Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• в трагедии можно выделить фабулу, характеры, разумность, сценическую обстановку, словесное выражение и музыкальную композицию. Трагедия должна раскрывать причинную связь явлений;

• самое подражательное искусство - музыка, так как именно она наиболее точно отражает душевное состояние человека.

В александрийскую и римскую эпохи (эллинизм) появляется много трудов, посвященных изучению искусства: теоретических трактатов, исторических исследований, грамматик, каталогов и книг критического содержания.

Именно в этот период Гораций написал свою «Науку поэзии», Витрувий - научное пособие для архитекторов, Аристоксен - краткое руководство по музыке, а Квинтилиан - «Наставление в ораторском искусстве».

Однако в это время было высказано некоторое количество новых эстетических идей, суть которых можно свести к следующему:

• выдвижение проблем истории и динамики искусства (Аристарх Самофракийский стал первым, кто начал объяснять литературные тексты, исходя из современных им общественных условий);

• деление красоты на мужскую и женскую - достоинство и грацию (Цицерон);

• красота - это то, что нам нравится, а искусство не есть простое подражание природе, так как в нем есть и то, чего нет в природе, то, что вкладывает в произведение художник;

• красота трансцендентна (Плотин);

• признание красоты художественной формы как таковой и красоты природы;

• идеальный образ находится в голове художника, которому необходимо только найти соответствующую материальную форму (Цицерон);

• зависимость таких эстетических свойств, как грандиозность и изящество форм, от взаимодействия со зрителем;

• признание значения слова в поэзии как эстетической единицы в искусстве риторики (Теофраст «Поэтика»);

• признание произношения и звучания слова обратной стороной мысли (стоики);

• выделение пяти достоинств литературного стиля: безупречная правильность в употреблении греческого языка, ясность, лаконичность, точность и благородная манера выражения, свободная от просторечия (стоики);

• высшим критерием «чудесного порядка» музыкальных звуков служит ухо человека, действующее совместно с человеческим разумом (Аристоксен).

Идеалистическая линия эллинизма наиболее рельефно обозначилась в неоплатонизме (Плотин, Порфирий, Ямвлих и Прокл). Свои идеи Плотин

3. АНТИЧНОСТЬ

изложил в 54 трактатах, получивших название «Эннеады». Он утверждает, что рассмотрение прекрасного как соразмеренного и пропорционального является ошибочным, так как:

• существует множество вещей, воспринимаемых нами как прекрасное (золото, сияние звезд), лишенных пропорциональности;

• внутренняя красота человека мало соотносится с принципами пропорций (одно и то же лицо, изменяясь в разных ситуациях, может вызывать разные ощущения);

• непропорциональными оказываются многие явления духовного или общественного характера, воспринимаемые нами как прекрасные.

Стоики выдвигают учение о симметрии как основе и сущности прекрасного в природе. Суть подражания природе по их мнению состоит в использовании художниками основных принципов и законов, по которым творит сама природа. Стоики признавали моральную ценность красоты. Они вводят в эстетическую теорию термин «изящество».

Если стоики представляли в эллинизме материалистическую линию, то у скептиков ясно определились субъективистские и индивидуалистические тенденции. В области эстетики скептики выдвинули тезис о равносильности всех суждений. Это привело их к критике и низвержению всех существующих теорий. Положительным моментом в их деятельности было развитие логики суждения и опровержения.

Представители эпикуреизма (Эпикур, Филодем и Тит Лукреций Кар) высказывают мысль о том, что искусство доставляет такое же удовольствие, как еда или питье, поэтому оно не может оказывать влияние на волю человека и при этом не является подражанием природе. Искусство возникло из потребностей людей и обусловлено подражанием природе.

В целом античные философы сформулировали главные проблемы эстетической мысли:

• об отношении эстетического сознания к действительности,

• о природе искусства,

• о сущности творческого процесса,

• о месте искусства в жизни общества и человека.

Вопросы и творческие задания

1. Охарактеризуйте специфику мироощущения человека Древней Греции.

2. Назовите специфические черты мироощущения человека Древнего Рима.

3. Подготовьте сообщения по одному из виду искусств античности.

4. Сравните театральное искусство Греции и Рима времен античности.

5. Какие виды искусства и жанры особенно развивались в Древней Греции?

Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6. Какие виды искусства предпочитались во времена Древнего Рима? Ка­кие из них были новацией в искусстве?

7. В чем заключается вклад в эстетическую теорию древнегреческих фи­лософов?

8. Каково значение эстетических идей Аристотеля?

9. Что нового принесли в эстетическую мысль теоретики Рима?

Темы для рефератов

1. Вклад Аристотеля в развитие эстетической теории.

2. Эстетические взгляды Сократа.

3. Эстетическое учение Платона.

4. Значимость достижений художественной культуры Древней Греции для человечества.

5. Художники и скульпторы Древней Греции.

6. Ораторы и ораторское искусство античности.

7. Зрелищные мероприятия античности.

8. Великие драматурги античности.

9. Музыка и теория числа в пифагореизме.

10. Архитектура античности.

11. Эстетические трактаты римских философов.

12. Эстетическая направленность воспитания в Афинах.

Советуем прочитать

1. История эстетической мысли: В 6-ти т. - М., 1985-1986.

2. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. - М., 1984.

3. Шестаков В. П. Очерки по истории эстетики. - М., 1979.

4. Аристотель. Поэтика. - Л., 1927.

5. Платон. Пир, Ион, Гиппий Больший, Федр // Платон. Соч.: В 4 т. - М., 1990

6. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 1-8. - М., 1963-1994.

7. Бычков В. В. Эстетика поздней античности. - М., 1961.

8. Татаркевич В. Античная эстетика. - М., 1977.

9. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...