Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности
Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ лений, каждое из которых привносило свою манеру. Таким образом, строительство храма осуществлялось 2 - 3 столетия. В этом стиле происходит процесс «развеществления камня». Пространство наполняется свободой и некоторой легкостью по отношению к романскому стилю. Изменение строительной конструкции связано с применением дополнительных поддерживающих установок. Давление камня свода, каменных колонн и стен обращено вниз, но господствует ощущение общей устремленности всей постройки вверх. Встреча этих противоположностей создает чувство невесомости, парения над землей. С XIV века соборы становятся царскими усыпальницами. Изменение строительной конструкции связано с применением дополнительных поддерживающих установок. Стиль отличается особой символичностью: 12 опор хоров в церкви символизировали 12 апостолов, пилястры - епископов и Отцов церкви, сам собор - символ царства небесного. Готика объединила в себе статику и динамику: динамика вертикали как бы останавливается статикой горизонтали. Динамика - олицетворение устремленности человека и земного начала к внеземному и вечному, а горизонтальная статика - рост земного начала в его значимости для человека. Она тяготеет к объемности и многообразию. Это проявляется в новом подходе к пониманию света в архитектуре. Сюжер стал первым, кто начал активно использовать свет в архитектуре. Это проявляется особенно ярко в системе витража. Витраж, состоящий из множества цветных прозрачных частей, способен дробить солнечный свет на множество составляющих. Характерными для готики чертами в архитектуре считают следующие: устремленность вверх, вытянутость окон, витражи, характерная «роза» у входа, в основе здания лежит форма латинского креста, украшенность статуями, рельефами, живописью. Готика проявилась не только в архитектуре, но и в живописи (Д. Кверча, Беневе, Л. Монако), скульптуре, моде того времени.
Особое развитие в средние века получает изобразительное искусство. Главной задачей художника было воплощение божественного начала, а из всех чувств человека отдавалось предпочтение страданию, ибо, по учению церкви, это - очищающий душу огонь. В XII - XIII веках под влиянием школьного и университетского образования в городах Западной Европы развивалась латинская литература (на церковные и светские сюжеты), поэзия вагантов (лат. - «бродячие»), героический эпос, рыцарская поэзия, лирическая поэзия трубадуров, куртуазная поэзия, стихотворная повесть на любовно-приключенческий сюжет. Особое место слову как основе литературы принадлежало христианским текстам, в которых слово трактуется как акт божественного 4. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ создания. Развивается учение о почитании текста религиозного характера, высшим воплощением которого становится «Книга книг» - Библия. В средние века происходит изменение, касающееся приоритетности тех или иных видов искусства. Самым «дьявольским» становиться театр. Он представлен разновидностями: театр, преследуемый церковью, основанный на народных традициях и языческих представлениях, и театр, связанный с церковными традициями. Наиболее популярным жанром становятся мистерии, представляющие собой яркий пример гармоничной включенности драматического действия в архитектурный ансамбль. Сам театр получает форму профессиональной деятельности (Франция - гистрионы, Германия - шпильманы, Польша - франты, Россия - скоморохи и т. д. ). Эстетические учения западноевропейского средневековья
Эстетические взгляды средневековых мыслителей достаточно разнообразны. Если во времена античности практические и утилитарные цели органично включались в сферу красоты, то средневековье начинает разделять эти понятия. Святой Августин (354 - 430) выделяет из прекрасного момент пользы и целесообразности через понятие «соответственное». Центральным понятием эстетики Августина является категория «единства». Высшим единством обладает Бог, объединяющий в себе мир, потому он воплощает в себе высшую красоту. Красота - это «пропорциональность частей в сочетании с приятностью окраски». Порядок и число - основные свойства красоты. Три принципа - мера, число и вес, или, согласно другому определению, вид, форма и порядок, лежащие в основе бытия и красоты, символизируют три лица святой троицы. Вселенная, согласно Августину, развивается согласно порядку, ибо Бог любит порядок и является его творцом. Порядок, царящий в мире, создан Богом и проявляется в мере и гармонии. Уродство, согласно его теории - это только сравнительное несовершенство. Чтобы восприятие красоты было полным и совершенным, определенным пропорциям, составляющим красоту объекта, должна соответствовать подобная же пропорциональность в субъекте. Правильное соотношение должно связывать созерцающего красоту с самим зрелищем, так же как должны быть связаны и части видимых предметов между собой. Ибо соответствие между раздражителем и реакцией на него делает ощущение приятным. В своем раннем трактате «О подходящем и прекрасном» Августин задавался вопросами о том, почему нас влечет к красоте и как красота свя-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|