Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

друзьями и занятия искусством. Искусство рассматривается как романтический идеал. Творчество основано на спонтанности. Автор стихов или музыкант только играет красками, словами, звуками. Люди этого образа жизни отличались особой образованностью и принадлежностью к элите общества. Считалось, что такой образ жизни способствует долголетию.

Таким образом, эстетическая мысль средневекового Китая разрабатывает в основном такие проблемы, как достоверность и иллюзорность искусства, завершенность и незавершенность в творчестве, социальная функция искусства и др.

4. 4. Япония

В средневековой Японии не писали трактатов о красоте, но было разработано множество интереснейших понятий, связанных с эстетикой искусства. Во-первых, японцы предпочитают разрабатывать именно законы приобщения к красоте, а не заниматься разговорами о том, что это такое. Поэтому в Японии чувство прекрасного - одно из самых развиваемых в человеке. Для японца красота неотделима от истины и добра. Красота -это и есть мир, наполненный божествами, называемыми коми (духами). Мир видимый - это майя (иллюзия). Поэтому и искусство японцев наполнено идеей иллюзорности, быстротечности и непрочности.

Японская эстетика не выработала и такую категорию, как безобразное. Все, что окружает японца, не только интересно и полезно для него, но и всегда прекрасно.

Еще одна особенность японской средневековой эстетики связана с таким пониманием мира, что все в нем целостно, а не представлено разрозненными частями. Поэтому в японской эстетике нет противопоставления искусства и природы. Искусство - это такой же мир, как и все вокруг. Назначение искусства состоит в том, чтобы помочь людям полнее переживать красоту мира.

Из дзэновской концепции непостоянства всего существующего, эфемерности и призрачности жизни следует, что все кратковременное тесно связано с понятием прекрасного. Недолговечное текущее мгновение отливалось в особую эстетическую форму. В соответствии с этим жизнь человека считается тем прекраснее, чем она короче и ярче прожита.

Сильное влияние концепции времени в модификации дзен-буддизма видно в литературе (стихи, короткие поэмы и т. д. ), драме (Но, баллада-драма), живописи (монохромная, портрет), архитектуре (храмы, бумажные окна, чайные домики), прикладном искусстве (лакированные шкатулки, ширмы, экраны), в повседневной жизни (чайная церемония, искусство аранжировки цветов - икебана и морибана), искусство комбинирования

4. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

ароматов, каллиграфия и пр. ) и в воспитании японца, особенно путем приобщения его к боевым искусствам (дзюдо, карате-до и т. д. ). Функции сохранения и передачи традиционной культуры последующим поколениям выполняют так называемые иэмото - люди, прекрасно владеющие тем или иным традиционным искусством и имеющие непререкаемый авторитет в возглавляемой ими школе, Так как многие виды традиционного искусства пропитаны религиозным духом и мистицизмом, то занятия ими приобщало человека к чему-то иррациональному и божественному.

Большой популярностью со времен средневековья пользуется искусство укиеэ, основанное на технике графики. Графика укиеэ испытала на себе влияние театра.

Из классических форм японского театра наиболее известны за рубежом Но и Кабуки, в основе которых лежат анимистские элементы японской культуры. Театр Но пользовался огромной популярностью у военной аристократии средневековой Японии отчасти потому, что его эстетическая строгость в чем-то перекликалась с риторизмом самурайского духа. В отличие от жестокой этики самураев, эстетическая строгость Но достигалась благодаря изысканной канонизированной пластике актеров, оказывавшей нередко сильное подсознательное впечатление на зрителей. Театр Но - это, по существу, театр фантазии. Его сцену можно сравнить со своеобразным киноэкраном, на котором проецируются подсознательные видения, рождающиеся в воображении ваки («свидетель», одно из трех амплуа), играющего роль «кинопроектора». Созерцая их на «экране» театра-фантазии, зритель словно заглядывает в самые потаенные уголки своей души.

Кабуки - более поздняя по сравнению с Но форма театра, возникновение которой относится к началу XVII века. Следует отметить, что анимистская основа театра Но была сохранена в новой сценической форме, однако Кабуки имел иную направленность. В отличие от Но с его направленностью на прошлое, Кабуки пользовался поддержкой нового сословия торговцев и проявлял интерес к проблемам современного ему мира. Театр Но и Кабуки, дополняющие друг друга, популярны и в современной Японии.

Средневековая архитектура Японии в самом начале испытала влияние религии, особенно буддизма.

В Японии существовала особая разновидность искусства общения, проявившаяся в таком явлении, как чайные церемонии. Именно здесь развивается эстетика особого стиля поведения, проявившегося так же и в искусстве - саби. Саби - это печаль и одиночество, таинственность и тишина. Саби - это внезапный скачек в ощущение.

Динамика эстетических идей повлияла и на поэзию Японии. Средние века - расцвет поэзии рэнга. Рэнга - это объединение двустишья и трех-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...