достигает своей цели, когда доставляет удовольствие, а удовольствие меняет свои формы в зависимости от характера искусства, от вкусов и возраста публики;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|