Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыка впервые проявляет себя как светское искусство, основанное на мирском начале и существующее без дополнительной опеки других видов искусства или религии. Умение петь и играть на музыкальном инструменте становится непременным качеством культурного человека.

В музыке появляются совершенно новые жанры: опера и инструментальное направление. В особом почете находилась импровизация. Популярными становятся и новые музыкальные инструменты: клавикорд, лютня, скрипка. Орган считался инструментом, наиболее пригодным для воспроизведения образов «высокого» искусства. Именно в органном искусстве зародился так называемый монументальный стиль - параллель барокко в живописи и архитектуре, который начал формироваться в XVI веке. В XVI веке в Испании появляются первые трактаты о музыкальном искусстве.

Возрождение в искусстве подготовило оформление новых художественных стилей: барокко, классицизма, рококо.

Эстетические учения мыслителей Возрождения

• Эстетическая доктрина Возрождения проникнута жизнеутверждающими, оптимистическими мотивами. В центре внимания гуманистов стоит проблема прекрасного и возвышенно-героического. Основные тезисы эстетических учений Возрождения:

• глаза человека созданы для того, чтобы искать красоту;

• мир существует по законам красоты, которые познаются через искусство;

• искусство есть отображение действительности.

Леон Баттист Альберти (1404 - 1472) - архитектор и ученый, теоретик искусства и философ. Круг интересов его был огромен (математика, геометрия, оптика, этика, теория живописи и архитектуры), что позволяет судить о нем как характерном представителе универсальной личности и титане Возрождения. Альберти развивал в основном так называемую прикладную или практическую эстетику, в центре которой лежит учение о красоте. Основой красоты Альберти провозглашает гармонию. По его утверждению, красота архитектурного сооружения состоит из трех оснований: число, ограничение и размещение. Украшение он рассматривает не как бесполезное дополнение к уже совершенному и прекрасному, а как неотторжимую часть. Особое место в теории Альберти отводится понятию безобразного, являющегося определенной ошибкой, которую можно исправить. Искусство призвано исправлять или скрывать безобразное.

Эти идеи связаны с эпикуреизмом, провозгласившим культ юности, молодости, начала. Юность Возрождения должна быть вечной, ведь ан-

5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ

тичные боги, которым стремились подражать люди Ренессанса, никогда не старели, не подчинялись власти времени. Юность олицетворялась понятием наслаждения. Но чувственность человека отличается от чувственности животных тем, что она разумна. Поэтому чувства человека разнообразны. Наслаждение впервые начинает рассматриваться как эстетическое начало.

Другим важным направлением эстетики Возрождения стал неоплатонизм. Представителем эстетики неоплатонизма был Николай Кузанский (1401 - 1464), который в трактате «О красоте» впервые сформулировал понятие эстетического вкуса, высказал мысль о знаковой природе искусства, раскрыл диалектику абсолютного и относительного в области прекрасного. Красота есть бесконечное единство формы, проявляемое в пропорциях и гармонии. Прекрасное заключает в себе три элемента, соответствующих диалектическому триединству бытия. Три элемента красоты соответствуют трем ступеням развития бытия: единству, различию и связи. Единство выступает в виде пропорции, различие проявляется в переходе красоты в добро, а связь осуществляется посредством любви.

Марсилио Фичино (1433 - 1499) был основоположником Платоновской академии во Флоренции. Этот кружок объединял художников, поэтов, философов, собиравшихся обсуждать проблемы философии и эстетики Платона. Фичино говорит о двух типах красоты: телесной и духовной. Духовная красота является высшей, божественной. Безобразное есть сопротивление материи, оказываемой одухотворенному воздействию божественной красоты. Отсюда и новое понимание роли художника -он должен не только скрывать недостатки, но и исправлять их, как бы заново творя природу.

Одной из особенностей развития эстетических идей этого времени было то, что их создавали и развивали не теоретики, философы или теологи, а практики, творцы. Поэтому эстетические трактаты Возрождения часто написаны в форме практических предписаний для художников, скульпторов, архитекторов или музыкантов. Наиболее яркими фигурами в данном направлении являются Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Леонардо да Винчи (1475 - 1564) - классическая фигура Возрождения. Он родоначальник реалистической эстетики Возрождения, основанной на принципе подражания природе. Поскольку на первое место в познании он ставит визуальное восприятие, то в классификации искусства первое место должна занимать живопись. Живопись Леонардо называет наукой, но она отличается от науки, так как обращается не только к разуму, но и к фантазии. Художник подобен в своей универсальности зеркалу, но отражение мира в нем отличается обобщенностью и универсальностью. Поэтому прекрасное, проявляющееся в искусстве, не есть только внешняя красота, но прежде всего наличие всей гаммы эстетических цен-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...