Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности
Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ зана с любовью. Взаимное влечение чувства и объекта вызывается внутренней гармонией или взаимным приспособлением двух элементов друг к другу. Святой Августин называет эстетическую форму видимых предметов красотой, а слышимых - мелодичностью. Он стремился подчинить искусство познанию символического содержания Библии. Последняя представляет собой поэтику Августина, его гносеологию и знаковую теорию языка. Григорий Нисский (ок. 335 - ок. 349) считал, что в человеке как микрокосме сосредотачивается весь макрокосм. Объединяющим началом этих уровней является гармония строя и ритма, приводящая человека не только к согласию с самим собой, но и к созвучности с миром. Эти идеи оказались созвучны с романским стилем в искусстве. Гуго Сен-Викторский (1096 - 1141) учил о двух видах красоты: высшей незримой и низшей зримой. Незримая красота едина и неделима, а зримая - сложна и разнообразна. Красоту он рассматривает как единство противоположностей. Чем больше контраст, тем сильнее воспринимаемая красота. Эти идеи особенно ярко проявились в готических тенденциях искусства средневековья. Созерцание высшей красоты осуществляется на уровне интуиции и разума и поэтому называется «интеллигенцией». Восприятие низшей красоты связано с чувствами и проявляется не только на уровне зрения и слуха, но и на уровне осязания и обоняния. Гуго создает и свою схему развития искусства. На начальной стадии целью человека выступает необходимость удовлетворения самых простых потребностей, что проявляется в создании самых простых вещей. Далее идет стадия обеспечения удобства, что вынуждает человека улучшать вещь. Последняя стадия - стремление человека сделать вещи милыми, приятными для глаза. Гуго делает вывод о том, что красота заключается в освобождении от необходимости, нужды.
Представителем поздней схоластики средневековья принято считать Фому Аквинского (1225 - 1274). Его основные идеи: • красота определяется тремя качествами - цельность, пропорциональность и яркость. Гармония не является свойством вещей, а представляет собой отражение их божественного происхождения; • основной принцип красоты - множество в едином; • главное проявление красоты - форма. Одним из ключевых понятий средневековой эстетики становится «свет». Слово claritas в средневековых трактатах означало «свет», «сияние», «ясность». Красота - сияние истины. Свет и форма в средние века отождествляются. Идеи эстетики света проявились в христианских традициях средневекового искусства. Свет в христианстве выполняет три функции: очаровы- 4. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ вает чувства, формирует и придает порядок всему и облегчает познание. В средние века различали чувственный свет, естественный свет человеческого разума и метафизический или божественный свет. Видение, восприятие света рассматривалось как гармоническая встреча света физического мира и света сознания. Сверхчувственный свет Божественного озарения не воспринимается, а постигается в мистическом опыте приближения к Богу. Красота в средние века в Западной Европе связывалась с божественностью. Искусство рассматривалось как испытание для человека. Творчество уподоблялось Божественному проявлению особого предназначения. Все, что создано человеком, должно быть связано с божественным уподоблением. Характерны также тенденция подчинения поэтики риторике и знаковый подход к слову. 4. 2. Византия Специфика мироощущения средневековой Византии обусловлена культурными предпосылками.
Особенности византийской культуры состояли в следующем: • синтез западных и восточных элементов при господстве греко-римских традиций; • сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации; • Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество; • Византийская империя проявила отличие православия от католичества. Византийская культура, положившая начало книге как таковой (пришедшей на смену греческому свитку), привнесла много нового и во взаимодействие различных видов искусства. Уже VI век ознаменовался широким распространением кодекса - рукописи, состоящей из отдельных сброшюрованных листов. Античная иллюстрация, в отличие от средневековой, - свободный изобразительный комментарий на полях манускрипта. Кодекс же с упорядоченным форматом страницы предъявлял более жесткие требования к композиции миниатюры: она теперь не только комментировала текст, но и украшала рукопись. Обрамление страницы открывало путь к превращению иллюстрации в замкнутое в себе самом произведение, в своего рода картину. Развивается такое направление живописи, как иллюминированная рукопись, основанное на формировании традиций декорирования текста книги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|