Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности
Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Резюмируя, можно сказать, что в средневековой эстетике Европы одной из центральных становится проблема символа, поскольку для нее все чувственное не только в искусстве, но и в природе является лишь отблеском и отображением запредельного, сверхчувственного мира. В это время красота существовала скорее вне искусства, а ее законы были определены заранее и существовали за его пределами. Самое главное изменение в понимании красоты состоит в том, что она перестает пониматься как качество реального мира, а становится атрибутом божественного проявления. Прекрасным считается только то, что содержит в себе идею Бога. Восприятие прекрасного имеет в это время два плана: реальный (зримый) и духовный. Все человеческое, земное, чувственное признается как безобразное. Впервые безобразное становится реальностью. В античность безобразное понималось как отсутствие прекрасного. Теперь безобразное - свойство и проявление дьявольского. Красота становится именем Бога. Реальным признается только то, что идеально. Материальное же рассматривается как нереальное. Художественные изображения символически выражали чувственность для человека сверхчувственного. Эстетика Византии остро ставила вопрос о соотношении образа и первообраза, изображения и предмета изображения. 4. 3. Китай Эстетика средневекового Китая неоднородна. Если период с III до начала X века - это возникновение и оформление наиважнейших эстетических понятий, конец X - начало XIV века - расцвет классической китайской философии, то конец XIV - XVIII век - период углубления достигнутых высот и канонизация эстетических законов.
С XI века возникает особое направление в китайской художественной культуре, названное вэньжэнъ и представленное в живописи, поэзии и каллиграфии. Это направление существует и в наши дни. Круг основных вопросов этого времени в эстетике сводится к следующим проблемам: искусство и мир, искусство как познание невоспринимаемого на чувственном уровне, правдоподобие и первообраз в искусстве, мастерство художника и его произведение, соотношение творчества и восприятия и др. Одним из центральных эстетических понятий, разрабатываемых в это время, становится «вэнь». Вэнь - это сущность мира, «мировой узор», сущность человека. Это своеобразный генетический код, являющийся общим и для мира, и для человека. Искусство как явление, объединяющее в себе мир и человека, тоже содержит вэнь. 4. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Существовали еще такие понятия, как «и» - идея, «шэнь» - душа и «ци» - человек, познавший возвышенную одухотворенность от произведения искусства (это понятие трактуется еще и как первоэлемент жизни). С точки зрения семантических проблем искусства заслуживает внимания интересная мысль китайской средневековой эстетики (в частности, у историка и теоретика китайского искусства Чжан-Янь-Юаня (IX в. ) о возникновении живописи на основе подражания иероглифическому письму. В трактате «Знаменитые картины по периодам» он затрагивает вопрос о воспитательном значении живописи, о ее происхождении (он полагает, что она произошла от подражания иероглифу), о сущности творческого процесса. Истинными художниками могут быть только знатные люди, имеющие ум и образованность. Само искусство призвано отображать дыхание жизни. Ван Чун (27 - ок. 98) - философ-материалист, в труде «Критические рассуждения» поднимает проблему художественной правды. Он пишет о том, что образы искусства должны соответствовать фактам реальности. В основу человеческого восприятия он выдвигает принцип «ци» - источник закономерного развития мира. Прекрасное и уродливое имеет, согласно его учению, только материальные корни.
Се Хэ (V в. ) - художник и теоретик искусства в трактате «Категории старинной живописи» выдвигает принципы, лежащие в основе изобразительной деятельности, основанной на искусстве письма кистью: • выражение сущности явлений; • применение красок в соответствии с характером предмета; • соответственное расположение вещей; • копирование лучших образцов прошлого. Интересен и трактат Ван Вэя ( 699 или 701 - 759 или 760) «Тайное откровение науки живописца» или «Тайна живописи». В нем изложены правила изображения пейзажа, наполненные философским смыслом. Автор пишет о том, что именно природа является основным источником творчества. Значительный вклад в развитие средневековой эстетики Китая внес Су Ши (1036 - 1101), который в трактате «Ночные беседы в заснеженном павильоне» рассматривает сущность вдохновения. Художник воплощает свое приобщение к Дао. Даосизм проповедовал и особый образ жизни, названный - «фэи лю» - «ветер и поток», который характерен для средневекового Китая. Такой образ жизни и творчества предполагал естественность, простоту, свободу и вольность. Противостояние морали (интерес к наслаждениям, вину, женщинам и развлечениям), невмешательство в социально-общественную жизнь («чем больше дел, тем больше беспорядков»), отказ от деяний, философское безделье, нарочитая лень, времяпрепровождение с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|