Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




зыке. Эта теория изложена Пифагором в произведении, названном «Золотые стихи».

Учение пифагорейцев развивал Гераклит Эфесский, бравший за основу всего живого «вечно живой огонь». Конкретизируя понятие красоты, Гераклит говорит о гармонии как о единстве противоположностей. Она возникает и проявляется в борьбе противоположностей. Гармония по Гераклиту является основой красоты и имеет универсальный характер: мы видим ее в основе космоса, человеческих связей, она присутствует в искусстве. Гераклит подробно говорит о мере, которая носит всеобщий и универсальный характер.

Демокриту приписывается взгляд на искусство как на деятельность, подражающую поведению живых природных существ. По сути, это первая формулировка теории мимесиса, в которой искусство рассматривается как подражание.

Софизм также принадлежит ранней классике. Софистами «ремесло» постепенно стало рассматриваться как «искусство». Деятельность софистов в основном строилась на изучении риторики. В основе софизма лежат учения Протагора, Гиппия, Горгия, которые сводились к отрицанию любого порядка вообще и в искусстве в частности. Для софистов была характерна ориентация на чувственное познание и ощущение. Поэтому прекрасное рассматривалось ими как относительная категория. Искусство для софистов - только иллюзия.

Сократ, один из знаменитейших философов античности, считал, что:

• органы чувств лишены познавательной способности;

• эстетическая деятельность является целесообразной и ее результаты необходимо оценивать, прежде всего, с позиций их необходимости;

• искусство - средство подражания действительности и изображения идеала.

Платон свои эстетические идеи изложил в диалогах («Федр», «Кратил», «Ион», «Гиппий Больший», «Пир», «Тимей», «Филеб» и др. ). Платон был одним из первых, кто обратился к проблеме эстетических категорий, рассматривая их как парные категории. В целом основные идеи Платона заключаются в следующем:

• схема природы всего бытия сводится к трем градациям: высшая -«идеи», средняя - реальности физического и практического мира и низшая - тени и отражения реальных предметов и фактов. Ремесленники и деловые люди имеют дело с предметами второго порядка. К третьему принадлежат поэты и художники, создающие только образы тех вещей, которые относятся к среднему разряду. Поэтам и художникам свойственно непостоянство («зеркальное отражение»). Риторы, симулирующие искусство логичной речи; повара, симулирующие искусство диетического питания; закройщики и портные, симулирующие красоту человеческого тела, - все они собратья драматургов, так

3. АНТИЧНОСТЬ

как создают привлекательный вид путем слепого копирования чисто внешней формы истины, идеала или предмета;

• красота имеет три уровня: телесная, душевная и абсолютная;

• прекрасное - это проявление в нас божественного начала;

• есть два вида творчества: божественное и человеческое;

• искусство есть сфера применения человеческого мастерства, дар богов, мудрость и наука;

• искусство в руках мудрого правителя может стать средством воспитания народа;

• сущность музыки может быть отражена с помощью морального и умственного критерия, а не просто объемом доставляемого удовольствия.

Основными трудами, излагающими эстетические идеи Аристотеля, являются «Поэтика» и «Политика». В отличие от Платона, Аристотель рассматривает прекрасное в материалистическом духе, как объективное качество вещей. Наиболее характерными признаками прекрасного он считает порядок (в пространстве), соразмерность и определенность в явлениях и предметах реального мира. Противоположностью прекрасного (безобразным) Аристотель считает неоформленность предмета, отсутствие в нем таких свойств, как целостность, единство, порядок, соразмерность.

Аристотель анализирует трагическое и комическое на уровне трагедии и комедии как жанров искусства. Трагическое есть важное, значительное действие человека, приносящее ему страдание. В своем труде «Политика» он говорит о том, что главный источник трагического - частная собственность.

Основные эстетические положения Аристотеля:

• искусство усовершенствует природу; искусство - процесс созидания и формирования предметов, то есть движение, вызванное в той или иной среде душой и рукой художника. Природа и искусство - движущие силы мира. Произведение искусства задано человеком на определенный срок, а в природе оно вечно;

• искусство - дело рук человека, подобное божественному созиданию;

• степень обобщения служит мерилом высшего качества как в области научных знаний, так и в подражательном искусстве;

• порядок, симметрия и сведение всех частей в единое целое свойственны всем видам подражания, но трагедия является образцом;

• высший продукт разума - форма, а форма - это симметрия, порядок и определенность, которые лежат в основе красоты и гармонии;

• основными источниками искусства являются интерес человека к воспроизведению жизненных явлений и его любовь к творчеству;

• искусство достигает своей цели, когда доставляет удовольствие, а удовольствие меняет свои формы в зависимости от характера искусства, от вкусов и возраста публики;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...